«Это бьет же по ним самим»: почему полиция не раскрывает сведения об алматинском стрелке
Сразу три происшествия с применением оружия произошли на этой неделе. В Алматинской области полицейский едва не застрелил коллегу, с которым поссорился. Одного госпитализировали, второго теперь будут судить за покушение на убийство. Оба лишились должностей, как и их непосредственные начальники.
Автор: Ирина Криштоп
01.05.2021
Звучали выстрелы и в соседнем районе. Там парень устроил стрельбу в частном доме.
Молодой человек пришел выяснять отношения с возлюбленной. Но разговора не получилось. В итоге он достал ружье, прострелил ворота, ворвался в дом и ранил хозяина. Пожилому мужчине пришлось ампутировать ногу.
Асель Кайырбаева:
– Мы насчитали 12 выстрелов. Мой папа вышел, и в этот момент зашел он и выстрелил в отца. Он приставил мне ружье к горлу и спросил: «Где она?» Я испугалась и убежала. Отец кричал: «Моя нога! Моя нога!» В доме он еще два раза выстрелил. Попал в газовую котельную – а если бы она взорвалась?!
Ну и конечно, жители Алматы еще обсуждают поведение стрелка, который в прошлую субботу сначала ранил охранника элитного жилого комплекса, а после забаррикадировался в квартире и полдня отстреливался от полицейских.
Договориться с мужчиной стражи порядка пытались почти 8 часов. И все это время не давали журналистам никакой информации. Что происходило в ЖК, кто стрелял, как он внезапно выпал из окна? Обо всем этом перепуганные жители жилого комплекса узнавали из социальных сетей.
Из-за информационного вакуума вновь появились слухи, а история стала обрастать фейками. Якобы стрелок был чуть ли не террористом и будто бы воевал в горячих точках. Ничего из этого официальные органы не подтвердили. И от этого к ним еще больше вопросов.
Досым Сатпаев, политолог:
– Получать оружие, потом с этим оружием бегать, наносить увечья гражданину другого государства – это уже вопрос касательно работы госструктур, которые регулируют эти вопросы. Мне кажется, после этого инцидента нужно усилить контроль за предоставлением оружия иностранным гражданам и, естественно, усилить контроль за той личностью, которая это оружие хочет получить.
Нужно ли ужесточать требования к владению оружием, кто и где может сегодня купить огнестрельное? И почему эта стрельба в центре города напомнила жителям о теракте 2016-го?
Алматинский жилой комплекс Bukhar Zhyrau Towers прославился на всю страну. Здесь прошла масштабная спецоперация. Сцена развернулась не хуже, чем в блокбастере. Территория оцеплена нарядами полиции, жильцы эвакуированы.На 17-м этаже силовики уговаривают сдаться мужчину с ружьем.
– Говорят он там застрелил охранника, подстрелил, в ногу, что ли, стрелял. Все, и зашел домой и закрылся.
Все произошло днем. Мужчина с оружием в руках отправился к охраннику жилого комплекса. По словам очевидцев, он был возмущен тем, что его мебель из подъезда вынесли на улицу.
Татьяна Молдашева:
– Я так поняла, что он попросил рацию. Или «Вызовите сюда ответственных за КСК». Он сказал: «Это не в моей компетенции, не могу вам дать рацию». И все, человек сорвался и выстрелил.
Выстрелил, когда охранник пытался выйти из будки. После мужчина заглянул внутрь и вернулся в свою квартиру.
Нуриля Тохтарбаева:
– Вот я вперед шла, он назад шел. Он мог бы и в меня стрельнуть. Но я прошла к себе домой, а потом уже хлопок. Вижу, что вот тот лежит. А он спокойно прошел в паркинг.
58-летнего охранника госпитализировали. Повезло, что пуля прошла насквозь и не задела важные органы. Спустя сутки из реанимации его перевели в палату. Уже готовят к выписке.
Бауыржан Утешов, врач-травматолог ГКБ №7 г. Алматы:
– Пациент поступил с диагнозом «сквозное пулевое ранение в область левого коленного сустава». В экстренном порядке было проведено хирургическое вмешательство.
Пока хирурги оперировали пострадавшего, полицейские пытались уговорить стрелка сдаться. Он забаррикадировался в своей квартире в этом же жилом комплексе. Внимание очевидцев привлек плакат на окне со странной надписью. Соседи говорят, стрелок его вывешивал и раньше.
Айжан Мухамедиева:
– Мы писали неоднократно про эти диваны, плакаты. Мы все это сообщали охране. Охрана могла бы написать от своего имени заявление в полицию.
Никто не отреагировал и три недели назад. Тогда, по словам соседей, мужчина тоже стрелял в подъезде.
– Не видели, не слышали звук. Потом мы увидели дыру в двери, где-то 7 апреля.
Уже после стала известна личность стрелка. Руслан Исаев – гражданин России. Откуда у него огнестрельное оружие, в полиции ответить не могут. Иностранец в Казахстане не может законно купить ружье.
– Иностранные граждане имеют право приобретать зарегистрированное в Республике Казахстан оружие самообороны, ну это газовое оружие – револьвер и электрическое оружие.
Что же касается казахстанцев,то для начала нужно пройти обследование у терапевта, окулиста, психиатра и нарколога. У претендента не должно быть судимости и административных нарушений. А еще нужно сдать экзамен по правилам безопасного обращения с оружием.
