{metadescription}
Картофельный кризис: кто виноват в завышении цен на овощи
Картофельный кризис: кто виноват в завышении цен на овощи

Картофельный кризис: кто виноват в завышении цен на овощи

В Казахстане спорят о картофеле. Цены на этот овощ стали самой обсуждаемой темой недели. Причем говорили об этом не только на кухнях, но и в правительстве, Парламенте и даже в самой Акорде. Все потому, что самый востребованный продукт внезапно подорожал. За килограмм в некоторых регионах просят по 350, а то и по 450 тенге.

Фарида Алиева, продавец:

 – Оптовики сейчас по 340 отдают, вот так, 350. Мы тоже по 350 поставили картошку. Она упадет, когда наш урожай уже выйдет. Когда уже свой будет, местная картошка будет, тогда и будет. Люди возникают, они не понимают нас, вообще не понимают то, что мы не специально делаем. Это нам – там, на таможне. Просто из-за этого. Остается наша картошка. Из-за этого.

Цены подскочили на привозной картофель, а вот местный на рынках сейчас не найти. Но когда чиновников стали спрашивать, что происходит, те, что называется, начали путаться в показаниях.

Министр сельского хозяйства Сапархан Омаров заявил, что казахстанского картофеля в стране достаточно. А в подорожании обвинил неких посредников и супермаркеты, мол, это они накручивают цены в 2 раза. А так картофель стоит 200 тенге. И журналисты тогда поинтересовались, а давно ли министр сам ходил на базар.

Когда вы сами лично были в последний раз в магазине или на рынке? Вы владеете ситуацией с ценами?

Сапархан Омаров, министр сельского хозяйства РК:

– Ну, обычно я в магазинах или на рынках бываю по воскресеньям, когда у меня выходной. И кроме этого, у нас в министерстве есть департамент, который каждый день мониторит цены и в магазинах, и на рынках.

– Позвольте мне пригласить вас в поход по магазинам, совместно.

Но после в ситуацию вмешалось Министерство торговли. Там рассказали, что картофельный кризис в стране наступил по вине как раз Минсельхоза. Оказалось, что прошлогодний урожай закончился быстро еще и потому, что мы продали рекордные 360 тысяч тонн картофеля соседям, а сами теперь покупаем его дороже за границей.

Кто в итоге виноват в высоких ценах, почему корнеплоды везут аж из Африки и что говорят наши фермеры? Попробуем разобраться в этом овощном рагу.

Ценники на казахстанских прилавках меняются регулярно. Новая реальность – привозной картофель по 450 тенге за килограмм. Стоимость овоща в Казахстане поползла вверх в конце мая.

Теперь Мира Герман из Петропавловска считает свою пенсию не в тенге, а в килограммах картофеля, который удается купить.

Мира Герман:

Я вот беру, например, 2 килограмма картофеля, но кроме меня еще есть внук и дочь – со мной живут. А внук и дочь у меня любят очень картофель, поэтому не наберешься. Сваришь немного, штук пять-шесть, и вот начинает: «Баба, ты не будешь?» – «Я не буду, ешьте».

Поставщики сначала уверяли: такое происходит каждый год, и нужно чуть-чуть подождать.

Замин Сафаров, оптовый поставщик плодовоовощной продукции:

Новый урожай только выходит, поэтому сейчас, в межсезонные переходы, резкий скачок цен бывает. Но это временно. То есть этот переход максимум 15-20 дней проходит, и это каждый год. Где-то после 5 июня вы увидите уже регулярные, стабильные цены картофеля.

Пятое июня пришло, а стабильные цены не вернулись. На востоке страны картофель подорожал сразу в три раза. Люди, естественно, винят продавцов. Последние говорят, местный овощ закончился давно. Сейчас его привозят издалека: из Узбекистана, Египта, Пакистана. Стоимость устанавливают поставщики.

Гульмира Темирболатова, продавец:

Людям не объяснишь это, что так сильно дорого стало. Это картошка, свекла: свекла 400 тенге идет; морковка 300 тенге идет – 350 тенге; картошка 300-350 идет оптом, 300 тенге оптом идет она. И мы вот не знаем даже, как продавать это все. Все подорожало сильно у нас.

Когда нервы у изголодавшихся казахстанцев были уже на пределе, в поле зрения появился министр сельского хозяйства. Сапархан Омаров заявил: никакого картофельного кризиса в стране нет! И он знает, кто виноват в подорожании корнеплода. Цены завышают посредники и супермаркеты. А на самом деле овощ стоит не дороже 200 тенге.

Сапархан Омаров, министр сельского хозяйства РК:

На сегодняшний день в стране картофеля хватает, производство картофеля достаточно. И перепроизводство может завтра повлиять на то, что опять сельхозтоваропроизводители не смогут продать картофель даже по себестоимости. Если говорить по цене, на сегодняшний день наши сельхозтоваропроизводители прямо со своих складов отпускают по цене в 200 тенге, остальные 200 тенге – это уже надбавки посредников либо тех же супермаркетов.

С выступления Омарова не прошло и суток, как уже другой министр – торговли и интеграции – ворвался в картофельный чат. Информация Бахыта Султанова заметно разнилась с данными его сельскохозяйственного коллеги. Он заявил: самого популярного овоща в стране практически не осталось. Наши запасы сократились в три раза – с 930 тысяч тонн до 330 тысяч. Дело в том, что Казахстан продал соседним странам рекордное количество овоща по низкой цене. И вот почему.

Кайрат Бисетаев, председатель правления Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана:

Мы все производим полностью на орошаемых землях, и мы сильно не зависим от погодных условий. И у нас урожай, в общем-то, всегда стабильный, а в России, например, очень много площадей под картофелем не орошается. В прошлом году у них было очень мало осадков, поэтому они получили  урожай гораздо меньше, чем планировали, и большой объем картофеля нашего, казахстанского, ушел на российский рынок.

