{metadescription}
Легкая промышленность «умирает»: что будет с ценами на одежду?
Легкая промышленность «умирает»: что будет с ценами на одежду?

Легкая промышленность «умирает»: что будет с ценами на одежду?

Бизнесмены просят правительство о помощи. Легкая промышленность в стране – на грани вымирания. Представители крупных производителей одежды и обуви говорят: кризис настолько ударил по их отрасли, что выбраться из него они никак не могут.

Любовь Худова, президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК:

– В целом за январь-декабрь 2020 года производство одежды сократилось: трикотажной – на 48,6%, мужской, мальчиковой – на 32%, женской, девочковой – на 21%, носочных изделий – почти на 30%, продукция «трикотажные свитеры» – почти на 40%.

На фоне падения объемов собственного производства в Казахстане дорожает импортная одежда. Эксперты говорят, летняя коллекция подскочит в цене сразу на четверть. И причин тому несколько: постоянно дешевеющая нацвалюта и дорожающее сырье.

Ситуацию можно исправить, если государство начнет вкладывать деньги в товары made in Kazakhstan, но мы настолько мало производим вещей, что покрыть спрос населения нереально. А конкурировать с китайскими, турецкими и даже узбекскими брендами очень сложно. Профильная ассоциация предлагает создать новое министерство: может, тогда чиновники займутся проблемами отечественных производителей.

В Казахстане вслед за продуктами подорожала одежда.

– У нас было увеличение цен на модели джинс с 18 990 до 22 000.

В этом магазине испанского бренда есть всё: обувь, платья, рубашки, куртки и джинсы из модных сегодня экоматериалов. Но сотрудники признают: цены пришлось поднять – пока на 8%.

Дарья Железникова, product-менеджер:

– Очень многие масс-маркет-бренды уже повысили свои цены на 10-15%. Закуп товара производится в иностранной валюте – в евро. Также большинство сопутствующих расходов тоже все у нас идут в евро. Это подорожание производства, подорожание рабочей силы, да, с помощью которой мы получаем готовые изделия, и, конечно же, частично сырья.

А сырье – это хлопок – подорожало уже на треть, говорят специалисты. Прошлый год выдался неурожайным.

Инна Апенко, вице-президент Ассоциации легкой промышленности Казахстана:

– Хлопок – это та история, которая торгуется на фондовой бирже. И были скуплены фьючерсы китайскими компаниями. Это привело к росту стоимости хлопка в мире. Это, безусловно, скажется на весь рынок в целом, на глобальный, во всем мире. И основные игроки во всем мире отмечают, что в весеннем сезоне они прогнозируют увеличение стоимости одежды.

Летние коллекции, говорят эксперты, будут стоить уже на 20% дороже. Это, несомненно, отразится на кошельке каждого казахстанца.

Здесь производят классическую мужскую одежду – made in Kazakhstan. Из цеха рубашки и костюмы попадают в собственные магазины по всей стране. Но ткань, нитки и даже иголки закупают у зарубежных производителей в валюте. Привезти их в Казахстан тоже недешево – высокие таможенные сборы. А потому и стоит отечественная одежда в итоге как импортная.

Директор этой компании рассказывает: из-за пандемии пришлось сократить людей (уволил сразу 100 человек), а еще снизить объемы производства. Школьная форма, на которой неплохо зарабатывали, сейчас и вовсе лежит на складах за ненадобностью. Но цены на рубашки, пиджаки и брюки не поднимает. Они и без того стоят как турецкие.

Анвар Хилажев, директор компании по производству одежды:

– О Турции, если мы говорим про торговые центры, у них есть государственная программа Turkish Quality, где порядка 60-70% государство субсидирует арендную ставку в торговых центрах. Соответственно, они заходят, они уже в выгодных условиях. Что касается узбекских игроков, то на внутреннем рынке их государство поддерживает, у них практически нулевая ставка по всем налогам.

Таких же приятных бонусов для себя хотят добиться отечественные производители. Говорят, тогда и цены на казахстанские товары станут ниже, а шить будут больше. Сейчас наш рынок заполнен импортом.

Любовь Худова, президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК:

– Уровень производства отечественной продукции ниже черты экономической безопасности – ниже 10%. Практически легкая промышленность в Казахстане – на грани исчезновения. Государство не выполняет государственные функции по развитию легкой промышленности. Бизнес не получает должной комплексной поддержки.

