Минские залеты: повлияют ли на Казахстан санкции против Беларуси
Беларусь оказалась под гнетом санкций Запада. А все из-за скандала с самолетом ирландской авиакомпании Ryanair. Воздушное судно летело из Афин в Вильнюс, но власти Беларуси вынудили экипаж лайнера приземлиться в Минске. Официальной причиной назвали сообщение о бомбе на борту, но по факту, говорят правозащитники, это была спланированная операция по задержанию оппозиционного журналиста Романа Протасевича.
Автор: Ксения Поляница
29.05.2021
Запад назвал действия президента Александра Лукашенко «воздушным пиратством» и запретил белорусским авиакомпаниям летать в Европу, а европейским – пролетать над территорией Беларуси.
Так совпало, что Казахстан возобновлять полеты в белорусскую столицу тоже не будет. Правда, национальный авиаперевозчик заявил, что с политикой это не связано, рейсы не пользуются популярностью.
Но не только в воздушной изоляции оказались белорусы. С доступом к информации теперь тоже проблемы. Не так давно заблокировали крупнейший новостной портал TUT.BY. А буквально на следующий день после инцидента с самолетом Александр Лукашенко подписал закон, запрещающий освещение несогласованных митингов в прямом эфире.
Как союзное нам государство оказалось в опале и могут ли санкции задеть Казахстан?
Уже почти неделю мировое сообщество следит за ситуацией в Минске. А она с каждым днем все напряженней. Страна почти стала изгоем. Европа объявила воздушный бойкот. Полеты над Беларусью прекратили уже 16 государств. Они же официально отказались пускать самолеты Belavia в свое воздушное пространство.
Хайко Маас, министр иностранных дел Германии:
– Такая реакция в отношении Беларуси необходима. Совместными усилиями на европейском уровне мы будем применять ограничительные меры не только против чиновников, но и против компаний и финансового сектора. Это будет лишь началом санкционной спирали.
Нешуточные обвинения Запада – ответ на «воздушное пиратство». Именно в этом Европа подозревает официальный Минск. Причиной стал перехват лайнера с пассажирами. Борт уже подлетал к конечной точке – городу Вильнюсу, как неожиданно экипаж объявил: маршрут придется изменить.
Артур Сикс, пассажир:
– Полет был нормальным, он длился 3 часа, как и планировалось. За 5 минут до приземления капитан сообщил, что поступил звонок от ВВС Беларуси. Там сообщили, что мы должны приземлиться в ближайшем аэропорту в связи с чрезвычайной ситуацией.
На борту бомба! Сообщение с земли, кажется, сбило пилотов с толку. Экипажу рекомендовали приземлиться в Минске.
Пилот: Откуда пришло сообщение о минировании? Откуда у вас эта информация?
Диспетчер: Сотрудники службы безопасности аэропорта сообщили, что получили электронное письмо.
Пилот: Эта рекомендация о перенаправлении в Минск откуда взялась? От кого она пришла? От компании? Она исходила от руководства аэропорта вылета или аэропорта прибытия?
Диспетчер: Это наши рекомендации.
Тут же белорусская сторона подняла в воздух истребитель. Рисковать пилоты не стали. Они развернули самолет в сторону Минска. После МиГ-29 в небе вызовет немало вопросов. Авиаэксперты недоумевают: чем он мог помочь заминированному судну?!
Андрей Литвинов, пилот:
– Если экипаж не под контролем, если на экипаж никто не нападал и если теоретически предположить, что самолет может взорваться в воздухе, то каким образом истребитель ему может помочь не взорваться? Истребители, согласно Чикагской конвенции, поднимаются с одной целью – перехват воздушного судна.
Впрочем, никакого перехвата не было, как и паники на борту. Пассажиры вспоминают, на грани срыва находился лишь один мужчина – 26-летний Роман Протасевич. Гражданин Беларуси, журналист и оппозиционер, официально объявленный в розыск.
– Он просто обратился к людям и сказал, что в Беларуси ему грозит смертная казнь.
Опасения оказались не напрасными. Сразу по прибытии в минский аэропорт Протасевича задержали. Под арест взяли и его девушку – 23-летнюю гражданку России Софью Сапеге. Такая случайность вовсе не случайна, решили в Евросоюзе. Специалисты заверили, захват беглого оппозиционера был тщательно спланирован. Об этом говорят и пассажиры.
– Когда мы приземлились, все стояли, никто ничего не делал. Значит, проблемы не было. Нас из самолета выпускали где-то полчаса, может, больше. Почему? Если бомба в самолете, почему нас выпускают полчаса?
