{metadescription}
«Там еще очень много казахов»: кандасы рассказали, как бежали из Афганистана
«Там еще очень много казахов»: кандасы рассказали, как бежали из Афганистана

«Там еще очень много казахов»: кандасы рассказали, как бежали из Афганистана

Афганские казахи, которые вернулись на историческую родину, наконец, добрались до своего нового постоянного места жительства. Четыре семьи власти разместили в Акмолинской области.

35 кандасов вывезли из Кабула еще в начале сентября. Все это время они сидели на карантине. Теперь их обеспечили жильем, обещают работу и единовременное пособие на каждого члена семьи. В интервью нашим журналистам люди рассказали, какой ад пережили и как долго им пришлось доказывать свою этническую принадлежность. А еще о том, что в Афганистане осталось много казахов, которые мечтают перебраться в нашу страну. Но эксперты опасаются, что вместе с ними в Казахстан могут проникнуть и радикалы.

Президент уже неоднократно заявлял, что афганских беженцев наша страна принимать не будет. Причина вполне понятна: ситуация в Кабуле после захвата власти «Талибаном» (запрещенной организацией в Казахстане) нестабильная. И, что будет дальше, непонятно. Ведь буквально вчера талибы заявили, что намерены вернуть смертную казнь, а еще хотят отрубать конечности за некоторые преступления.

Их встречают почти как звезд. Телекамеры, фотовспышки, отдаленный перрон и отдельный вагон. Но это вовсе не знаменитости, а этнические казахи, которые бежали из Афганистана.

35 кандасов прилетели спецбортом из Кабула в Алматы, отсидели карантин и поездом приехали уже к постоянному месту жительства – в Акмолинскую область. Кто-то волнуется, кто-то немного напуган, но в основном на лицах радость. Казахстан, как всегда, встречает гостеприимно.

Семья Файзуллы Ахмади сейчас обустраивает трехкомнатный частный дом в Бурабайском районе. В Казахстан мужчина вернулся с женой, сестрой и пятью детьми. Пытались попасть в страну последние четыре года. Но были проблемы с документами. Доказать, что они казахи удалось совсем недавно.

Файзулла Ахмади:

– Мы из рода Конырат – Средний жуз. Мы работали в Пакистане, Иране, но потом там начались трудности. В Афганистане были не так долго. Потом его захватили талибы. На нас вышли представители посольства и сказали, что можно улететь в Алматы. Еще там осталось около тысячи казахов, и они тоже хотят приехать в Казахстан. Они боятся там жить, сложно с работой. Им говорят: «Уезжайте на родину».

Главный вопрос – это, конечно, как и на что жить. Ответ уже есть. Во-первых, государство выплатит каждому члену семьи подъемные – больше 200 тысяч тенге на человека. Затем подключатся работодатели. На первое время они обеспечат кандасов бесплатным жильем. Дети пойдут в местные школы, ну а дальше – только трудиться.

Ерболат Абулхатин, зам. председателя комитета труда, социальной защиты и миграции МТСЗН РК:

– На сегодняшний день со всеми четырьмя семьями имеются трудоспособные члены семьи. Полностью проработаны вопросы трудоустройства, то есть в основном это крупные крестьянские хозяйства, которые готовы принять их на работу по их специальности, но в основном в сфере животноводства. Учитывая, что у них нет специальных навыков, которые требуются им, они готовы их взять разнорабочими и платить зарплату.

«Талибан» захватил власть в Афганистане в середине августа после объявления об уходе армии США. Радикалы взяли под контроль сначала больше половины провинций в стране, а после и сам Кабул. Афганская армия бежала, а правительства разных стран стали эвакуировать своих военных и кого только можно. Казахстан не стал исключением.

Сейчас в стране нарастает экономический кризис и возник острый дефицит наличных денег. Частные университеты работают, но государственные вузы временно закрыты.

Талибы обещали толерантный подход и реформы. Но их первые действия говорят об обратном. Один из основателей радикального движения заявил: они могут вернуть смертную казнь. Демократии ждать явно не приходится, основой управления станут законы шариата.

Власти разных стран опасаются наплыва беженцев. Но Казахстан их принимать уже отказался. Об этом заявил президент. При этом на саммите ООН Касым-Жомарт Токаев отметил: бросать афганский народ на произвол судьбы нельзя.

Касым-Жомарт Токаев, президент Республики Казахстан:

– Невзирая на наши политические или личные убеждения, мы не должны сейчас бросать народ Афганистана на произвол судьбы. Острая гуманитарная ситуация должна быть нашим главным приоритетом. Учреждения ООН и другие гуманитарные организации должны иметь немедленный, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ.

