«На видеозаписях ничего не видно»: адвокаты не согласны с приговором по кордайскому делу
В Таразе на этой неделе завершился один из самых громких процессов последнего времени. Там рассматривали дело о кордайских беспорядках февраля 2020-го. Слушание действительно необычное. На скамье подсудимых – сразу 51 человек. Их обвиняли в поджогах, подстрекательстве и даже убийствах.
Автор: Алтын Мендыбаева
01.05.2021
– Вытащи пистолет. Я буду стрелять. Эй, эй! Он уже ударил. Е-мое.
То, что происходило в трех аулах Кордайского района, иначе как беспределом не назовешь. Локальный конфликт двух автомобилистов закончился масштабными беспорядками. Сожженные дома и машины, выбитые стекла, раненые и убитые люди. Сейчас даже сложно представить, что все это происходило в миролюбивом Казахстане. Судебный процесс длился несколько месяцев, он проходил в режиме онлайн. За это время заслушали почти 500 свидетелей и изучили больше 400 томов. В итоге из 51 подсудимого свободным из зала вышел только один. Его полностью оправдали.
Какие сроки получили остальные фигуранты и как сейчас живут в пострадавших поселках?
К следственному изолятору в Таразе приковано внимание всей страны. Все потому, что здесь завершается один из самых громких процессов последнего времени. На скамье подсудимых – 51 человек. И это главные фигуранты в деле о кордайских беспорядках.
Касым-Жомарт Токаев, президент РК:
– Уважаемые казахстанцы, сегодня ночью в ряде населенных пунктов Кордайского района Жамбылской области произошли стычки, драки между местными жителями. Этой ситуацией воспользовались провокаторы.
Вот так тревожно для казахстанцев начиналась суббота 8 февраля. Президент выступает с заявлением, страна пока не очень понимает масштабы происходящего, но соцсети уже разрываются от шокирующих видеозаписей. Эти кадры больше напоминают военную хронику. Люди с оружием, крики, пожары.
Уже позже можно оценить последствия ночных беспорядков. Сожженные дома и машины, улицы усыпаны разбитыми стеклами, часть зданий все еще тлеет. Жертв избежать не удалось. Печальный итог – 11 погибших и около 200 пострадавших. По официальной версии, все началось с конфликта на дороге, которую не поделили два авто.
Ерлан Тургумбаев, министр внутренних дел РК (съемка 08.02.2020):
– Провокаторы и очевидцы конфликта снимали происходящее на видео, через мессенджеры и социальные сети они призывали граждан к противозаконным действиям. Это привело к эскалации конфликта и увеличению количества участников групповой драки. В результате из соседних населенных пунктов прибыло еще около 300 человек.
Чтобы успокоить разъяренную толпу, в кордайских поселках объявляют режим ЧС и вводят Национальную гвардию. Спустя некоторое время ситуацию удается взять под контроль. Местные жители, которые были вынуждены бежать посреди ночи, возвращаются в свои дома.
Сулейма Арва:
– Пришел сюда, здесь уже горит, вот так хотел сзади прийти, а все равно не дали нам. Я еле-еле детей увез. Сам пришел вот так, сзади, и здесь горело. Мы оставили, и все.
Кровавый конфликт оставил людей без машин, домов и средств к существованию. Равиль Малиев лишился бизнеса, который выстраивал почти пять лет.
Равиль Малиев:
– У нас в этом здании, получается, продуктовые магазины, кафешка, шашлычная, СТО, мойка, с той стороны детский развлекательный центр. Уже на стадии открытия. Я приехал сюда, страшно, конечно. Просто, как дальше жить, даже не знаем. Строить его или как его.
А дальше – все по известному сценарию. Специальная комиссия, подсчет убытков, сбор средств. Государство выделяет на восстановление больше 200 миллионов. Но деньги достаются не всем. У некоторых просто нет необходимых документов.
Спустя 8 месяцев пострадавшие поселки постепенно возвращаются к нормальной жизни. Теперь здесь одна большая стройка. Люди спешат поскорее восстановить дома и магазины.
Алим Малиев:
– Сильно пострадал, получается, второй этаж полностью пострадал. На нижнем этаже у нас, получается, монолит. Пострадали только пластика и продукты верхней полки полностью. Получается, больше миллиона на восстановление.
