«Сломались логистические цепочки»: машины дорожают из-за дефицита запчастей
В Казахстане образовался дефицит автомобилей. Новую машину сейчас купить практически невозможно. В автосалонах очереди, клиентам приходится ждать по несколько месяцев.
Автор: Ирина Криштоп
16.10.2021
Оказалось, что в стране резко вырос спрос на транспортные средства. И виной всему пандемия. Кто-то откладывал покупку из-за постоянных локдаунов, а другие решились приобрести себе машину в целях безопасности, чтобы минимизировать контакты с другими людьми.
За девять месяцев этого года казахстанцы приобрели уже 86 тысяч новеньких авто, и это на 36% больше, чем в прошлом.
Артур Мискарян, зам. председателя правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром»:
– Автомобиль остался единственным способом для того, чтобы передвигаться относительно свободно, как между городами, так и в самом городе. Ну и кроме того, передвигаться безопасно, потому что личный автомобиль – это личное пространство, которое не нужно делить со множеством людей, и таким образом можно избегать скопления большого количества людей.
Но причина не только в высоком спросе, машины не успевают привозить и собирать здесь из-за отсутствия запчастей. С дефицитом электрочипов столкнулись производители. Товар застрял на границе с Китаем.
Вся эта ситуация уже спровоцировала рост цен. Причем не только на новые, но и на подержанные авто.
В Казахстане закончились новые автомобили. Алмас Куанышулы еще в августе выбрал иномарку казахстанской сборки и внес 10% предоплаты. В автоцентре обещали, что уже осенью мужчина будет рассекать по столичным дорогам на новеньком седане.
Алмас Куанышулы:
– Общая сумма где-то 6 миллионов 500... Без предоплаты они не будут даже на бронь ставить заявку, не будут дальше на склады заявку делать. Говорили, что машина прибудет, от месяца до трех месяцев будете ждать. Но уже третий месяц пошел, нам так и не пришла машина.
А когда придет, может стать дороже. Насколько вырастет цена, в автоцентре не уточнили. Но объяснили, почему Алмасу до сих пор не выдали ключи.
Алмас Куанышулы:
– Они обосновывают тем, что нет оборудования, чтобы собрать салон автомашины на заводе. Я думаю, сейчас ХХI век, нет такой проблемы.
Большие проблемы возникли из-за маленьких электрочипов, уверяют специалисты. Они сейчас в дефиците. А без них ни одна современная машина не поедет. Заводы, где производят микросхемы, долгое время были закрыты на карантин.
Артур Мискарян, зам. председателя правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром»:
– Производство микрочипов сосредоточено в странах Юго-Восточной Азии. И когда производство микрочипов было вновь запущено после локдауна, то производственных мощностей, которые изначально заложены на этих предприятиях, попросту не хватило и не хватает до сих пор.
За чипы автопроизводители теперь бьются с IT-гигантами. Но проигрывают. Англия, Япония и Германия уже сократили производство машин примерно на 40%.
Анар Макашева, вице-президент Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана:
– Из-за пандемии в целом возрос спрос на чипы во всех странах мира по всем продуктам абсолютно. Это и медицинские изделия. Это и компьютерная техника. И разного другого рода техника. Ну и конечно же, автомобили, к сожалению, не в приоритете в этом отношении.
Тяжело достается ценный товар и Казахстану. Но производственные мощности, к примеру, на одном из алматинских предприятий сокращать не стали. С корейскими поставщиками удалось договориться о поставке микросхем в нужном количестве.
На этом заводе машины собирают из готовых деталей. Сначала – кузов, затем покраска, а после – установка всех необходимых элементов. Перед каждым этапом авто проходит тщательную проверку, уверяют сотрудники. За девять месяцев с конвейера здесь сошли 20 тысяч автомобилей. В ближайшее время готовятся выпустить почти 2 тысячи машин. Но ни одна из них не попадет в салон. Дело в том, что все эти новенькие легковушки казахстанцы уже раскупили.
Ждут сделки еще 6 тысяч человек по всему Казахстану. Пока с ними контракт не заключали. Но директор компании уверяет, машины достанутся всем.
Бекнур Несипбаев, генеральный директор компании «Астана Моторс»:
– Если мы в этом году планировали произвести 25 тысяч автомобилей Hyundai на нашем заводе, то до конца года мы произведем 29 тысяч автомобилей. Понятно, что эти автомобили на данный момент могут быть недоступны, необходимо немного подождать.
Ждать придется, пока груз из Кореи не пропустят в Казахстан. Комплектующие для сборки авто застряли на таможне в Китае. Очередь, говорят автодилеры, не двигается почти полгода.
