83% подростков заразились ВИЧ, занимаясь незащищенным сексом
Врачи рассказали об условиях вакцинации пациентов с хроническими заболеваниями. В частности, речь идет о сахарном диабете, раке и ВИЧ-инфекции. Специалисты заявляют, что все эти диагнозы не являются противопоказаниями.
Автор: Ирина Криштоп
13.03.2021
Но нужно учитывать определенные особенности. Например, онкобольных прививать рекомендуют только вакциной с неживым вирусом. Именно такую разрабатывают казахстанские ученые.
Диляра Кайдарова, председатель правления АО «КазНИИ онкологии и радиологии»:
– Вопрос пока еще остается незавершенным о вакцинации, но ассоциации – Американская и Европейская – рекомендуют вакцинировать наших пациентов вакциной с неживым вирусом. Поэтому сейчас мы ждем внедрение нашей казахстанской вакцины, которая как раз соответствует этим стандартам.
А российский «Спутник V» сейчас проверяют на эффективность для больных вирусом иммунодефицита человека. Но медики говорят, что прививать таких пациентов можно и нужно в первую очередь – еще и потому, что эпидемия ВИЧ, которая началась больше 40 лет назад, не останавливается.
А в Казахстане стала чаще болеть молодежь, уверяют сенаторы. По их данным, за последние три года рост количества новых случаев ВИЧ-инфицирования среди подростков составил 43%. Причем чаще всего школьники и студенты заражаются половым путем. То есть не предохраняются во время секса. Депутаты уверены, все это происходит оттого, что с детьми никто не говорит на пикантные темы. И что самое страшное: когда, по сути, еще ребенок узнаёт о своем статусе, он начинает заниматься самолечением.
Почему «стигму», связанную с ковидом, мы пережили, а людей с ВИЧ многие до сих пор боятся и презирают?
ВИЧ – болезнь наркоманов, проституток и геев. Этот стереотип плотно засел в сознании общества. Но врачи уверяют, вирус иммунодефицита человека не выбирает ни социальный статус, ни профессию.
Альфия Денебаева, зам. главврача по эпидемиологическим и организационным вопросам Центра по профилактике и борьбе со СПИД г. Алматы:
– Это могут быть учителя, врачи там, бизнесмены, журналисты. Это неважно, кто ты и кем ты работаешь. Самое главное здесь – предохраняться. И половым путем: достаточно одного какого-то полового контакта без средств защиты, когда инфицироваться ВИЧ-инфекцией.
Заражаются взрослые и дети. Только в прошлом году в стране о своем статусе узнали 53 подростка. Всем им от 15 до 19 лет. 44 из них подхватили вирус, занимаясь небезопасным сексом. Пятеро принимали наркотики. Двоим занесли инфекцию во время процедуры татуажа. Еще у двоих путь передачи так и не установили.
Статистика взволновала депутатов. Они копнули глубже и выяснили, что за три года в стране на 43% выросло число ВИЧ-инфицированных подростков. А все потому, что молодежь ничего не знает о половых инфекциях.
Акмарал Альназарова, депутат Сената Парламента РК:
– Социологические опросы показали, что комплексные знания о путях передачи ВИЧ имеют только 9% подростков, 60% не осведомлены о методах профилактики инфекций, передаваемых половым путем, а 62,6% заболевших молодых людей занимались самолечением.
Рассказывать подросткам о сексе должны в том числе и в молодежных центрах здоровья. Они работают при поликлиниках. Но с начала года закрылись уже три таких учреждения. На очереди еще один. Сенатор говорит, финансирование слишком скудное.
По словам сотрудников, актюбинский центр вообще не получает денег от государства. Специалисты работают за спасибо, с небольшой доплатой.
Ляззат Кешубаева, психолог городской поликлиники №1 г. Актобе:
– На каждого ребенка нам не выделяется, финансирование у нас не идет. У нас только работают психологи, гинекологи и другие специалисты на добровольной основе – с доплатой главного врача. Подросткам вообще – у них такой период: гормональные изменения в организме. В такой период нужна поддержка.
Принимают подростков здесь с 15 лет. Ребята идут за помощью и консультацией к психологам, гинекологам, урологам и юристам. Специалисты помогают узнать все о ВИЧ.
11-класснику из Усть-Каменогорска пришлось разбираться самостоятельно. Свое лицо он показывать не хочет. Диагноз – вирус иммунодефицита человека – ему поставили еще в детском саду.
– Я еще, наверное, детский сад заканчивал. Тяжело болел. И вот выявилось, что болею.
Неизлечимую инфекцию парню передала мать, когда кормила грудью. Больше 10 лет он проходит антиретровирусную терапию. О своем диагнозе говорит лишь с самыми близкими.
– Несколько друзей только знает. Я проверял там их годами, что можно рассказать, нет. Для них это было для некоторых шок. Что вот друг болеет. Ну, я немного рассказал, объяснил. Это было вживую, с глазу на глаз говорил, рассказал, объяснил, что, как передается некоторым. И, в принципе, они подуспокоились – и всё, и нормально.
Тайну школьника не знают даже родственники. Раскрывать свой статус в нашей стране страшно, говорят общественники.
