{metadescription}
«Они были полностью в грязи»: как спасали детей на Чарыне после схода селя
«Они были полностью в грязи»: как спасали детей на Чарыне после схода селя

«Они были полностью в грязи»: как спасали детей на Чарыне после схода селя

Девочку, которая чудом выжила в трагедии на Чарыне, выписали из больницы. 11-летняя Зере Бисембай пропала после схода селя. Ночь травмированный ребенок провел один в каньоне. Нашли ее только на следующее утро.

Но спасти удалось не всех туристов. 26-летний учитель и пятиклассница погибли. Дети отправились в поход со взрослыми. Внезапно на долину обрушился ливень, и грязевой поток пошел по каньону. Очевидцы рассказывают, людей буквально сбивало с ног.

После страшной трагедии начались разбирательства, и оказалось, что администрация школы о турпоходе вообще ничего не знала. А спасатели стали винить синоптиков в том, что те не сделали штормовое предупреждение. Но в «Казгидромете» поясняют, кратковременный дождь – это обычное явление. И теперь алматинцам стали чуть ли не ежедневно приходить сводки о погоде в горах. Просто совпадение?

К тому же оказалось, что Чарын не относится к селеопасным участкам, поэтому специальных подразделений там нет. Как нет и связи. А ведь подобная трагедия происходит не впервые.

54 года назад стихия погубила там около 60 человек. Наши корреспонденты нашли одну из выживших в том происшествии. Женщина рассказала, как в селевом потоке погиб ее муж.

Роза Араева:

– Это было 12 июля, во вторник. Наш автобус – тогда были ПАЗики, там мест было мало, очень мало мест. Но водитель набрал людей много. И когда мы подъехали к мосту – и вот там же вот, это от моста, там все скалы, горы – от них вдруг показался черный-черный поток водяной. Я искала своего мужа, он сидел рядом. Начала кричать: «Разбек, Разбек, где ты?» Он проплыл мимо нас, как будто лежит на кровати, вперед ногами.

В полиции после трагедии на Чарыне завели дело по двум статьям. Одна из них – за «ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей». Но кто в этом виноват? Стоит ли вообще искать крайних?

Алматинка Сауле Асенова – одна из тех, кто участвовал в спасении детей на Чарыне. Первую помощь выжившим туристы оказывали прямо в беседках. Вспоминает, пострадавшие были в грязи из-за селевого потока, который накрыл долину.

Сауле Асенова:

– Удалось спасти двоих девочек, которые сейчас в больнице вроде находятся. Этих девочек вынесли парни, мужчины. Мы положили их на стол, начали оказывать первую помощь. Они были полностью в грязи, все дыхательные пути были в грязи, камнях. Мы начали промывать глаза, рот, чтобы они хотя бы начали разговаривать.

Многочасовая спасательная операция на Чарыне развернулась ровно неделю назад. Место притяжения туристов со всего Казахстана неожиданно превратилось в зону бедствия. На долину обрушился ливень. Он не прекращался 15 минут и спровоцировал сход селя. В этот момент по дну каньона шли люди. Взобраться повыше успели не все. Вода унесла жизни 26-летнего учителя и пятиклассницы.

– Людей понесло. Ёпрст! Ё-мое!

Сауле Асенова:

– Дорогу всю размыло, везде была грязь. Там, внизу, были беседки. Их начали срывать: деревяшки, столы, стулья. Даже крышу мы сломали, чтоб проложить путь наверх. Мы начали подниматься вверх, к машине, которая спускалась за людьми. И туда мы несли девочек на столе, которые мальчики вырвали с корнем.

Вода унесла и 11-летнюю школьницу. Ее искали чуть меньше суток. И эту историю иначе как чудом не назовешь. Девочку отбросило на три километра от места ЧП. Но Зере зацепилась за камень и смогла выбраться на сушу.

– Когда меня несло по течению, я зацепилась за угол камня и взобралась на него. Потом перебралась на берег. Как скалолаз. Сначала не получалось, но потом получилось.

Первыми ребенка увидели сотрудники нацпарка. Об этом они сообщили по рации спасателям.

Сергей Синяков был за штурвалом того самого вертолета, который прилетел за Зере. 

Сергей Синяков, руководитель отделения ОСО ДЧС Алматинской области:

– Мы подлетели к тому берегу, где находилась девочка, зависли над обрывом. Ребята-спасатели с сопровождающим прицепили к себе девочку. Мы зацепили, подняли в воздух. Перенесли через реку на площадку, где мы могли безопасно их посадить и транспортировать вертолет. После того как мы перенесли девочку на противоположный берег, мы загрузили в самолет и доставили к скорой помощи. Человеческая жизнь когда находится в твоих руках и ты знаешь, что ты ее спасешь, – это непередаваемое чувство радости.

Позже станет известно, на природу группа из восьми школьников отправилась вместе с учителями и родителями. Идея похода на Чарын принадлежала взрослым. В администрации учебного заведения говорят, их в известность не поставили.

Гульзада Жаксымбетова, зам. директора специализированной школы-гимназии №199 г. Алматы:

– Администрацию в известность не поставили. Поход обсуждали сами родители школьников. Из 24 учащихся в классе туда отправились восемь человек. Мы выражаем соболезнования. Пятиклассница Рания Касен – очень дисциплинированная, хорошая девочка. Погибший учитель Мерей Ибрагимов работал в школе три года – со дня основания. Его любили все ученики. Он был очень талантливым.