Все будет, говорят в профильном ведомстве. Власти готовы возмещать затраты на аренду помещений, предоставлять налоговые льготы и обеспечивать предприятия качественным сырьем.

Алия Бухабаева, руководитель управления легкой промышленности МИИР РК:

– На сегодняшний день приказ разработан. Он уже находится на согласовании у государственных органов. После утверждения будет прорабатываться вопрос по финансированию под данные инструменты. Сейчас вот вносятся изменения в правила по возмещению затрат и по продвижению товаров на внутреннем рынке.

В светлое будущее стилист Руслан Еримов уже не верит. Говорит, в Казахстане даже взять кредит на развитие бизнеса очень сложно.

Руслан Еримов, стилист:

– Приходишь в банк – и тебе отказывают, естественно. Потому что твой, ты начинающий бизнесмен, твой бизнес и производство не имеют никакого залогового имущества. Например, фонд «Даму» предлагает 22%. Представляете, 22% годовых?! Ну, это кабала, реально. Например, такой же фонд среднеамериканский дает кредиты для малого бизнеса под 2,2%.

Плохо борется государство и с контрабандой. По мнению предпринимателя, около 90% товаров на рынках и в магазинах не имеет сертификатов. Конкурировать с дешевой продукцией его мини-ателье не смогло. Производство одежды пришлось остановить, а часть оборудования продать.

Руслан Еримов, стилист:

– Мы производим одежду в себестоимости, которая, ну, например, там 12-20 тысяч тенге. С учетом банальной прибыли в 50 там, 30% вещь должна стоить 22 тысячи тенге. Но мы можем купить такую же вещь, ну, худшего, естественно, качества, произведенную в Китае, завезенную в Казахстан непонятным способом, за 3500.

Руслан решил сменить направление и заняться пошивом обуви. Только делать это в Казахстане уже не хочет. Говорит, все материалы все равно придется закупать за границей, а с учетом доставки и фабрику проще открыть за рубежом.

Руслан Еримов, стилист:

– Украина производит подошву, нитки, дублирующие материалы. То есть весь процесс, необходимый для производства обуви, он в стране – так, как например, в Узбекистане, где есть кожа, где есть нитки. То есть, по сути дела, нужно приехать, наладить производство, что-то купить, нанять людей, которые стоят в два раза дешевле, где ее произведут и отправят на европейский рынок. Всё! Она не будет заезжать в Казахстан как готовая продукция.

Директор шымкентской фабрики решил сначала обуть казахстанских мужчин. Гайрат Хасанбаев открыл этот бизнес три года назад. Вместе с партнером вложил в производство сотни миллионов тенге.

Гайрат Хасанбаев, генеральный директор обувной фабрики:

– Обувь – это такая отрасль очень сложная. В плане того, что меняется постоянно мода, тренды, и мы за всеми этими следим. Эти тренды – стараемся, конечно, ближе к ним находиться. И люди верят на сегодняшний день – мы неплохо как бы, да, свою нишу завоевали.

Поначалу все материалы привозил из-за границы. Позже колодки и подошву научились делать в Шымкенте, но от кожаной импортозависимости избавиться сложно.

Гайрат Хасанбаев, генеральный директор обувной фабрики:

– Материалы – то, что мы завозим из Турции, в нашем Казахстане, то есть взять эту кожу, эту же самую подошву, ту же самую, материалы, которые используются, оно, да, привозная – 80% привозная, но местное содержание.

Цены на его продукцию начинаются от 4,5 тысяч тенге. И это порой настораживает покупателей. Носить отечественное казахстанцы до сих пор не привыкли.

– Состояние отличное, никаких дефектов нет. Она в бывшем употреблении, но она не изношенная.

А в этом магазине товаров с казахстанскими лейблами не найти. Но блузки именитых брендов и винтажные брюки пользуются спросом. В секонд-хенды люди всегда шли, чтобы сэкономить. И сейчас этот тренд набирает обороты.

Сабира Жомарт, менеджер магазина:

– Есть у нас такой топ. Средняя цена у них, наверное, на блузы идут 24-28 тысяч. В нашем магазины вы можете приобрести ее за 6 тысяч тенге.

Чтобы удовлетворить хотя бы 30% спроса на одежду, казахстанским производителям нужно как минимум 10 лет, говорят эксперты. И это при условии, что государство будет вкладывать деньги в легкую промышленность и начнет действительно помогать тем, кто делает бренды made in Kazakhstan. В противном случае цены на рынке будут и дальше зависеть от зарубежных поставщиков и курса валют.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.