Сергей Катнов, исполнительный директор казахстанской оружейной ассоциации «Корамсак»:
– Он должен выполнить ряд требований по хранению данного вида оружия. То есть дома должен быть оборудован сейф. В городских населенных пунктах обязательно должно быть подключение к сигнализации. Должен, естественно, получить разрешение полиции на приобретение оружия.
Охотникам, например, требуется еще и специальное удостоверение. У Виталия Пашкова оно уже 14 лет. Его мишень – дичь. Разрешение на ношение и хранение оружия продлевает каждые пять лет. После стрельбы в жилом комплексе мужчина боится, что правила могут ужесточить.
Виталий Пашков, охотник:
– Я психически здоровый человек, принес соответствующую справку, прошел курс по обучению там обращению с оружием. И достаточно этого, еще куда ужесточать? Это уже тогда мысли такие, что мы что, потенциальные какие-то убийцы? Или могут принести какой-то вред государству? Мы, наоборот, защитники Отечества, которые готовы, если что, встать в ружье.
В его арсенале три ружья. Виталий говорит: хотелось бы купить еще, но закон запрещает.
Виталий Пашков, охотник:
– До двух единиц гладкого и двух нарезного ты имеешь право хранить. Это как игрушки, знаете, для мужчин.
«Поиграть» с ружьем можно на стрельбище. Сюда приезжают профессионалы отрабатывать навыки. И любители – ради острых ощущений.
Николай Осадчий, инструктор по стендовой стрельбе:
– При выстрелах получают массу положительных эмоций, большой выплеск адреналина, хороший заряд бодрости и настроения. Очень увлекательный, интересный вид спорта.
К мишеням просто так не пустят. Инструктор обязан объяснить правила безопасности даже опытным стрелкам. Новичков здесь научат правильно держать оружие и целиться.
После выстрела адреналин, конечно, зашкаливает. Ружье мне в руки дали гладкоствольное. Другой тип оружия на этом стрельбище запрещен. Боевыми патронами заряжать нельзя. Используются исключительно спортивные.
Здесь разрешается стрелять из собственного ружья. Но опять-таки, пронести его на территорию можно, только имея специальное разрешение.
Оно есть у 228 тысяч казахстанцев. Сколько в стране нелегального оружия, неизвестно.
Но в МВД уверяют, последние пять лет преступники стали стрелять меньше. Помогла акция. С 2008 года правоохранители выкупают у казахстанцев незарегистрированные пистолеты и ружья.
Асылбек Идрисов, начальник отдела по контролю за оборотом оружия КАП МВД РК:
– 53 тысячи оружия было выкуплено. За неделю в органы внутренних дел обратилось 427 граждан, которыми добровольно сданы 619 единиц огнестрельного оружия. В основном сдаются гладкоствольные ружья и длинноствольные нарезные, которые в 50-70-е годы, в советское время, реализовывались без каких-либо разрешений.
Полицейские говорят: у тех, кто добровольно сдает огнестрельное, проблем с законом не будет. Ведь главное, чтобы за ружье не схватился нездоровый человек. Стоял ли на учете у психиатра стрелок из Bukhar Zhyrau Towers, неизвестно. Его родной брат утверждает, заставить Руслана обратиться к врачам не удалось.
Саид Исаев:
– Диагноз ему никто не ставил, потому что ни на какие уговоры пойти куда-либо лечиться, сказали, не шел, не разговаривал. От родственников отрекся, уехал.
Вспыльчивым Руслан Исаев был всегда, рассказывает брат. Четыре года назад он похитил парализованного отца. Увез в Дагестан. Их вернули. Спустя несколько месяцев отец скончался. Этого родственники ему не простили. Не простила издевательств и жена. Соседи уверяют, Руслан часто отрабатывал на ней удары.
Татьяна Молдашева:
– Издевался над своей семьей, и жену бил, и дети у него гуляли тут на улице допоздна. Он сильно избил ее, вплоть до ранения, кажется, было, выбивания зубов. Приехали родственники и забрали.
В ту субботу Исаев был в квартире один. На призывы полицейских сдаться не реагировал. Вместо этого открыл огонь.
Салтанат Азирбек, официальный представитель ДП г. Алматы:
– В сторону лестничного пролета из того самого ружья произвел около 30 выстрелов. Благо никто из сотрудников полиции и гражданского населения не пострадал.
О том, что происходит в жилом комплексе, кто и откуда стреляет, полиция не сообщала. Почти 8 часов алматинцы пересылали друг другу видеоролики в социальных сетях. История обросла разными слухами.
Досым Сатпаев, политолог:
– Если не будет официальной информации, как в нашем случае, появляться слухи будут. Потом, когда начнут представители силовых структур что-то преуменьшать, приукрашать, скрывать, это бьет же по ним самим. Ну сколько раз так было. С алматинским стрелком, помните, такая же ситуация. Он несколько часов бегал с автоматом, по сути, поднял на уши весь город, сколько было слухов, что чуть ли не отдельные группы экстремистов по всему городу бегают.
Там же, в соцсетях, стало известно, что спецоперация в жилом комплексе закончилась трагично. Для Исаева. Очевидцы рассказали, что стрелок выпрыгнул из окна. Только после этого полиция выступила с официальным заявлением.
Салтанат Азирбек, официальный представитель ДП г. Алматы:
– Полагаем, что из-за боязни быть наказанным, из-за боязни ответственности он решил свести счеты с жизнью, покончив жизнь самоубийством путем того, что выбросился с окна квартиры на 17-м этаже. То же самое ружье было у него в руках в момент падения.
Вот только родной брат в версию суицида не верит. Дело расследуют и вовсе по статье «Хулиганство».
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!