{metadescription}
«Цены будут только расти»: экономисты о дорожающем бензине и продуктах
«Цены будут только расти»: экономисты о дорожающем бензине и продуктах

«Цены будут только расти»: экономисты о дорожающем бензине и продуктах

Казахстанские автомобилисты на этой неделе остро ощутили последствия коронакризиса. В стране резко подорожал бензин. В некоторых регионах цены на самый ходовой – 92-й – подскочили до 200 тенге за литр.

И если одни водители хватаются за голову из-за стоимости горючего, другие вообще рискуют пересесть на общественный транспорт. Например, на западе можно залить не больше 10 литров в один бак. А на севере топливо отпускают строго по талонам.

– Я же вам сказала, у нас только по талонам.

– А в связи с чем?

– В связи с дефицитом топлива.

Ситуация в стране сейчас вообще складывается не лучшим образом. Сначала поднялись цены на квартиры, теперь – на бензин, начал расти доллар.

Но и это не самое страшное. Экономисты уверены: дорожающее топливо напрямую отразится на стоимости товаров и услуг. Мировые цены на продукты уже достигли семилетнего максимума. 

Отличились несколько категорий товаров. Так, индекс цен на растительное масло вырос на 8%, у молочной продукции этот показатель поднялся почти до 4. Не отстает и мясо. Аналитики отмечают, что продукты дорожают гораздо быстрее, чем растут доходы людей. Как в этой ситуации выживают казахстанцы и что будет дальше?

У Камшат Давбаевой четверо детей. Хозяйство и дом – все держится на ее плечах. Женщина признается, зарплаты мужа хватает с трудом. Чтобы хоть немного сократить расходы, семья завела коров. Говорит: думали, будут пить дешевое молоко, на деле теперь тратятся еще и на корм.

Камшат Давбаева:

– Остается детям только два литра – всё. Остальные продаем, потому что тоже жить надо дальше. Цены вообще неудержимы, потому что в позапрошлом году немножко подешевле было. Сейчас уже и корм, и цены… Вообще подорожали, по карману бьет.

Но основные траты  – это продукты. В месяц семья из шести человек тратит на питание больше половины всех доходов. Камшат уверяет, в списке только самое необходимое: мука, сахар, масло и крупы. Мясо в доме видят только по праздникам.

Камшат Давбаева:

– Продаем молоко в город, и каждый день вот на хлеб, на масло вот так хватает. Каждый месяц на продукты уходит вот 30-40.

Растущие цены – следствие коронакризиса, поясняют эксперты. Он ударил по стране еще в прошлом году, но в полной мере казахстанцы ощутили его только теперь. С начала года стоимость взлетела буквально на все. В списке – продукты, горючее, недвижимость и иностранная валюта.

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений:

– Временной лаг здесь как раз и сработал. Действительно Казахстан достаточно устойчиво вышел из этого кризиса, но, думаю, негативные последствия коронавируса – они будут еще иметь продолжительное время влияние на экономику. Мы уже наблюдаем рост цен, мы уже наблюдаем инфляцию.

Первой в рост пошла недвижимость. Цены на квадратные метры стали увеличиваться еще в прошлом году. Причина – в том числе в валютных колебаниях, уверяют риэлторы. Дорожающий доллар поднял стоимость квартир и домов на 7%. Позже ценники вновь переписали. И опять в сторону повышения. Теперь – из-за пенсионной реформы и запуска госпрограмм.     

Айнур Кудайбергенова, генеральный директор группы агентств недвижимости:

– В процентном соотношении – 5-7%. После запуска, после того как пришел пилотный проект, тогда еще повысилось – еще на 10%. То есть если брать, то получается 20%. Тенденцию повышения рынок казахстанский наблюдает. Конечно же, еще и продавцы аргументируют такой факт, что девальвация, инфляция.

В итоге цены на квартиры обновили максимум сразу в 12 городах. Дороже всего оказалась недвижимость в Алматы, Нур-Султане и Шымкенте.