Бекнур Несипбаев, генеральный директор компании «Астана Моторс»:
– Если происходит вспышка в каком-нибудь порту, порт закрывается, естественно, происходит санитарная обработка всего порта, всех контейнеров и т. д. Плюс экспорт китайских товаров в Европу – это приоритетная задача для КНР, соответственно, транзитные грузы остаются на вторую очередь. Сломались логистические цепочки поставок.
Длительный простой в три раза увеличил стоимость перевозки груза. На выходе авто отечественной сборки тоже стали дороже, но всего на 6%, уверяют в компании. А вот импортные машины подорожали до 15%. И казалось бы, дешевле купить подержанную легковушку. Но и здесь не все так просто.
Анар Макашева, вице-президент Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана:
– На вторичном рынке цены устанавливает потребитель... И вот по сравнению с 2019-м, 20-м годом в 21-м году видно рост цен порядка 30%. Люди, которые купили новые автомобили в автосалонах в прошлом году, сейчас перепродают свои транспортные средства дороже, чем они купили.
Старые авто продают по цене новых. Популярную марку кроссовера в салоне предлагают за 17 миллионов 790 тысяч. Правда, сесть за руль владелец сможет примерно через четыре месяца. Машину должны собрать на заводе. На улице такой же автомобиль, только на три года старше, стоит дешевле, но всего на полмиллиона. Зато на нем можно уехать сразу после сделки.
А пока казахстанцы устраивают гонки за дешевыми машинами и часто встречают мошенников. В столице полицейские разбираются в скандале. Там автоцентр предлагал товар по ценам ниже рыночных. Люди несли деньги, заключали договоры, но свои седаны и джипы так и не получили.
Гульсана Жуашпаева, клиент автосалона:
– Это были арестованные машины. Продавали через аукционы. Они так говорили. Те, кто брал в залог, кредит не мог выплачивать, они эти машины арестовывают, выставляют на аукцион. Они эти машины выкупают, свою накрутку делают и продают уже нам ниже, чем в других автосалонах.
Салон уже не работает. А владельцы «угнали» 7 миллиардов тенге у 400 человек, утверждают клиенты. Но в погоне за авто потерять можно не только деньги, но и здоровье. 33-летний алматинец отправился за покупкой в пригород. Оттуда уехал на карете скорой помощи. Продавец нанес ему несколько ножевых ранений и отобрал 10 миллионов тенге.
Жанибек Абилдаев, следователь районного управления полиции Енбекшиказахского района:
– Данный гражданин был задержан и водворен в изолятор временного содержания. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 192, часть 2, пункт 4.
Алматинка Нургуль Алменова с криминалом не сталкивалась. Но серьезно «ударилась» о цены.
– Цены сейчас, на данный момент, они космос просто. Поднялись цены где-то порядка на 1,5-2 миллиона тенге.
Нургуль продала свою иномарку в июне за 4 с половиной миллиона. Рассчитывала приобрести подержанное авто классом выше. Когда бросилась на поиски, поняла, что лучше притормозить.
Нургуль Альменова:
– В сравнении – она стоила, можно было ее купить за 7 миллионов. Я искала машину, которая чуть выше той, которая у меня была. Я думала взять 50-ю Camry. Ну вот они сейчас стоят где-то в пределах 9 миллионов тенге.
При этом, говорит Нургуль, состояние подержанных машин не соответствует ценам.
– Убитые машины. Вот с виду вроде бы такая конфетка, едешь, потом загоняешь ее на СТО. И выкатывают тебе большой список и говорят, придется вложиться еще, там 200-300 тысяч тенге.
Такое поведение продавцов вполне естественное, объясняют экономисты. В стране большинство машин старше 10 лет. Казахстанцы хотят скорее избавиться от автохлама.
Айдар Алибаев, экономист:
– Новых автомобилей в нужном количестве нет, и цена у них заоблачная. Естественно, люди обращают свой взгляд на вторичный рынок. На свежие автомобили с небольшим пробегом, с небольшим – два-три года – количеством лет эксплуатации. Сегмент рынка сразу реагирует повышением цен. Пока само государство не решит эти проблемы, которые само оно и породило, ситуация будет только напрягаться.
Чиновники уверяют, контролировать цены они не имеют права. Но, чтобы стоимость предприниматели не завышали, освобождают их от уплаты таможенных сборов.
Руслан Хисамутдинов, главный эксперт управления машиностроения МИИР РК:
– В целом по автомобилям государство обеспечивает всеми необходимыми мерами поддержки по налоговым и таможенным льготам, освобождает от определенных уплат.
Решить проблему с застрявшим грузом в Китае наши чиновники, кажется, не в силах. Ни одно министерство не рискнуло рассказать, какие меры государство принимает, чтобы до Казахстана наконец доехали новые автомобили. Эксперты уверены, дефицит продлится как минимум до июня следующего года.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!