В том, что наша страна не должна принимать беженцев, уверен и глава афганской диаспоры в Казахстане. Васток Ахмадулла опасается: вместе с людьми, которые действительно нуждаются в помощи, в страну могут проникнуть боевики – и остановить их будет очень сложно.

Васток Ахмадулла, председатель ОО «Афганский центр «Ариана» при Ассамблее народа Казахстана:

– Казахстан не должен принимать массово беженцев. Это по одной простой причине, что долгие годы в Афганистане идет война и в течение 40 лет в основном там радикализм развивается. И те запрещенные группировки «Талибан», которые сейчас у  власти, они могут любого боевика, любого террориста отправить на территорию Казахстана. Тогда с ними будет очень сложно  бороться. Они – как раковые клетки, они расползутся и распространяются очень быстро.

За этническими казахами, которые уже прибыли из Афганистана, нужно тоже внимательно наблюдать, считает Ахмадулла.

Васток Ахмадулла, председатель ОО «Афганский центр «Ариана» при Ассамблее народа Казахстана:

– Я считаю, что они не должны принести никакой ущерб национальной безопасности Казахстана, потому что это этнические казахи. Они возвращаются на свою историческую родину. Но тем не менее следить за ними надо, посмотреть, как они себя ведут. Возможно, что среди них будут люди, которые вербовали. Но это трудно сказать, что есть или нет.

Приход к власти талибов в Афганистане вызывает серьезную обеспокоенность казахстанцев. Ведь по прямой от Шымкента до Кабула всего 865 километров. Политологи не исключают рост экстремизма во всем Центрально-Азиатском регионе.

Данияр Ашимбаев, политолог:

– Угроза состоит в том, что это в целом ведет к дестабилизации ситуации, да. То есть у талибов достаточно простая программа, то есть: справедливость, религия вот, борьба с коррупцией, борьба с наркотиками. Может способствовать, скажем так, росту экстремистских населений и возникновению тех или иных группировок среди населения. Здесь угроза физического соприкосновения с возможным… талибов… маловероятна. То есть все-таки узбекская армия достаточно  боеспособная, таджикские войска, допустим, усилена пророссийским континентом. Поэтому, скажем так, прорыва талибов сюда ожидать маловероятно.

Сейчас в Казахстане проживает около 3 тысяч афганцев. Абдул Хади – один из них. Впервые он приехал в нашу страну в 2010-м. Сначала долго учил язык, а потом поступил в медицинский. У Афганистана в то время было соглашение с нашей страной. Выбирали лучших студентов. Абдулу повезло оказаться в их числе.

Абдул Хади:

– Я всегда хотел поехать за границу и учиться за границей. И, как мне сказали, что есть возможность, я сразу решил и приехал сюда учиться. Ну, потому что у меня сам папа, он учился в России. Как я ему сказал, что Казахстан, он сказал, что это страны, то есть, ну, хорошо развитые и можно туда поехать. И хорошо научиться тоже там.

В Афганистане у него остались близкие. Они рассказывают, что сейчас происходит на родине. Люди уже не боятся выходить на улицу, ездить в другие города. Но главная проблема – это отсутствие заработка.

Абдул Хади:

– Это происходило очень быстро – в течение там нескольких дней. Просто для меня это был как сон, что я вот спал, просыпался – и совсем другой мир. Страха нет от того, что сейчас, например, стреляют или сейчас будет какой-то взрыв. От этого сейчас страха нет. Но уже то есть началось в Афганистане. Сейчас началась беда, работы нет. Хочу вернуться к своим родителям, к своим братьям, сестрам, потому что я не могу их там оставлять. Мне просто неспокойно будет жить, если они вот там.

50-летний Шир Али Озбаки прилетел из Кабула в начале сентября. С семьей его поселили в Кокшетау. Трудоустроят их тоже здесь. Афганским казахам нравится все: и уютные комнаты, и новые перспективы.

Шир Али Озбаки:

– Мы 32 года жили в Иране, потом в Пакистане и Афганистане, переезжали в том числе из-за неспокойной политической обстановки. Сейчас там ситуация очень сложная, страшная. Жить невозможно, талибы притесняют нас. Мы не чувствовали себя свободными, боялись за жизнь. Там еще остается очень много казахов. Я очень им сочувствую и желаю оказаться в безопасности, на исторической родине.

Наше посольство в Афганистане сейчас работает в ограниченном составе. У дипломатов нет точных данных, сколько еще этнических казахов находится на территории страны. Поэтому, когда казахстанские самолеты снова полетят в Кабул, пока непонятно.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Новости партнеров

Сейчас в эфире