Не отставать решил и бензин. Резкий скачок самой ходовой марки АИ-92 ощутили в каждом регионе. Всего за пару дней стоимость топлива местами возросла на 13 позиций. В Актау за литр 92-го теперь просят 172 тенге. Такие цифры на табло жителей областного центра совсем не радуют.     

Людмила Алагозова, водитель:

– Я заправлялась неделю назад, бензин стоил 159 тенге. Сегодня я заправилась, он стоит 170 тенге. И это, естественно, очень дорого, за неделю повышение цен. Так как я в декрете, пособие у меня не повышается, заработная плата моего супруга тоже не повышается, а вот продукты и вот, получается, бензин очень дорожают. И это очень бьет по карману.

Не лучше ситуация и на севере. Там бензин неожиданно оказался в дефиците. Ряд заправок стали отпускать 92-й только по талонам. Не больше 10 литров в один бак заливают на западе. Но самое дорогое горючее по стране продают в Атырау. Некоторые заправки просят за литр 200 тенге. Впрочем, и это не предел, уверены эксперты.

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений:

– На казахстанском рынке бензин продавался по ценам ниже себестоимости. Долго это, естественно, продолжаться не могло. Цена на нефть имеет ключевое значение. От цен на нефть зависти абсолютно всё. Рост цен на топливо может привести к очень тяжелым последствиям. То есть это начало, может быть, даже неконтролируемого роста цен.

Впрочем, пока рост цен в стране контролируют. По крайней мере, в бюро Нацстатистики точно знают, платные услуги подорожали за год больше чем на 4%, непродовольственные товары – на 5,5, а продовольственные – на 11. Это только по официальным данным.

– Вот один раз в магазин иду с утра: 3-5 тысяч уходит – это в будни, в выходные 10-15 тысяч уходит.

Айсулу Исахметова разбирает пакеты. В них все самое необходимое: хлеб, молоко и сахар. Три продукта, которые в этой семье покупают каждый день. В месяц на еду для трех взрослых и четверых детей уходит больше 100 тысяч тенге. Айсулу говорит, цены сильно поднялись. Раньше на продукты тратили вполовину меньше. 

Айсулу Исахметова:

– Больше половины зарплаты на еду уходит. Иногда хватает, иногда нет. Раньше я на неделю закупалась – уходило 30-40 тысяч, сейчас – 50-60 тысяч. Я раньше морковь брала за 300 тенге, сейчас – 560 тенге.

Пандемия всерьез ударила по сельскому хозяйству. Эксперты поясняют, коронавирус нарушил логистические цепочки. Из-за этого у производителей начались проблемы с сырьем, его чаще везут из-за рубежа. Нехватка привела к временному закрытию заводов и фабрик. Так было с подсолнечным маслом. За год его цена возросла на 40%. Резко подскочили в стоимости и яйца.

Кирилл Павлов, независимый директор ассоциации «Верховный совет крестьян»:

– Все растет в цене, что формирует себестоимость продукции, поэтому и растет себестоимость и конечная цена. Здесь сейчас говорить о регулировании практически невозможно, потому что на каком уровне будут регулировать – на уровне производителя или продажи? Никто не захочет терять свою прибыль. В итоге мы пересядем на импорт.

Стабилизировать рынок после пандемии чиновникам будет непросто. Экономисты считают, на это уйдут годы.

Арман Бейсембаев, экономист:

– Министерство говорит, что на доковидные уровни мы выйдем до конца года. Я думаю, на 1,5 года растянется. В прошлом году, я думаю, ни у кого не осталось сомнения в недееспособности текущего правительства, которое не справилось с этой ситуацией. Чиновники занимались не тем, что они занимались реальной ситуацией, а тем, что они набивали себе карманы. Дальше цены будут только расти.

Есть ли у цен в Казахстане путь назад, пока неясно. Но, если в данный момент ничего не предпринять, серьезных последствий избежать точно не удастся, считают эксперты. Уже сейчас за чертой бедности в стране живет больше миллиона человек. Если ситуация не изменится, неимущих казахстанцев станет в разы больше.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

20 декабря

Новости партнеров

Сейчас в эфире