А проблему дефицита в межсезонье в Казахстане решили закупом импортного картофеля. Только по цене в три раза выше.

Бахыт Султанов, министр торговли и интеграции РК:

Таким образом, доля экспорта картофеля составляет 19% от объема его товарного производства, что приводит к дефициту на полках наших магазинов. Соответственно, дефицит приводит к необходимости импорта картофеля в межсезонье. Эта ситуация повторяется из года в год, но ни Минсельхозом, ни акиматами не принимаются адекватные меры по устранению данной проблемы.

В адекватности цен сомневаются жители центрального Казахстана. В Караганде картофель сейчас уже по 340. Конечно, не местный. Привозной. Такие цифры пугают не только жителей, но и аналитиков.Фермеры утверждают: в стране нет условий для длительного хранения овоща. А в период межсезонья запасы – это гарант сдерживания цен. Прошлогодний урожай заканчивается, а новый поспеть еще не успел.

Павел Лущак, директор сельскохозяйственного предприятия:

Если вы задаете вопрос: почему картофель такой дорогой? В принципе, это южный картофель, который к нам поставляется, и он традиционно считается ранний картофель дорогой. Вот это связано именно с этим, потому что урожай 2020 года можно было сохранить только в холодильниках. Холодильников в Казахстане у нас практически нет.

А вот в Союзе картофелеводов и овощеводов Казахстана высокую себестоимость объясняют по-другому.

Кайрат Бисетаев, председатель правления Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана:

Особенность раннего картофеля состоит в том, что его убирают вручную, поскольку кожура очень тонкая. И чтобы не побить, фермеру все-таки выгодно убирать руками. Поскольку миграционные процессы у нас прикрылись, с Кыргызстана, Узбекистана нет сейчас рабочих, и резко выросла цена ручного труда. И то, что фермеры вынуждены руками собирать платить большие деньги, это тоже сказывается на себестоимости.

Спасет ли ситуацию новый урожай, пока неясно.Эксперты уверяют, в ближайшей перспективе цены на главный овощ должны снизиться.

Кайрат Бисетаев, председатель правления Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана:

В марте месяце на юге были холода нетрадиционные. Из-за чего вегетация картофеля замедлилась, и сдвиг произошел дней 10. Поэтому, по нашим расчетам, где-то буквально через неделю объем нашего южного картофеля будет достаточным, чтобы цены немного припали.

На одном из карагандинских сельскохозяйственных предприятий ежегодно собирают около 10 тысяч тонн картофеля. В другие страны экспортируют в среднем 20%. И у фермеров есть свое предложение по реализации овоща внутри страны.

Павел Лущак, директор сельскохозяйственного предприятия:

Бизнесу должны обеспечить условия такие, чтобы они все-таки с фермерами заключали договора. Мы готовы продавать половину продукции, продавать через супермаркеты, потому что мы можем планировать отгрузки. Когда рынок стихийный, у тебя то есть, то никого нет. Мы готовы заключаться на 3-4 тысячи тонн. Это есть гарантия контрактов.

Вслед за картофелем подорожала и морковь. В Алматы ее цена доходит до 500 тенге за килограмм.

Майя Батырова, продавец:

Морковка сильно дорогая.

– Сколько?

Оптовка стоит 450.

– Почему? Это тоже не казахстанская?

– Казахстанской нет, говорят.

Откуда?

– Ташкентская идет сейчас, еще Волгоград, говорят.

Запасы сократились. Причем в пять раз. В региональных стабфондах хранится всего 258 тонн. Проблему решают дорогим импортом из Узбекистана. Впрочем, на актюбинском социальном рынке уже дефицит.

Газиза Алматова-Телесова, администратор оптового рынка:

– Продукция морковь вообще не поступила на сегодняшний день. Вообще, можно сказать, нет. Видимо, с подорожанием, поэтому нет на базаре.

– Откуда привозят?

– Морковь тоже с этого района, с южной области. Это город Шымкент.

Но и это еще не все. С начала года подсолнечное масло подорожало почти на 17%. В Актюбинской области чиновники попытались сдержать цену. Она должна была быть не выше 608 тенге. Предпринимателей это не обрадовало. Они говорят, закупочная цена значительно выше. При этом самое дешевое подсолнечное масло еще месяц назад стоило 680. Сейчас ценник доходит до 840.

Аскарбек Койлыбаев, администратор коммунального рынка:

Нам привозят, например, по 650, по 630, и дальше мы только делаем надбавку 10%. Больше права у нас нет. Нет у нас такого производителя, чтобы по дешевой цене принес. Такого нет у нас!

Эксперты говорят: для решения проблемы высоких цен недостаточно заявлений с высоких трибун.

Кирилл Павлов, независимый директор ассоциации «Верховный совет крестьян»:

– По подсолнечному маслу там все четко и понятно. Приходят китайцы, покупают фьючерсы урожая. А это та схема, которая идеально работает, как я говорю, у фермеров к моменту сбора урожая уже там процентов 70 надо раздать. Он уже кому-то должен, а здесь ему заранее предлагают деньги. Здесь нужно идти и договариваться. У нас это современная проблема. Редко какой министр выходит пообщаться с фермерами.

По официальным данным, быстрее всего цены на продукты растут в Туркестанской области, столице и Алматы. Не отстают и другие города. Дорожают самые популярные овощи и подсолнечное масло. Это значит, что с инфляцией уже столкнулись буквально на каждой казахстанской кухне, и даже жареный картофель в наших реалиях – теперь не самое доступное блюдо.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

01 февраля

31 января

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.