«Сколько дать, чтобы ты ушел?»: как частые проверки бизнеса порождают коррупцию
Казахстанцы продолжают нарушать карантин. Причем на поводу у рядовых граждан идут бизнесмены. Вопреки запретам санврачей увеселительные заведения работают по ночам, проводятся пышные тои. Только в столице с начала года власти выписали штрафов на 100 с лишним миллионов тенге.
Автор: Ирина Криштоп
10.04.2021
Сархат Бейсенова, главный государственный санитарный врач г. Нур-Султана:
– К административной ответственности привлечены 238 физических и юридических лиц на сумму более 57 миллионов тенге. Из них субъектов предпринимательства – 141 – на сумму более 52 миллионов тенге, физлиц 96 – на сумму более 4 миллионов тенге.
За предпринимателей на этой неделе заступились депутаты. Представители фракции Aq Jol не раз жаловались на мониторинговые группы, а теперь и вовсе просят их ликвидировать. Мажилисмены называют контролеров налетчиками, которым закон не писан. И говорят, что проверяют они одних и тех же, порождая коррупцию.
Более того, уже появились мошенники, которые приходят под видом сотрудников акиматов и вымогают у бизнесменов деньги. Как планируют бороться с аферистами и когда отменят карантинные рейды?
Уже год мониторинговые группы ходят с проверками к предпринимателям. Их интересует, соблюдают ли бизнесмены санитарные нормы. Тех, кто чихает на правила, штрафуют. Правда, наказывать могут только по пяти пунктам.
Айтуар Кошмамбетов, директор палаты предпринимателей г. Алматы:
– Несоблюдение требований к режиму работы или ограниченному виду деятельности. Сейчас мы все знаем, что определенные виды деятельности, как ночные клубы, банкетные залы, они не могут работать: проведение семейных, массовых мероприятий, корпоративов и так далее. То есть большое скопление людей, социальное дистанцирование, то есть между столиками должно быть определенное расстояние, между гостями в очередях. Это численность посетителей: в ресторанах установлена определенная численность – до 30 человек.
А еще в помещениях все обязаны быть в масках. Исключение только для клиентов общепита. Там средства защиты обязан носить персонал. Но за неприкрытые лица посетителей пришлось платить владелице кафе из Темиртау.
Екатерина Богданова, владелица кафе:
– Ну, это же не детский сад – ходить за каждым, как за ребенком, и уговаривать надеть маску. Мониторинговая группа зашла и усмотрела, что на танцполе стояли люди без масок. Не все, но некоторые из них.
Проверяющие составили протокол и направили санврачам. Те выставили штраф в 680 тысяч тенге. Екатерина Богданова платить за ошибки других не хотела. Потому обратилась в суд. Но процесс проиграла. Правда, ей сделали скидку.
– 30% мне сделали скидку – 470 тысяч.
Ресторатор говорит, за год мониторинговые группы просто извели частыми проверками. Наведывались к ней в кафе по несколько раз в день.
Екатерина Богданова, владелица кафе:
– Сейчас, конечно, этого нет. Весь год нас буквально терроризировали до белого каления. Мониторинговые группы заходили по пять-шесть, а то и восемь раз в день. Одна мониторинговая группа уходит, другая тут же заходит. Полчаса проходит – опять приходит мониторинговая группа. Час-два проходит – опять приходит мониторинговая группа. И практически работать не давали.
В этот алматинский ресторан при торговом центре проверяющие заглядывали трижды. Последний визит довел до административного суда. Директора обвинили в том, что он мешал работе мониторинговой группы. А еще его заведение якобы принимало гостей после установленного времени.
Радован Симонович, генеральный директор ресторана:
– В суд обратился СЭС, потому что они считали, что мы нарушали закон. Мы утверждали, что мы не можем нарушать закон в связи с тем, что, согласно подпункту 65, для нашей категории объектов общественного питания не регламентирован режим работы. Мы не можем отвечать за то, что не прописано данным постановлением.
В итоге суд согласился с ответчиком. Радована Симоновича оправдали. Но так везет далеко не всем.
За бизнесменов вступились депутаты. Дания Еспаева уверена: нужно прекратить наказывать предпринимателей хотя бы за нарушение масочного режима их клиентами, ведь и сами проверяющие забывают о санитарных нормах, а потому их тоже нужно контролировать, а лучше и вовсе мониторинговые группы распустить.
Дания Еспаева, депутат Мажилиса Парламента РК:
– В мониторинговых группах нет конкретного должностного лица, которое бы несло всю полноту ответственности за действия группы, нанесение ущерба бизнесу и вымогательства с предпринимателей. Они превратились в непонятных налетчиков, которые сами себе и Конституция, и закон.
Раскритиковала депутат и карантинные меры. Больных коронавирусом меньше не становится, а сплошные запреты разоряют бизнес. По ее мнению, не стоит ограничивать время работы заведений.
Дания Еспаева, депутат Мажилиса Парламента РК:
– Почему санврачи уверены, что в кафе риск заражения больше, чем в переполненном автобусе? Или что – именно после 22 часов вирус вдруг просыпается и гуляет активнее, чем до 22 часов? С точки зрения здравого смысла, гораздо важнее ограничить наполняемость закрытых помещений, чем время их работы. Гораздо эффективнее требовать соблюдение дистанции, чем запрещать одни объекты и закрывать на гулянки в других.