Эльмира Шамсутдинова, сотрудник ОО «Равный – равному плюс»:
– Наше общество ВИЧ-позитивных людей как только ни называет: спидозный и так далее. И: «Сами виноваты. Да чтобы они все сдохли. Их всех свезти на какой-то остров».
Позитивные подростки часто сталкиваются с дискриминацией. Это происходит в детском саду, в школе. У ребят со статусом даже отбирают выбор профессии.
Эльмира Шамсутдинова, сотрудник ОО «Равный – равному плюс»:
– Мастер маникюра и педикюра должен иметь отрицательный. Ну, санитарная книжка, где есть анализ на ВИЧ. Повар, кондитер должен иметь санитарную книжку, где есть анализ на ВИЧ. Тогда куда нашим детям идти? Военными, медиками, маникюр, педикюр, повар, кондитер – они не могут быть.
Бауыржан Байдуллаев с профессией уже определился. 15-летний парень хочет стать врачом.
Бауыржан Байдуллаев:
– Я хотел пойти на врача-инфекциониста. Но потом решил, что в связи с сегодняшней ситуацией в мире я пойду на эпидемиолога.
Он – первый подросток в Казахстане, который открыто заявил, что у него ВИЧ. 14 лет назад его и еще 148 детей заразили в больницах Шымкента. Виновные уже отсидели свои сроки. Сидеть на таблетках Бауыржану придется всю жизнь.
Бауыржан Байдуллаев:
– Принимаю я таблетки один раз в день в восемь вечера. Я с двух лет уже пью. Были моменты, когда уже надоедало уже от большого количества. Но потом меня перевели на новую терапию, и там уже всего две таблетки. Я уже к этому привык.
О своем диагнозе Бауыржан знает с пеленок. Родители не стали скрывать. Рассказывали, что в организме есть вирус, а таблетки – это солдатики, которые с ним борются.
Бауыржан Байдуллаев:
– Что такое ВИЧ, полностью я осознал, когда мне было лет 10. Те люди, которые знают о моем статусе, они относятся полностью с пониманием, никто меня не задирает. И, в принципе, ко мне относятся так же, как и ко всем. Я не являюсь для них человеком с какой-то там мегаособенностью.
Это – заслуга его матери и отца. Они проводили тренинги с учителями и родителями одноклассников. Помогали им врачи и психологи. Объяснили, что их сын не опасен.
Алия Масаурова, мать:
– Провели предварительно тренинг при поступлении Бауыржана в нулевой класс. Объяснили права, обязанности ребенка. Права, обязанности преподавателей. Объяснили также пути передачи, меры безопасности. Ну, вот уже в этом году, Кудай каласа, Бауыржан 10-й класс заканчивает. За эти 11 лет у нас не было ни одного факта, случая дискриминации ребенка.
Основных путей передачи у ВИЧ-инфекции всего три: незащищенный секс, игла для инъекций и вертикальный (от матери к ребенку). Болезнь эта неизлечима, но жить с ней можно.
Сания Махмутова, врач-инфекционист городского Центра по профилактике и борьбе со СПИД г. Алматы:
– Если человек знает о своем статусе, мы его берем на учет, назначаем терапию. И по истечении определенного времени – мы говорим, это три месяца как минимум, – в его крови уже неопределяемый уровень вирусной нагрузки. То есть, в принципе, в периферической крови вируса у него нет – он подавлен.
Проходя терапию, ВИЧ-позитивный может заниматься сексом, планировать и рожать детей. Риск заражения других становится практически нулевым. Но главное правило – регулярно сдавать анализы.
Сдать кровь из вены на ВИЧ подростки могут с 16 лет. Однако существует способ узнать свой статус и раньше. И для этого даже не обязательно ставить в известность родителей. На экспресс-анализ берут кровь из пальца. В центре по профилактике и борьбе со СПИДом у вас не спросят ни возраст, ни как вас зовут. Результат будет готов через 20 минут.
Ожидание очень волнительно. Врачи объясняют: если тест покажет наличие вируса, паниковать не стоит. Нужно будет пройти тщательное обследование.
– Прошло 20 минут. Если на экспресс-тесте появятся две полоски, значит, у меня положительный результат. Полоска одна – вируса иммунодефицита человека у меня нет.
А чтобы подросткам не приходилось постоянно сдавать кровь на инфекции, нужно говорить с ними о сексе и его последствиях. И начинать это делать лучше с 12 лет.
Ирина Волкова, психолог:
– Очень уместно в школах опять-таки через алгоритм: классный руководитель, родитель, собирать группы, отдельно девочек, отдельно мальчиков, вместе – и говорить конкретно, что может мужчина, мальчик предпринять, чтобы не распространять, чтобы не заразиться самому, что такое презерватив, что такое методы защиты, как его правильно надеть.
Родителей и педагогов специалисты просят перестать стесняться. Сексуальное просвещение не приведет к раскрепощению. Знания лишь уберегут подростков от нежелательных связей. А еще нужно престать бояться людей с позитивным статусом. Через объятия, поцелуи и общую посуду ВИЧ уж точно не передается.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!