«Он пришел, чтобы зарезать ее»: как экс-чиновник убил бывшую жену
Жестокое убийство шокировало жителей Уральска. Там прямо на улице зарезали молодую женщину. Убийца нанес ей 18 ножевых ранений. Айнагуль Хайруллина скончалась от полученных травм в больнице.
Автор: Ирина Морозова
24.04.2021
Полиция, что называется, по горячим следам задержала подозреваемого. Им оказался бывший муж жертвы. Молодой чиновник работал в акимате. Коллеги отзываются о нем хорошо, говорят, раньше никогда агрессию не проявлял.
Данияр Оспан, пресс-секретарь акимата г. Уральска:
– Коллеги как о специалисте о нем отзываются положительно: как ответственный, исполнительный работник. Когда мы тоже услышали новость, конечно, были, как говорится, в шоке.
Но самое поразительное, что Хайруллин уже поднимал руку на супругу. Их скандалы даже заканчивались поножовщиной. Женщина писала заявление в полицию, но потом сама же его забрала.
Похожая история на неделе произошла и в соседнем Атырау. Там мужчина едва не убил свою возлюбленную, предположительно, молотком. И это тоже был не первый их скандал. Женщина просила о помощи, но в полиции, говорят общественники, ее заявление игнорировали. Могли ли стражи порядка предотвратить всё это?
Понедельник. Рабочий день еще не закончился. А прямо в центре Уральска шумное задержание. В наручниках молодой человек.
А вот он же тремя днями ранее в эфире местного ТВ. Бауыржан Хайруллин – главный специалист отдела ЖКХ городского акимата – бодро рапортует о своей работе.
Бауыржан Хайруллин:
– Начали работы по нанесению дорожной разметки. В первую очередь нанесение дорожной разметки производится на центрально-магистральных улицах, а потом уже на второстепенных улицах.
Тогда еще никто не знал, что скоро мужчина станет фигурантом криминальной сводки. В понедельник возле проходной одного из городских предприятий была жестоко убита 30-летняя Айнагуль Хайруллина – бывшая супруга того самого чиновника. Ей нанесли 18 ножевых ранений.
Айгерим, коллега погибшей:
– Никаких криков, ничего не было, они просто вышли поговорить. Они вышли, и буквально 5-10 минут – там много времени не прошло, – у нас зашла коллега и говорит: «Скорую! Ее зарезали!» Он пришел, получается, с ножом, чтобы зарезать ее!
Экс-чиновника – а уже в понедельник в акимате заявили, что он успел уволиться, – задержали по подозрению в убийстве. На его машине – капли крови. Внутри – нож и перчатки. Сомнений у полиции не возникло.
Болатбек Бельгибеков, официальный представитель ДП ЗКО:
– К сожалению, от полученных ножевых ранений 30-летняя потерпевшая скончалась в больнице. В настоящее время по данному факту начато досудебное расследование по статье 99 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Подозреваемый помещен в изолятор временного содержания.
Родные погибшей говорят: поначалу даже не подозревали, что в семье их любимой Айнагуль не все ладно. Страшная правда начала вскрываться прошлым летом. Тогда женщина забрала двоих детей, ушла от мужа и рассказала родным, что он ее бьет. Причиной такой агрессии была ревность.
Арайлым, сестра погибшей:
– Начала рассказывать нам, что он бил ее дома, ревновал, скандалы были, всю ночь иногда не давал спать. Он мог прийти, типа попросить прощения, потом на ровном месте опять затеять скандал.
По словам родных, Айнагуль пыталась наладить отношения ради детей. Но ничего не вышло. Зимой Бауыржан приехал к ней на работу и в ходе очередной ссоры порезал ножом женщине руки. Она написала заявление в полицию, но потом сама забрала его. Близкие говорят, пожалела отца своих детей.
Арайлым, сестра погибшей:
– В случае с ножом она, конечно, побаивалась немножко. Мы тоже. Но что так зверски он сделает… В мыслях не было, что так произойдет…
Ни у кого и в мыслях не было, что на больничной койке окажется и 33-летняя жительница Атырау. На этой неделе в квартиру, где жила женщина и трое ее детей, проник мужчина. Он несколько раз ударил несчастную по голове, предположительно, молотком.
Василий Голубых, сосед:
– Тихо было до этого, тихо. Ни шуму, ни гаму не было. Вот первый день, я в первый раз услышал. Я как раз выходил, у меня машина там. Я заводил ее, и такой сильный крик: не то что сильный, а душераздирающий. Ну, две минуты, может, три минуты – и все стихло. Тут и милиция подъехала через пять минут.
Женщину в тяжелом состоянии доставили в больницу.
Еркин Ербулеков, заведующий отделением нейрохирургии областной больницы г. Атырау:
– В ходе обследования был поставлен диагноз: открытая черепно-мозговая травма, перелом черепа, ушиб головного мозга тяжелой степени. В настоящее время проходит лечение в отделении. Операция не требуется. Лечение проводится консервативно.
Оказалось, что мужчина преследовал свою жертву почти месяц. Она не захотела вступать с ним в отношения. Однако отказ настойчивый кавалер не принял. Он изводил и преследовал женщину. Ей не помогли даже жалобы в полицию. Лишь раз мужчине дали двое суток административного ареста. Помочь пострадавшей пытаются общественники.
Дина Смаилова, руководитель фонда «НеМолчи.kz»:
– Они имели возможность закрыть его сразу, взять под стражу через следственный суд. Это было похищение человека, это было изнасилование, это было незаконное проникновение в жилище. И это было: сломана была дверь, были хулиганские действия. Все попадает под уголовные статьи!
Женщина выжила. И сейчас ее близкие хоть и с осторожностью, но говорят, что она пошла на поправку. А вот ее преследователь сразу после нападения повесился прямо в квартире своей жертвы. Но полиция все-таки завела дело. Причем не только на нападавшего.
Гульназира Мухтарова, пресс-секретарь ДП Атырауской области:
– По данному факту проводится досудебное расследование по части 1 статьи 106 Уголовного кодекса «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». В отношении сотрудников полиции также проводится досудебное расследование – по статье 371 «Халатность».
Юристы говорят, казахстанские женщины нуждаются в защите. Число преступлений в сфере семейно-бытовых отношений все время растет.
Жанна Уразбахова, адвокат:
– В настоящий момент мы видим, что абьюзинг растет и абьюзеров все больше и больше. И только за прошлый год, за восемь месяцев 2020 года в период пандемии, когда женщины сидели взаперти, 160 тысяч обращений в органы правоохранительные было по факту бытового насилия. До суда дошли не более 3 тысяч дел из этих фактов, потому что женщины забирают заявление под давлением: опять пресловутого «уят», что скажут родители, что скажет муж, ой-ой-ой, как стыдно.
А иногда не просто стыдно, а бесполезно. Ведь после беседы в полиции домашний тиран снова идет домой. И максимум, что ему грозит, – пара суток административного ареста. Для многих это словно красная тряпка для быка. Правозащитники говорят, нужно снова признать бытовое насилие уголовным преступлением.
Жанна Уразбахова, адвокат:
– Криминализировать бытовое насилие. То есть раньше это относилось к уголовным правонарушениям, но с июля 2017 года эту статью декриминализировали. И сейчас мы столкнулись с огромным ростом вот таких именно правонарушений в сфере именно семейно-бытовых отношений.
В том, что часто не хватает полномочий, признаются и сами полицейские. После громкого убийства Айнагуль Хайруллиной стало известно, что в Западно-Казахстанской области набирают спецподразделение по защите женщин от насилия. 14 вакансий отдают тоже женщинам – в надежде, что так жертвам будет психологически комфортнее. Руководительница нового подразделения при этом согласна: нынешних предупреждений и защитных предписаний, чтобы приструнить абьюзеров, недостаточно.
Диляра Сатарова, старший инспектор по защите женщин от насилия УМПС ДП ЗКО:
– Во многих случаях недостаточно! И об этом мы говорим. И, как я уже говорила, что все-таки законопроект, который о противодействии бытовому насилию, который очень громко обсуждался, да, действительно, его нужно совместно с общественностью рассматривать и принимать изменения. Потому что он должен быть!
Иначе домашняя тирания заканчивается страшным. Как в истории с уральским чиновником. Его, к слову, на время следствия поместили в СИЗО.
Раушан Токтасынова, судья следственного суда г. Уральска:
– Санкционировать меру пресечения в виде содержания под стражей в отношении подозреваемого Хайруллина Бауыржана 1991 года рождения сроком до двух месяцев.
Два шокирующих происшествия на западе страны – это лишь капля в море из слез жертв домашнего насилия. И самое страшное, что до сих пор единого мнения и тем более действенного плана, как исправить ситуацию, ни у кого нет.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!