«Это чересчур!» – бизнесмены о налоге на онлайн-переводы
Казахстанский бизнес снова оказался под ударом. А все потому, что чиновники вспомнили свою давнюю затею: мобильные переводы хотят облагать налогом. Это когда вы расплачиваетесь за товар не наличными, а отправляете деньги со своей карты на карту продавца, используя только телефон.
Автор: Ксения Поляница
27.02.2021
Впервые об этом заговорили еще два года назад – и реакция общественности была, мягко говоря, бурной. Казахстанцы опасались, что государство узнает все их «банковские тайны». Но население успокоили тогда и пытаются успокоить сейчас: речь идет только о предпринимателях. Вот только им от этого не легче. Ведь пострадает опять малый бизнес – это небольшие магазины у дома, торговцы овощами и фруктами. Именно там чаще всего казахстанцы достают из кармана мобильник вместо купюр. И именно там, по мнению властей, скрывается значительная часть теневых доходов.
Примечательно, что о новом налоге заговорили именно сейчас – во времена, когда казахстанский бизнес и так выживает с большим трудом.
Аналитики «Финпрома» посчитали: за полгода в стране закрылось почти 5 тысяч компаний, еще 120 тысяч временно приостановили работу. И основная причина – пандемия COVID-19. Предпринимателям не хватает оборотных средств, больно бьют высокие проценты по кредитам, а также конкуренция и отсутствие кадров.
Денежные переводы – под прицелом. Самый удобный способ оплаты товаров и услуг
предложили обложить налогом. Чиновники в очередной раз решили вывести доходы казахстанцев из тени. Уже в 2023-м предпринимателям придется платить за каждое поступление на карту.
Зангар Шындали, руководитель управления КГД МФ РК:
– Речь не идет о дополнительном налогообложении, потому что это та же самая торговля, только вместо налички сейчас используют переводы. И эти переводы надо по закону: в целях снижения теневой экономики и защиты прав потребителей выдавать чеки и, соответственно, отражать в налоговой отчетности.
Новость о том, что за удобство придется платить, переполошила всю страну. Под ударом оказался малый бизнес. Именно в магазинах у дома чаще всего принимают деньги онлайн. Бизнесмены поясняют, так они пытаются угодить клиентам. Мол, те часто забывают дома платежные карты, а мобильный всегда под рукой. Всего клик – и деньги уже на счете.
Впрочем, такая оплата законной не считается. Налоговики поясняют, мобильные переводы создавали для физических лиц. У предпринимателей должны быть специальные счета. Но у владельцев бизнеса своя правда. Не отказывать же клиенту? Ведь есть те, кто и на переводы чеки пробивает.
Тимур Алибеков уже пять лет занимается продажей бытовой химии. Говорит, поначалу дела шли хорошо. Бизнесмен даже открыл четыре магазина в разных районах Алматы. Но пандемия внесла свои коррективы. Продажи упали. В итоге из всех точек осталась одна.
Тимур Алибеков, предприниматель:
– После коронавируса платежность рынка упала в два-три раза. При такой платежеспособности невыгодно ничего делать.
Предприниматель поясняет, с таким оборотом работать вбелую сложно – платить приходится за все. Здесь чеки пробивают даже на мобильные переводы. Иначе уследить за товаром, когда за кассой продавец, сложно, уверяет Тимур. После пандемии бизнес в стране едва держится на плаву. А с новым налогом он может и вовсе пойти ко дну.
Тимур Алибеков, предприниматель:
– Как это отразится? Негативно. Потому что при таком подходе я буду платить два раза. При доходе, когда я зарабатываю эти деньги. Второй раз я оплачиваю при расходе, когда я плачу за то, что мне нужно на эти деньги купить. Зачем тогда мне платить? Я буду наличными оплачивать.
Платить больше предприниматели не хотят. Говорят, и так расходов немало. Например, службам доставки тоже нужен процент.