И тут – другая беда. В стране бушует пандемия. И отстраивать разрушенные дома, оказывается, просто некому.
Юсуф Паров:
– Очень тяжело в связи с коронавирусом. Таможня туда-сюда. В том году рабочих валом было. Границы до сих пор закрыты, поэтому самим приходится делать. Все внутри сгорело. Мебель, все вот это сейчас, дай Бог, все нормально восстановимся. Уже 8 месяцев прошло – все нормально, все тихо.
В это же время решается судьба других жителей Кордайского района. Тех самых, которых обвиняли в погромах и грабеже. В тюрьму отправляют семерых человек, правда, чуть позже они обжалуют приговор. И четверо отделаются ограничением свободы.
Мырзагали Дуйсенбаев:
– Я работал таксистом в Кордайском районе. Во время беспорядков никого не грабил. И меня теперь осудили на шесть лет. Дома у меня дети. Я прошу смягчить наказание.
Проходит еще полгода, и село Масанчи преображается. Чтобы показать, как теперь выглядит разгромленный аул, власти везут журналистов на экскурсию. Уверяют: все невзгоды остались позади, и теперь в Кордайском районе царят мир и благополучие.
Рустем Даулет, аким Кордайского района:
– В результате 41 дом и 13 коммерческих объектов 100% были восстановлены. И еще четыре физкультурно-оздоровительных комплекса были построены, три школы, централизованный водопровод провели.
В числе тех, кому помогло государство, оказалась и Рабия Дженлирова. Она занимается торговлей и в ночь погромов лишилась практически всего.
Рабия Дженлирова:
– У нас тут 10 магазинов сгорело. Ущерб большой. Примерно где-то 20 миллионов. Нам государство помогло. Нам стройматериалы дали, деньгами дали. Оценщики пришли, оценили.
Власти, спонсоры, неравнодушные односельчане – помогали все. У Абдурашита Багиева дом сгорел почти полностью. Но сейчас те страшные события – только в воспоминаниях.
Абдурашит Багиев:
– Дом мне восстановило государство, помогло. И люди добрые мне помогли. Все вместе. Две комнаты осталось, остальное все сгорело. Материалы государство приносило… Здесь, местные магазины, покупали.
Правда, при погромах у мужчины сгорела еще и грузовая машина. На ней Абдурашит развозил продукты по всему Казахстану.
– Помимо дома сгоревшего, у меня машина сгорела, я на ней работал и кормил семью. Сейчас у меня нет ничего. Машина сгорела. Жду суд. Суд что скажет.
Местные власти заявили: помочь в этом вопросе они не могут.
Рустем Даулет, аким Кордайского района:
– 65 машин сгорели, но эти машины как будут восстановлены. Это будет после решения суда, потому что конечное решение приниматься будет судом.
И вот дело подходит к логическому завершению. Главный процесс длился почти пять месяцев. Количество подсудимых, адвокатов и пострадавших колоссальное, поэтому слушания переносят в СИЗО. Оглашение приговора сопровождается громкими возгласами.
Судья зачитывает свое решение несколько часов. Большая часть фигурантов выходит из зала с условными сроками. Но 19 человек отправятся за решетку. Это они поджигали дома, устраивали разбойные нападения и, главное, убивали. Некоторые расстреливали людей в упор, другие давили на машинах. Семеро получили максимальные сроки – от 16 до 20 лет.
– Согласно статье 58, части 4, путем частичного совмещения БотабасоваЖумахана признать виновным и назначить ему наказание в виде 20 лет лишения свободы.
И хотя главное разбирательство уже позади, ставить точку в деле о февральских беспорядках рано. С приговором согласился, пожалуй, только один подсудимый – его полностью оправдали.
Болат Искаков, адвокат:
– Сегодня для моего подзащитного суд вынес объективный, честный приговор. То есть он обвинялся в совершении особо тяжкого преступления – убийства, суд оправдал его. И осталась у него 272-я – участие в массовых беспорядках. Я считаю, суд досконально все выяснил.
Многие фигуранты решение собираются обжаловать.
Нурбек Кожабергенов, адвокат:
– Мои подзащитные – Карибаев и Ботабасов – невиновные, абсолютно невиновные в совершении этих правонарушений. Мы будем подавать апелляционную жалобу. На данных видеозаписях ничего не видно.
Апелляцию осужденные намерены подать в ближайшее время.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!