{metadescription}
«Обычная расхлябанность»: кого накажут за смерть женщины после прыжка с тарзанки
«Обычная расхлябанность»: кого накажут за смерть женщины после прыжка с тарзанки

«Обычная расхлябанность»: кого накажут за смерть женщины после прыжка с тарзанки

Казахстанцев шокировала трагедия в Караганде. Там женщина разбилась во время прыжка с тарзанки. Момент падения 33-летней Евгении Леонтьевой снимали на видео близкие.

На кадрах видно, что трос не был закреплен, и, вероятно, именно это стало причиной происшествия. Все происходило на крыше одной из гостиниц города. Как выяснилось, отель давно не работает.

Но следователей сейчас интересует другое: кто дал разрешение устроить экстремальный аттракцион на 30-метровом здании, которое, очевидно, для этого не приспособлено? Соблюдались ли хоть какие-то меры безопасности?

Депутаты считают, ответственность должны понести и чиновники. Ведь это уже не первая трагедия с аттракционами в Караганде, и не знать о существовании такого опасного развлечения власти просто не могли.

Кто должен следить за работой площадок для роупджампинга? Как устроен этот бизнес и можно ли защитить себя от несчастного случая?

С момента трагедии в Караганде прошла неделя. Родные погибшей по-прежнему хранят молчание. Детали смертельного прыжка не разглашают и полицейские. Известно, что инструктора аттракциона задержали практически сразу после несчастного случая, а позже арестовали на два месяца.

Кадры с места происшествия за считанные минуты облетели все соцсети. На них видно, женщина готовится совершить экстремальный прыжок с крыши неработающей гостиницы, высота которой почти 30 метров. Билет на аттракцион ей подарили близкие на день рождения. И вот жительница Шахтинска на краю парапета, ждет команды – а после уходит в свободный полет.

– Я тебя люблю! А-а-а…

Для 33-летней Евгении Леонтьевой это был третий прыжок, и он же оказался последним. Свидетели жуткого происшествия рассказывали, что все случилось буквально за мгновение: шум тросов, сильный удар и душераздирающие крики.

Бакытжан Кудияров, официальный представитель ДП Карагандинской области:

– Установлен 32-летний инструктор аттракциона, который грубо нарушил правила безопасности. В настоящее время подозреваемый задержан в порядке статьи 128 Уголовно-процессуального кодекса РК и водворен в изолятор временного содержания.

В соцсетях сразу же стали обсуждать экипировку девушки – шлема не было. Страховочный трос не закреплен. Одна из подруг погибшей считает, что все произошло из-за халатности персонала аттракциона.    

Евгения, подруга погибшей:

Виноват человек, который был сверху,  – это мое мнение. Перед тем как ее туда поставить, он должен был убедиться, что снизу все закреплено. И только потом начинать отсчет. Она прыгнула на счет «два», она же была уверена, что там все нормально. И она же прыгала не первая, перед ней были люди.

О воскресной трагедии у входа в карагандинскую гостиницу сейчас напоминает только желтая лента, которой обнесен периметр места происшествия. Территорию почти сразу привели в порядок, с асфальта смыли кровь и полностью разобрали оборудование для прыжков. К слову, связаться с руководством отеля и организаторами роупджампинга все еще невозможно.    

После вопиющего случая депутаты потребовали разобраться с экстремальными аттракционами в стране. И наказать не только рядового сотрудника, но и всех виновных в карагандинской трагедии. Пока же никто из местных чиновников не взял на себя ответственность. А мажилисмены уверены, что госорганы даже не знали, что под их боком нелегально и с грубыми нарушениями работает опасная тарзанка.

Артур Платонов, депутат Мажилиса Парламента РК:

Национальным стандартом предусмотрено полное, периодическое и частичное техническое освидетельствование в течение всего срока эксплуатации аттракционов. Но где эти предписания четко исполняют? Фактически, несмотря на созданную нормативную базу, ситуация по всей стране не изменилась – мы видим безответственность, которая приводит к гибели детей и взрослых. И слышим наивные оправдания чиновников о том, что к ним никто за разрешением не приходил. А сами они, похоже, и не заметили.

Не замечали местные чиновники и опасный батут в центральном парке Караганды. До тех пор, пока три года назад из-за штормового ветра огромная надувная конструкция не опрокинулась и не придавила несколько детей. Тогда пострадали трое малышей, один скончался. В колонию на пять лет отправили владельца аттракциона. Но даже после этого случая опасные аттракционы в Караганде не запретили.

Площадка для роупджампинга в Алматы. Получить порцию адреналина и побороть в себе страх еженедельно пытаются сотни человек. В их числе и Александр Жердев. Он уже трижды покорял 50-метровую высоту и на этом останавливаться не собирается.    

Александр Жердев:

Мне понравилось, как команда отработала. Как все взаимодействует внутри. И когда ребята открыли роупджамп, я решил, что надо попробовать. Приехал, посмотрел. Когда ты стоишь наверху, у тебя трясутся колени, тебе страшно. И взаимодействие инструктора очень важно. И вот здесь ты понимаешь, что, да, действительно профессионалы, как они коммуницируют между собой, когда говорят о том, что там «Страховка готова?» – «Готова!» – «Финиш готов?» – «Готов!»

Проверку и инструктаж перед каждым прыжком здесь проходят все. Без этого совершить головокружительный полет с трамплина просто не получится. Особое внимание специалисты уделяют снаряжению: экипировке, тросам и карабинам. И в случае малейшего их износа все непременно меняется.

Владислав Семенов, руководитель парка экстремальных аттракционов:

Мы ведем журнал о техническом состоянии, чтоб следить за техническим состоянием оборудования. Эти журналы, также их заполняет один инструктор. И после этого проверяет человек, ответственный по безопасности. Касательно каких-то команд там или вообще действий инструкторов. То есть также они, инструкторы, разные люди, и друг друга они перепроверяют, там те или иные действия.

Рабочий день для сотрудников компании начинается с проверки безопасности аттракционов. А после карагандинской истории здесь решили эти меры еще больше ужесточить.

Клиента когда готовят к прыжку, он приходит сюда в зону. И техник его проверяет и смотрит, чтобы все нужные карабины были закручены. И все лямки утянуты.

Сама же конструкция, уверяют работники, проходит плановый осмотр еженедельно. Подтягиваются все основные элементы, меняются устаревшие детали. Все это под пристальным контролем техников. 

Евгений Василевский, старший техник:

До начала работ, то есть когда все это дело настраивали, мы сбрасывали грузы. Мы сбрасывали 40 килограммов, 120 килограммов и 160 килограммов. Только после того как поняли, что с грузом все нормально, вот только после этого стали прыгать первые люди. Раз в неделю, когда мы проводим технический осмотр, обязательно я, как старший техник, прыгаю первый. Это правило. Веревки сделаны из полиамида. Они рассчитаны, именно вот эта веревка рассчитана на рывок примерно чуть меньше, чем 2 тонны, каждая.

Сотрудникам – штраф, а клиентам – отстранение. Это грозит тем, кто нарушит установленные правила на территории экстремального парка. Владельцы аттракциона говорят, что по-другому сейчас никак. В плохую погоду все прыжки и спуски отменяют.

Евгений Василевский, старший техник:

Сухая веревка дает растяжение примерно на 4%. Намокшая веревка дает растяжение от 8 до 15. Именно поэтому, пока веревка мокрая, мы прыжки полностью приостанавливаем. Потому что мы не можем контролировать, насколько сильно растянется веревка. Соответственно, мы не можем отрегулировать, на какой высоте над землей окажется человек.

Карагандинская трагедия обнажила массу проблем. Практически все принялись искать ответственных за экстремальный бизнес. Но найти никого практически невозможно. За это, как выяснялось, не отвечают ни спасатели, ни чиновники. Эта сфера бизнеса сейчас работает только по установленным техническим нормативам. Делать деньги ничего не мешает.

Сергей Кистанов, руководитель туристического клуба Карагандинской области:

Экстремального спорта нет. Почему? Потому что спорт – это достижение спортивных результатов, разряда. Предоставление таких экстремальных услуг регулируется только с позиции, скажем так, налоговой и экономической стороны. А в части безопасности, привлечения исполнителей и руководителей опытных – никто.

Юрист Сергей Уткин считает, что проверять экстремальные аттракционы в стране, конечно, нужно, но искать орган, который постоянно будет контролировать бизнесменов, не стоит. Это может еще больше усугубить проблему. 

Сергей Уткин, юрист:

Весь смысл проверок очень часто сводится к коррупции, к банальной коррупции. Ну и зачем? Вот мы сейчас дадим каким-то органам кучу полномочий, и они чуть ли не раз в месяц будут ходить и все это проверять – они будут просто собирать дань со всех этих аттракционов. Но точно так же на любом аттракционе от прихода конкретного человечка, чиновника, у которого на уме одни деньги и в глазах, ничего не изменится. Вот здесь что случилось? Обычная расхлябанность. И как этот надзор все изменил бы?

Эксперты говорят, владельцы опасных развлечений всеми способами пытаются себя обезопасить. Придумывают различные договоры и соглашения с клиентами. Но даже это в случае травматизма или гибели не снимает с предпринимателей никакой ответственности.

Стоит всегда помнить, что у каждого экстремального развлечения есть своя цена. В погоне за порцией адреналина и незабываемыми ощущениями не нужно забывать об элементарных правилах безопасности. И перед каждым стремительным спуском или прыжком с высоты лучше лишний раз проверить исправность всех ключевых механизмов.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

01 февраля

31 января

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.