{metadescription}
Шпионский скандал: за первыми лицами РК могла следить вирусная программа
Шпионский скандал: за первыми лицами РК могла следить вирусная программа

Шпионский скандал: за первыми лицами РК могла следить вирусная программа

Израильские разработчики опровергли обвинения в шпионаже за общественниками и политиками. Международный скандал разразился накануне, когда был обнародован список лиц, чьи телефоны заражены программой слежения Pegasus.

Причем казахстанцы засветились там дважды: сначала сообщалось о журналистах и общественниках, а вскоре список пополнили первые лица страны – президент Токаев, премьер Мамин и аким Алматы Сагинтаев. Правда, никакой реакции ни от них, ни от наших госорганов так и не последовало. Тщательного расследования потребовали лишь неправительственные организации.

Вся жизнь человека сейчас сосредоточена в мобильном телефоне. Несмотря на то, что медики единогласно заявляют о его вреде для здоровья, будем откровенны, каждый из нас засыпает и просыпается со смартфоном в руках. Разумеется, хранятся за «черным зеркалом» и все тайны, узнать о которых, как выяснилось, хотят многие. К примеру, вот уже несколько дней соцсети шумят из-за новой программы для слежения, в базу данных которой попали 2 тысячи казахстанцев.

Пока известны имена только восьми пользователей, которые оказались под прицелом шпионской программы Pegasus, однако размах уже впечатляет, ведь возглавляет список не кто иной, как Касым-Жомарт Токаев. Вслед за президентом идут премьер Мамин и бывший премьер, а ныне аким Алматы Бакытжан Сагинтаев. Попали в список и несколько активистов, журналистов и даже пара французских правозащитников, связанных с Казахстаном. При этом никаких официальных комментариев со стороны наших госорганов до сих пор не последовало. Свою точку зрению открыто выражают пока только журналисты.

Серикжан Маулетбай, журналист:

– К прослушке я отношусь негативно. Мне бы не хотелось, чтобы меня прослушивали, поскольку у меня есть своя личная жизнь. Я бы не хотел, чтобы что-то вылезло на публику из того, что не касается моей работы. А так, в целом, когда я получил информацию из новостных лент о том, что я оказался в списке, реакция у меня была нейтральной.

Как выяснилось, проникает в смартфон Pegasus максимально незаметно. Человек может установить систему слежения, просто обновляя программное обеспечение или получая SMS. Программисты подчеркивают: подобное кибероружие может стоить миллионы долларов. К примеру, просто поиск слабых мест в системах iOS и Android на черном рынке оценивается в 2,5 миллиона долларов. Однако то, что человек оказался в опубликованном шорт-листе, вовсе не означает, что его обязательно прослушивали.

Олжас Сатиев, руководитель Центра анализа и расследования кибератак:

– Там указано, что эти объекты представляли интерес. Не факт, что они были взломаны, во-первых. Во-вторых, не всегда возможно взломать человека. То есть может он там телефон все время отключает, перезагружает телефон. Здесь просто нужно брать там телефон и изучать. Уже вышло программное обеспечение от независимых исследователей, которое позволяет проверить ваш телефон на нахождение там следов от этого вируса-трояна. Здесь как раз нужно каждый случай изучать, смотреть.

Что будут делать представители нашей политической элиты, попавшие в список, неизвестно. Пока они хранят молчание. А вот журналисты и правозащитники оставлять это так просто не намерены. Но пока одни готовятся обивать пороги госорганов, другие искать правду в Казахстане не собираются.

Бигельды Габдуллин, правозащитник:

– Пока не стану обращаться в казахстанские правоохранительные органы. Это пустая затея. После консультации с юристами я обращусь в международные организации, в том числе в международный ПЕН-клуб. Дело серьезное – нарушены мои конституционные права. А там посмотрим...

Поддерживают стремление казахстанцев и неправительственные организации. Активисты уверены: за журналистами следят давно, вот только никаких доказательств этому раньше не было. Они уже обратились к правоохранительным органам страны и к самим разработчикам программы с целью выяснить, что произошло на самом деле.

Мирас Нурмуханбетов, вице-президент фонда «Әділ сөз»:

– Конечно, как гражданин могу сказать и как журналист, который следит за состоянием дел в Казахстане, могу с 99% сказать, что доверия такого нет, но обращение к правоохранительным органам Казахстана – это необходимость. То, что за журналистами и гражданскими активистами следят, – это не новость, это секрет Полишинеля. Мы всегда об этом знали. Новость – это то, что это стало практически официально известно и вышло уже на международный уровень.

И пока отечественные госорганы хранят молчание, авторы израильской программы уже заявляют, что Pegasus разрабатывался исключительно с целью слежки за преступниками и террористами, а продают ее только госорганам и спецслужбам. Поэтому никаких гражданских лиц и политиков в списке прослушиваемых быть не должно. Если такие прецеденты будут доказаны, то в их отношении программу обещают отключить. Кто является заказчиком подобной слежки, выяснить так и не удалось. По словам программистов, доказать, что за этим шпионажем стоят правительства стран, практически невозможно.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире