{metadescription}
«Женские вагоны – это нонсенс»: решат ли проблему насилия раздельные купе
«Женские вагоны – это нонсенс»: решат ли проблему насилия раздельные купе

«Женские вагоны – это нонсенс»: решат ли проблему насилия раздельные купе

Новый скандал на железной дороге. Пассажир избил проводника поезда. Да так, что сотруднику пришлось накладывать гипс – у него перелом руки. Инцидент произошел в пути из Актобе в Атырау. На 24-летнего обидчика уже завели дело по статье «Хулиганство». Ему грозит до двух лет тюрьмы.

Ляззат Касымжанова, пресс-секретарь департамента полиции на транспорте МВД РК:

– По словам заявителя, что он его не знает. Когда на станции «Мукур» он просто к нему подошел и грубил, начал грубить. И после словесного конфликта он его это… применил, да, физическую силу.

Но силу порой применяют и сами проводники. На этой неделе произошел еще один случай: 18-летняя девушка заявила о домогательствах со стороны сотрудника железной дороги. Она уверяет, мужчина приставал к ней ночью и неоднократно звал в свое купе – выпить чаю.

Чтобы избежать подобных ситуаций, компания «Пассажирские перевозки» решила разделить купе по гендерному принципу и запустила специальные женские вагоны. Пока они есть в составах, которые курсируют по двум направлениям.

Но правозащитники сомневаются в успехе нововведения. Они считают, начать нужно было с другого конца.

Это – обычный вагон: 10 купе, 40 стандартных мест. Но у него есть одна особенность – мужчинам старше семи лет здесь проезд воспрещен. Теперь эта территория только для женщин. Сотрудники говорят, специальные вагоны сделали для безопасности и комфорта.

За порядком здесь следят исключительно проводницы. Вагон почти готов к отправлению. Осталось разложить по купе постельное белье.

– Гульжан, все сделали, да?

– Все готово.

– Готов состав, сейчас уже трогаться будем.

Поезд направляется из Алматы в Усть-Каменогорск. В специальном вагоне выкуплено 23 места из 40. Но сотрудницы не расстраиваются. Они уверены, у этого проекта есть будущее.

Карлыгаш Камаледиева, проводник вагона:

– Девочек-подростков отправляют – 16-17 лет. Конечно, переживают родители. Если, например, попадаются в купе двое мужчин и две женщины, какое-то, наверное, сомнение есть. А здесь проезжают чисто женщины. Для женщин же это большой комфорт: чисто, спокойно переодеться, спокойно ночью спать. На данный момент 50-60% проезжает – наполняемость пассажирок.

Елена Нехорошева узнала о женском купе случайно. Рассказали железнодорожники. Ей и подруге стало любопытно, каково это – ехать 26 часов до Усть-Каменогорска без мужчин.

Елена Нехорошева:

– Ради любопытства. Вообще, даже случайно получилось. Есть женский вагон: ну, давай попробуем. Давай попробуем – купили.

– Мы ехали сюда, там мужчины были, мы с ними ладим. А с женщинами посмотрим, как будет.

Ладит с мужчинами и Венера Утениязова. Но признается, что без них путешествовать спокойнее.

Венера Утениязова:

– Мужики будут храпеть тут, тут воняют ноги. Мужики такие же. И поэтому мне лучше с женщинами. Мужики когда с вахты выезжают отсюда до Тараза, до Шымкента, до Туркестана, они всегда спиртные пили.

Специальные вагоны пустили по рельсам недавно. Направлений всего два: Алматы – Оскемен и Алматы – Мангистау. Но, если на женские купе будет спрос, они появятся и на других маршрутах. Руководство транспортной компании уверяет, за гендерное разделение голосовали сами казахстанки. 

Петер Штурм, генеральный директор АО «Пассажирские перевозки»:

– Полгода назад мы провели исследование и выяснили, что 67% опрошенных женщин хотят ездить отдельно от мужчин. А 40% из них сказали, что готовы за такую услугу даже доплачивать.

Но доплачивать не придется, уверяет директор. Билет в женский вагон стоит столько же, как и в обычный. При этом на протяжении поездки можно чувствовать себя спокойнее. Ведь слишком часто пассажирки жалуются на домогательства.

Желание сделать поездки безопаснее появилось после истории с изнасилованием в «Тальго». 35-летняя женщина возвращалась из столицы в родной город. Ночью к ней в купе ворвались двое проводников и надругались. Тогда ее жизнь превратилась в кошмар. Пострадавшую преследовали родственники обидчиков, просили забрать заявление. Примирить с насильниками пытались даже те, кто должен был их наказать.

– Все следователи подводили к обоюдному сексу. По сути, они приводят к тому, чтобы закрыть дело. Я прошу принять во внимание, что я не просто проходила следствие, я проходила через преследование и травлю. Я потеряла год жизни из-за этих преступников.