О том, что в аэропорту должны были действовать, а не ждать, говорят и российские эксперты. Андрей Литвинов в авиации почти 40 лет. Поясняет, для пилотов в любой внештатной ситуации прописаны четкие инструкции. И в этот раз действовали явно не по ним.
Андрей Литвинов, пилот:
– Мы видим, что после посадки эвакуации не было. Люди сидят на своих местах. Только бегают собаки, нюхают багаж, никто никого не торопится эвакуировать. Но спрашивается: если на борту бомба и она в любой момент может взорваться, то почему себя так ведут службы безопасности аэропорта? Притом это сделать быстро, самолет должен в отстойнике стоять, после этого начинается процедура досмотра.
Власти Минска обвинения отрицают. Уверяют, все было по правилам. Пилоты пошли на посадку добровольно. А истребитель должен был лишь сопроводить судно. Правда, до сих пор неясно, от кого пришло сообщение о бомбе. Лидер Беларуси сначала заявил, что под подозрением палестинское движение ХАМАС. Но после того как организация обвинения опровергла, озвучил новую версию.
Александр Лукашенко, президент республики Беларусь:
– ХАМАС, не ХАМАС – это сегодня не имеет значения, у экипажа было время, чтобы принять решение. Сигнал о минировании самолета был получен тоже из-за рубежа, из Швейцарии. Причем сообщение поступило в Афины, Вильнюс и Минск одновременно, это не только наш аэропорт.
Но и эта информация не подтвердилась. Правительство Швейцарии заявило: никакого сообщения к ним не поступало. А позже и вовсе выяснилось: письмо о бомбе на борту было отправлено уже после того, как экипажу сообщили об угрозе. Эксперты считают, такая игра ничем хорошим не закончится. Нешуточные обвинения могут всерьез ударить по имиджу, экономике и действующей власти Беларуси.
Рустам Бурнашев, политолог:
– Это потери и экономические, и имиджевые. Форму, скорее всего, будет иметь санкционную. Обозначено незаконное задержание двух пассажиров. Не просто пассажиры, а те, которые обвинялись в экстремистских действиях. Это указывает на то, что в основании действия руководства Беларуси, помимо прочего, было желание задержать именно этого пассажира.
Желание задержать Протасевича у белорусских властей было давно. Впервые он попал в поле зрения правоохранителей еще будучи школьником, когда участвовал в митингах против Лукашенко. Тогда парня отчислили, но это не помешало ему стать журналистом, а после и вовсе создать один из самых популярных в стране Telegram-каналов. В 2020-м портал признают экстремистским, а Протасевича обвинят в организации массовых беспорядков на президентских выборах. Уже второй год он в официальном розыске. Сейчас задержанного обвиняют по шести статьям. Только по одной из них ему грозит до 15 лет лишения свободы. Есть видео после задержания. В ролике парень говорит, как хорошо обращаются с ним в КГБ, и… дает признательные показания.
Роман Протасевич:
– Отношение со стороны сотрудников ко мне максимально корректное и по закону. Также сейчас я продолжаю сотрудничать со следствием и даю признательные показания по факту организации массовых беспорядков в городе Минск.
Впрочем, родители Романа Протасевича в слова собственного сына не верят. Говорят: он не мог сознаться в том, чего не совершал. Считают, видео было записано под давлением. Не исключают, что перед этим парня избили.
Наталья Протасевич, мать:
– На лице сына имеются побои, которые очень хорошо замазаны гримом. Я вижу, что переносица скошена, разбит, по всей видимости, нос. Левая щека вся отекла, есть подозрение, что у него выбиты зубы. Помогите, я очень вас прошу. Потому что они его убьют!
После в Сети появился еще один ролик. На нем обвинения признает уже девушка Романа – Софья. Такое желание наказать за свободу слова осудили в Евросоюзе. Там всерьез заговорили о санкциях. От воздушного бойкота до остановки наземного транзита. Возможные запреты стран Европы могут коснуться и Казахстана, считают эксперты.
Досым Сатпаев, политолог:
– Если будут все более ограничивать в доступе белорусских товаров на европейский рынок, то куда они пойдут? Они пойдут на рынки России и Казахстана. А это создает проблемы для казахстанских товаропроизводителей. В этом плане мы можем ожидать угрозу экономического характера.
Эксперты считают, без последствий конфликт оппозиционера и власти точно не закончится. Уже сейчас Евросоюз потребовал от Лукашенко освободить больше 400 политзаключенных. Но ответа от действующего президента не последовало.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!