– Они с меня и так 20% лупят. Еще если и налоговики с этой суммы начнут брать, да все побросают это. Это мои деньги – я куда хочу их, туда и трачу. Кого трогает вообще?!
– Налоги мы и так платим. Мы на свои налоги живем. На транспорт платим, на земле кто живет. Это чересчур, они что-то переборщили.
За голову взялись и те, кто к бизнесу вообще отношения не имеет. Вопрос у казахстанцев вполне логичный: как власти будут отделять коммерческие переводы от обычных? Ведь деньги с карты на карту переходят по разным причинам. Например, в счет долга, на знаменательные события и торжества или в целях благотворительности.
Надира Турдиева:
– Главное, чтобы в налоговой не перепутали, чтобы путаницы не было. Чтобы все было по-честному. Потому что там есть и свои какие-то личные переводы. Не от клиентов, а от кого-нибудь другого. Чтобы вот это они не перепутали.
В Минфине обещают, что не запутаются. Отслеживать поступления будут по специальной схеме. Какой именно, пока неясно. Проект находится на стадии разработки. Одно известно наверняка: физических лиц налог точно не коснется. Не исключают, что для переводов предпринимателям придется открыть счет. Развеяли чиновники и еще один популярный миф.
Зангар Шындали, руководитель управления КГД МФ РК:
– Предприниматели думают, что при переводе будут удерживать налоги. Но это в корне не так. Потому что налогообложение так не строится. Налогоплательщик либо сам исчисляет налоги путем предоставления декларации, либо он начисляет по итогам проверки.
Еще один вопрос, который волнует казахстанцев, – банковская тайна. Бизнесмены боятся, что информация об их доходах окажется в свободном доступе. Эксперты поясняют, налоговики могут видеть частоту переводов. И никакой тайны в этом нет. Скрыты от госорганов только суммы.
Дмитрий Казанцев, директор Республиканского центра помощи предпринимателям:
– Налоговая знает каждого человека, у кого открыто ИП. Это несложно налоговой посмотреть. Там около миллиона индивидуальных предпринимателей открыто. И сопоставить информацию – кто предприниматель, а кто физическое лицо – не составляет большого труда. Наличие банковского счета или карты не является конфиденциальной информацией. То есть налоговая сможет сопоставить данные.
Эксперты призывают вести бизнес открыто. Особенно сейчас, когда в стране налоговые каникулы. В качестве альтернативы предпринимателям предлагают переходить на QR. Как, например, в этой студии маникюра. Здесь проблема онлайн-переводов не стоит. С каждой оплаты клиентам возвращается бонус.
Кристина Панова, директор студии маникюра:
– Сейчас, конечно, больше рассчитываются безналом. И через QR тоже людям удобнее, чем карты прикладывать, потому что карты не у всех с собой есть.
Бизнесменов строго предупредили: платить все равно придется. Из-за мобильных переводов государство теряет колоссальные средства. Треть экономического сектора находится в тени. Тех, кто платить за операции с карты на карту не захочет, ждет штраф. Впрочем, у экспертов другое мнение. Считают: вывести бизнес на чистую воду только кнутом вряд ли получится. Уже сейчас в системе есть лазейки.
Дмитрий Казанцев, директор Республиканского центра помощи предпринимателям:
– Есть предпринимательские доходы. И есть доходы: там родственники помогают, друзья, какие-то личные движения денег. Когда его налоговая вызовет и скажет: «А вы тут скрывали деньги», он сможет сказать: «Вот смотрите, какие переводы поступали, и вот моя выписка по кассовому аппарату, и эти суммы я пробивал».
– А что мешает предпринимателям все не пробивать, а только пару чеков пробить?
– Да, это лазейка. Когда предприниматель может настоять, что он отчасти прав, налоговой будет тяжелее доказывать обратное.
В Минфине пообещали все лазейки предусмотреть. На это у чиновников есть не меньше двух лет.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!