Школа на этой неделе превратилась в место допроса. Полицейские выясняли все детали организации экскурсии.

Динара Демеубаева:

– Спрашивали, как организовывали экскурсию на Чарын. Родители сами приняли решение, что нужно поехать. Автобус заказали и место сами выбрали. Учителей тоже сами позвали, их нельзя ни в чем обвинять. Хотели, чтобы они поехали вместе со школьниками. Они же весь год учились онлайн. Если бы знали, какая будет погода, то, конечно, никто бы не поехал. 

О погибшем преподавателе его ученики говорят с особым теплом. Молодой, талантливый, добрый. Мерей Ибрагимов обучал их гончарному делу и керамическому искусству. Он всегда приходил на помощь, и ситуация на Чарыне не стала исключением. За храбрость и самоотверженность погибшего учителя посмертно наградил Касым-Жомарт Токаев.

Камилла Еген:

– Он был  реально самым лучшим учителем в нашей школе. Его любили абсолютно все дети. Готов был всегда всем помочь. Был очень добрый. Его предметы все обожали, потому что он очень интересно их всем показывал. Мне сказали, что он вытащил очень многих детей из воды, когда упали в сель.

Об особой любви к детям говорят и родственники погибшего. Мерей Ибрагимов учился в Европе и вернулся в Казахстан, чтобы развивать прикладное искусство.

Ляззат Ибрагимова, тетя:

– После девятого класса он сам нашел учебное заведение в Праге. Уехал туда учиться. После обучения он принял решение вернуться сюда. У него были огромные проекты. Он так хотел возродить вот это наше древнее казахское прикладное искусство – именно обработка металла и дерева. И, в принципе, планов у него было много. Например, он работал над выпуском двух глав именно по изданию нового учебника для детей.

Аяла Ибрагимова, сестра:

– Он очень тонко чувствовал людей. И с детьми это особенно важно, потому что он может найти общий язык с любым человеком. Я очень любила ходить на его занятия, потому что мне нравилась эта атмосфера. У них была связь крепкая,  и можно было почувствовать, как они все на одной волне.

Не хватало в тот день на Чарыне другой волны – сотовой связи. Качество сигнала на одной из главных достопримечательностей Казахстана возмутило даже депутатов. Очевидцы чарынской трагедии заявили: дозвониться до спасателей они не могли.

Сауле Асенова:

– Связи там не было внизу. Мы сколько времени там находились, мы не могли вызвать ни МЧС, никого, никуда дозвониться. И также наверху очень плохая связь была.

В профильном министерстве подтвердили: проблемы со связью в горах действительно есть, но телефоны сейчас не ловят даже в некоторых аулах. Чтобы решить вопрос, нужны деньги.

Багдат Мусин, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК:

– Первое: в национальных парках, на туристических тропах, чтобы дать сигнал сотовой связи, нужны базовые станции. Базовые станции сами по себе установиться не могут, поэтому нужны антенно-мачтовые сооружения. Антенно-мачтовые сооружения соорудить не так сложно, в принципе, но подвести энергетику – это сложность. Поэтому сейчас эти работы будут оценены, и мы представим государству, какие средства на это необходимы.

Накаленная обстановка и в горах Туркестанской области. Там уже вторую неделю продолжаются поиски двоих студентов. Всего в пеший поход в ущелье Сары-Айгыр в конце мая отправились семеро парней. Живыми нашли троих туристов. Двое погибли.

– Мы заблудились. А потом один из нас, семерых, заболел. И группа разделилась. Мы втроем остались в одном месте, а четверо ушли дальше. Мы три дня тут были втроем, а сегодня вышли к реке, и здесь нас нашли сотрудники МЧС.

Казахстанские спасатели на вертолетах обследовали всю территорию нацпарка. К поискам подключились и специалисты из соседней страны.

Профессиональные альпинисты говорят: готовиться к походу в горы даже летом нужно серьезно – просчитывать время маршрута и обязательно брать с собой теплые вещи.

Александр Голованов, инструктор по альпинизму:

– Изучив маршрут, нужно как-то более-менее спланировать поход по времени: когда вы начинаете путь, когда вы его закончите, когда вы планируете вернуться домой. Если вы в свой план не попадаете, то лучше вернуться. Спасение – в том, чтобы вернуться назад – на то место, где вы ушли не туда. Это самый логичный вариант, потому что часто люди начинают идти своим путем, искать там что-то. И усугубляют ситуацию.

Правил, которые нужно соблюдать, немало. Особую осторожность советуют инструкторы проявлять вблизи водоемов.

Сегодня в горах Алматы объявили штормовое предупреждение. И действительно – пошел дождь. Если в этот момент вы оказались у горной реки, то нужно как можно быстрее покинуть местность. К слову, определить, что начнется ливень, несложно. Вода начнет мутнеть, и ее уровень поднимется.

А еще нужно сверяться с прогнозом погоды, избегать крутых склонов и обязательно сообщать о своем точном маршруте близким. Ведь горы, как известно, ошибок не прощают.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Новости партнеров

Сейчас в эфире