Но санврачи уверяют, ограничения основываются на здравом смысле: казахстанцы не знают меры. А чем меньше по времени работают питейные заведения, тем реже туда ходят люди.
Садвакас Байгабулов, зам. руководителя департамента санитарно-эпидемиологического контроля г. Алматы:
– Они будут собираться компаниями, группами, и при этом не будет соблюдаться социальная дистанция. Посетители, они сдвигают столы, тем самым увеличивают количество мест. Как показывают рейдовые группы, они сами уже не контролируют определенных буйных посетителей, которые не то что не соблюдают социальную дистанцию, они требуют продолжение банкета.
И в продолжении банкета некоторые владельцы баров не отказывают. А на случай появления мониторинговой группы уже отработаны пути отхода. К примеру, выводят людей через служебный выход.
– Тише! Заходим, телефоны отключаем.
– Мониторинговая группа Ауэзовского района.
Администратор этого ресторана не ожидала обнаружить среди посетителей контролера. Проверяющие рассказывают: прежде чем зайти в заведение всей командой, сначала отправляют шпиона. Правда, и разведчик может попасть в западню. Так, Исмаил Ермек оказался заперт в караоке на полтора часа.
Исмаил Ермек, член мониторинговой группы:
– Я зашел под видом гостя. Я туда захожу, провожу видеофиксацию. Сразу зову своих коллег, чтобы они дальше зашли, взяли объяснительную, зафиксировали этот факт. В это время, пока я снимал помещение, они сразу уже заподозрили то, что ведется видеосъемка. Вот после этого заперли все двери. У меня доступа больше никуда не было. Я остался с охранниками.
Проверяющие ездят по заведениям днем и ночью. В составе группы обычно четыре человека – это представители акимата, полиции и общественной организации. Они заглядывают в компьютерные клубы, бильярдные центры и рестораны. Появление контролеров в этом заведении испортило настроение и администраторам, и посетителям.
– Празднуете?
– Нет, поминки.
Время почти 12 ночи. За столиками никого быть не должно. Но в этом баре нет пустого места. Заполнены и VIP-кабины.
– За текущий месяц второй раз уже фиксируется. Мы здесь и воду отключали, применяли меры. Один раз уже приостанавливался решением суда.
В черный список попал и этот компьютерный клуб. Деятельность игровых клубов вообще запрещена. Но предпринимателям, видимо, закон не писан. Около 30 человек собрались поиграть в футбол… виртуальный. Теперь всем клиентам придется ехать в полицейский участок и писать объяснительные. А тем, кто был без масок, выпишут еще и штраф.
Нарушителей на улице ждут два микроавтобуса. Людей выводят колонной. За порядком следят бойцы с автоматами. Казалось бы, от них не сбежать. Но одному нарушителю это удается. В итоге в отделение полиции доставили 16 человек. Там всем выписали штраф.
Молдир Тореханкызы, гл. специалист районного управления санитарно-эпидемиологического контроля:
– В закрытом помещении физические лица находились без защитной маски. Мы составляем по статье 425, часть 1, полностью сумма составляет 87 510 тенге. Если данное физическое лицо оплачивает в течение семи рабочих дней, он будет составлять 43 755 тенге.
Владельцам бизнеса придется тоже пополнить госбюджет. Только их штрафы доходят до 700 тысяч, а то и нескольких миллионов тенге. А потому предприниматели часто пытаются решить вопрос на месте.
Айбек Алишарипов, гл. специалист отдела по развитию предпринимательства районного акимата г. Алматы:
– У людей разный подход, есть откровенно кто там, ну, там: «Пойдем, отойдем, давайте поговорим». Я говорю: «Ну, говорите здесь». Бывает, через кого-то, кого-то, кого-то, третьи лица звонят, вот там знакомый: «Ты там сможешь решить?» – и так далее. Бывало мне кто-то, так скажем, так говорит, есть же типа: «Что тебе надо, чтобы ты ушел?» Вот так мне говорили: «Что тебе надо? Сколько тебе дать, чтобы ты ушел?»
Сотрудник районного акимата Алматы Айбек Алишарипов уверяет: взятки не берет. Но говорит, что в городе появились мошенники, которые представляются членами мониторинговой группы и вымогают у бизнесменов деньги. В палате предпринимателей подтверждают: инциденты были.
Айтуар Кошмамбетов, директор палаты предпринимателей г. Алматы:
– Лжемониторинговая группа – они представились якобы представителями СЭС, акимата и так далее, «Атамекена» в том числе. И, когда камеры зафиксировали, они попытались надавить на предпринимателя. Этот компьютерный клуб якобы не может работать. Хотя, несмотря на эти доводы, компьютерный клуб имеет право работать по программе Ashyq.
Вероятность того, что мониторинговые группы ликвидируют до окончания пандемии, крайне мала. Но скоро следить за ними будет Антикоррупционная служба, говорят в палате предпринимателей. Правда, ходить в рейды борцы со взятками вряд ли будут ежедневно. А еще проверяющим, наконец, выдадут специальные удостоверения. Так, надеются эксперты, прекратятся войны между бизнесменами и контролерами.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!