Больше года женщина доказывала, что на секс с двумя мужчинами она не соглашалась. В итоге проводников Жетеса Умбеталиева и Колканата Курманиязова отправили за решетку на пять лет. Только эта история ничему не научила коллег осужденных, уверяют общественники. Мужчины продолжают навязывать женщинам свое внимание.

Татьяна Король, волонтер фонда «НеМолчи.kz»:

– Чаще всего это, к сожалению, проводники. Это, к сожалению, работники вот транспортной компании, которые находятся в рейсе при исполнении. И чаще всего жалобы были именно на них. Они почему-то думают, что они все равно могут домогаться, могут приставать, могут насиловать.

Наказания для обидчика своей дочери добивается Анастасия Силаева. Несколько дней назад 18-летняя девушка отправилась из Костаная в Екатеринбург. Еще на перроне она приглянулась проводнику вагона. Ночью внимание стало невыносимым.

Анастасия Силаева:

– Вагон плацкартный, но как бы все равно он будил, брал ее за руку. Проводник проявлял к ней настойчивое желание познакомиться, общаться, приглашал ее неоднократно ночью в свое купе: провести время, посмотреть фильмы, попить кофе

Анастасия уверяет, внимания мужчина требовал и от попутчиц ее дочери. Женщина не стала молчать и рассказала о некрасивой истории в социальных сетях. С ней сразу связались из транспортной полиции и пообещали наказать сотрудника.

Ляззат Касымжанова, пресс-секретарь департамента полиции на транспорте МВД РК:

– Установлен транспортными полицейскими мужчина, который является проводником вышеуказанного поезда. И составлен в отношении него, составлен административный протокол по части 1 статьи 434 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан.

Ему грозит штраф – 14,5 тысяч тенге. По закону 31-летний мужчина всего лишь нарушил общественный порядок. Правозащитники отмечают, что в нашей стране жертвы домогательств никак не защищены.

Халида Ажигулова, юрист по правам человека:

– Много лет наши женщины, девушки, они страдают от сексуальных домогательств в поездах, но, опять же, из-за того, что нет такой статьи в Кодексе об административных правонарушениях, ни в Уголовном кодексе. Соответственно, нет запретов на совершение сексуализированных домогательств, допустим, в транспорте, в поезде, в общественных местах. Соответственно, если нет преступления, то нет никакого наказания.

Уже 20 лет правозащитники пытаются добиться, чтобы в Уголовном кодексе появилась статья о сексуальных домогательствах. Но почему-то депутаты и чиновники их не слышат. Гораздо проще, говорят юристы, спрятать женщин от мужских глаз.

Халида Ажигулова, юрист по правам человека:

– В развитых демократических государствах, где действительно хорошо работают законы, там женские вагоны – это нонсенс, они не существуют. Потому что, по сути, женские вагоны – это дискриминация. Это проигрыш для нашей страны. То есть, получается, Казахстан откатился до уровня тех же стран, где также существуют такие вагоны, где также существуют, например, отдельные такси – только для женщин. То есть это говорит о том, что наше государство небезопасно для женщин

Специальные вагоны могут обеспечить только душевное спокойствие, уверены общественники. Защитить от насилия они вряд ли смогут.

Татьяна Король, волонтер фонда «НеМолчи.kz»:

– Это проходные вагоны, в любом случае через них будут проходить. Причем через них, опять же, будут проходить те же самые проводники с других вагонов. От того, что ты закрылся в купе, это не значит, что ты сам себя обезопасил. У проводников есть ключи от вашего купе. И, пользуясь своим служебным положением,  иногда данные люди берут и открывают купе.

Спасти могла бы кнопка экстренного вызова – в том случае, если женщину домогается пассажир. Но такими устройствами купе не оснащены.

Зульфия Байсакова, директор КГУ «Кризисный центр для жертв бытового насилия» г. Алматы:

– Здесь, конечно, сама компания, она должна создать, возможно, какие-то кнопки. Да, в купе, где женщина может смело нажать – и придет хотя бы проводник этого поезда, который позволит ей, ну, выразить свои опасения или заявить о случившемся факте. Тут же он может пригласить, значит, полицейского, который сопровождает данный поезд, и таким образом своевременно… Либо пресечь факт насилия.

Пока казахстанские поезда оснащают видеокамерами. Следить они будут за проходом в вагоне. Накануне в Актау презентовали новый состав. Похвалились железнодорожники розетками, USB-портами и новыми замками в купе.

– У каждого пассажира будет иметься карточка для безопасности проезда в данном вагоне, в каждом купе имеется карточка.

Один из первых женских вагонов, наконец, добрался из Алматы до Усть-Каменогорска. Пассажирки оценили специально созданные для них условия.

– Женские вагоны – это просто супер. Все чисто, аккуратно, комфортно. Конечно, общения мужского, может быть, где-то и не хватало. С другой стороны, это дополнение того, что санитарные места, типа туалета, намного эстетичнее.

И на этом плюсы заканчиваются. Смогут ли женские вагоны сдвинуть с места проблему насилия? Станет ли преступлений меньше? Эти вопросы остаются без ответа.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире