{metadescription}
Яйцо и мясо будут дорожать: эксперты назвали причины
Яйцо и мясо будут дорожать: эксперты назвали причины

Яйцо и мясо будут дорожать: эксперты назвали причины

В Казахстане снова назревает топливный кризис. Хотя чиновникам эта формулировка не нравится. На этой неделе в разных регионах начались перебои с дизельным топливом. Где-то его отпускают только по талонам, а на некоторых АЗС заметно выросли цены. Осенью в стране такое происходит регулярно, якобы солярка уходит фермерам на сбор урожая. Но в крестьянских хозяйствах говорят, что им тоже приходится искать топливо по всей округе.

Максат Балгазин, глава крестьянского хозяйства:

– Доставка, получается, очень дорого. Но мы перебивались, покупали на заправках по 193 тенге все лето, так как нам невыгодно было везти ее. Но на данный момент, сейчас, даже по 193 не можем. Вот сейчас мы видим цену: «Батыс жер» – по 225 тенге отпускают. В районах вообще не продают сейчас солярку.

Рост цен на топливо неминуемо ведет к подорожанию сырья. Зерно уже отреагировало. К тому же урожай пшеницы в этом году ожидают не сильно большой. И эксперты говорят, это потянет за собой все остальное. Цены на продукты могут вырасти сразу на 20%.  

Депутаты уже заявили, что у чиновников не получается с этим справиться, а значит, поднимать вслед за ценами нужно зарплаты.

Что из этого получится и какие продукты уже подорожали?

Одними из первых на себе дефицит солярки почувствовали жители Актюбинской области. На мелких автозаправках горючего не было совсем, а на сетевых его отпускали по талонам и в ограниченных объемах. Позже «засуху» в топливных баках ощутили и в других регионах.

Марлен Баймагамбетов, председатель ассоциации «Фермерский центр Актобе»:

– У нас критическая ситуация. Во-первых, дефицит дизтоплива на автозаправочных станциях города. Хотя там стоят вывески «192 тенге», фактически в наличии топлива на многих заправках нет. Есть только заправки, где 220 тенге.

Нефтедобывающая страна в очередной раз оказалась на пороге дефицита ГСМ. Говорят, правда, об этом пока аккуратно, чтобы, видимо, не спровоцировать ажиотаж. Вот только маневры на топливном рынке противоречат отрицанию чиновниками очевидного. Власти экстренно докупают солярку в России.

Бауржан Салимгереев, директор департамента транспортировки и переработки нефти Министерства энергетики РК:

– Согласно индикативному балансу с Российской Федерацией на 2021 год, объем возможного импорта в Казахстан составляет 530 тысяч тонн. За восемь месяцев фактически импортировано 145 тысяч тонн. Соответственно, имеется возможность импортировать 385 тысяч тонн до конца года. Никаких ограничений по импорту нет.

Впрочем, желающих завозить дорогое иностранное топливо вряд ли будет много. Ведь продавать его придется уже по ценам, которые намного выше, чем у нас в стране. Примерно на 90-120 тенге. Совсем другая история с экспортом отечественного ГСМ.        

Все дело как раз в той самой разнице цен на нефтепродукты у нас и в соседних странах. Стоимость ГСМ, например, в России в несколько раз выше, чем в Казахстане. Отсюда и подозрения чиновников о том, что отечественное топливо прямиком утекает в бензобаки российских автолюбителей.

По мнению экспертов, топливный кризис в стране имеет сезонный характер. Чаще всего он происходит в период сбора урожая. Хоть чиновники каждый год и говорят, что фермерам не нужно беспокоиться, аграрии  почему-то вновь и вновь сталкиваются с дефицитом.

Алихан Байдусенов, управляющий партнер Центра стратегических инициатив:

– По законам рынка идет переток. Да, у нас есть запрет на вывоз ГСМ. Конечно, предприниматели будут пытаться вывезти в сопредельные государства, несмотря на запрет. Мы, получается, за счет очень дешевой цены ГСМ здесь, в стране, мы субсидируем экономики соседних стран.

При этом сами получаем рост инфляции. С начала года она подскочила почти до 9%. И это только по официальным данным. По информации чиновников, стоимость продуктов выросла всего на 11,4%. Тогда как зарплаты казахстанцев остаются прежними. На неделе группа депутатов предложила правительству ввести обязательную индексацию зарплат. Мера эта, конечно, непопулярная, но и заявили о ней те, у кого в Парламенте небольшой политический вес.

Айкын Конуров, депутат Мажилиса Парламента РК:

– Фракция «Народная партия Казахстана» считает принципиально важным решение стратегического вопроса о создании действенного механизма системной индексации минимальной заработной платы, заработных плат наемных работников как в государственном, так и в частном секторе.

И останавливаться цены, похоже, не собираются. Руководство Зернового союза Казахстана прогнозирует еще большее подорожание продуктов – сразу на 20%. Причин много. Но главная одна: из-за засухи аграрии соберут пшеницы меньше, чем в прошлом году. Спасает фермеров от банкротства только то, что на этом фоне выросла стоимость зерна. Правительство на неделе утвердило закупочные цены для стабилизационных фондов. Они не превышают 107 тысяч тенге. Перекупщики дают уже больше.

Марат Карымсаков, зам. директора крестьянского хозяйства:

– На данный момент предлагают 110-112 тысяч с места, то есть здесь с площадки забрать сырье мое. А в прошлом году мы отдавали за 102 тысячи зерно – тоже с места. Если мы еще подождем, я думаю, цена еще поднимется.

Куриные яйца ждать не стали и подорожали первыми. Отличились в этом плане власти Актюбинской области. Там к ценникам добавилось 100 тенге. Разницу также почувствовали в Петропавловске, Караганде и Уральске.

Асель Жаксыбекова, продавец:

– Яички по 280 были, нам привозили. Сейчас, конечно, резко подорожали. Люди возмущаются. Нам объясняют тем, что бензин подорожал, корма подорожали. Не только яйца, вообще же подорожание сейчас идет. Мы просто обычные берем по минимальной цене. А если особые, это вообще дороже идет.

Сейчас на городских рынках и в магазинах цена десятка яиц превышает 400-450 тенге, тогда как себестоимость продукта не больше 300. Накрутка в основном происходит за счет перекупщиков. Решить проблему с дорогими яйцами птицеводы пытались неоднократно. Даже вели переговоры с зерновиками. Но каждый преследует свою выгоду.

Руслан Шарипов, председатель Союза птицеводов Казахстана:

– Страна зерновая, но цены на зерно и сено поднялись в два раза. Даже больше чем в два раза. Если 70% себестоимости лежит на зерне, значит, и яйцо или килограмм мяса будет повышаться в цене. Мы писали письма президенту, премьеру, в Министерство сельского хозяйства и в другие государственные органы, но никакой реакции нет. Одни отписки. Кроме них, мы ничего не получили.

При этом у правительства имеется целая программа по сдерживанию инфляции. Ее нужно вернуть в коридор от 4 до 6%. Произойти это должно за два года. А пока, похоже, придется продолжать наблюдать за тем, как в стране дорожают товары и услуги.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире