{metadescription}
Правительство должно уйти в отставку, считает сенатор Кул-Мухаммед
Правительство должно уйти в отставку, считает сенатор Кул-Мухаммед

Правительство должно уйти в отставку, считает сенатор Кул-Мухаммед

Казахстанское правительство должно уйти в отставку. Об этом в кулуарах Парламента заявил один из сенаторов. А причина в том, считают депутаты, что Кабинет министров во главе с Аскаром Маминым не может справиться с ростом цен на продукты. По сути, со своей основной задачей. 

Самому премьеру этот вопрос пытались адресовать и журналисты, но Аскар Узакпаевич предпочел уйти от ответа. В прямом смысле.

– Господин премьер, скажите, пожалуйста: правительство справилось с пандемией? Не пришло ли время в отставку подать ему? Почему вы закрываете? Вы препятствуете журналисткой деятельности.

Журналистов впервые за полтора года пандемии пустили в здание Парламента. Там обсуждали бюджет страны на три года. Поэтому, кроме депутатов, на заседании присутствовали министры почти в полном составе. Но к ответу чиновников призывали не только мои коллеги, но и народные избранники. Отдельные мажилисмены за неэффективное использование государственных денег даже требовали физической расправы.

Азат Перуашев, депутат Мажилиса Парламента РК:

– Мы проедаем чужие деньги – деньги еще не родившихся поколений своей страны! При этом в текущем году, по результатам проверок счетного комитета, выявлено неэффективное использование бюджетных средств на целый триллион тенге. Уважаемые аудиторы и правоохранители! Давайте уже не просто сажать, а руки отрубать, что ли, за такие вещи, образно говоря. Может быть, не совсем образно.

Спорили депутаты и о ценах на продукты. Особенно непонятно им, почему растет стоимость местных овощей, мяса и хлеба. Но чиновники, перекидывая ответственность друг на друга, едва ли смогли это объяснить. Кивали на глобальную инфляцию.

Разве что глава Минсельхоза не стеснялся в прогнозах и даже пытался найти плюсы в подорожании товаров.

Утро в этой пекарне начинается с привычного смешивания муки, яиц и маргарина. Полученное тесто раскладывают по формам и начинают печь хлеб. Делают это с любовью и теплом. Даже на баннере об этом написали. Видимо, чтобы не забывать. Покупатели, впрочем, это и так знают. В течение дня раскупают весь товар. Но наличие спроса не гарантирует доход. Владельцы сейчас пытаются удержать свой бизнес на плаву.

Акмолжан Зарипов, директор пекарни:

– Помимо муки, в хлебобулочных изделиях у нас еще используются маргарин, дрожжи, растительное масло. На все продукты сейчас в стране идет рост цен – от 5 до 15%. Это уже заметно. Цены сдерживаем в ущерб себе. Мы не видим никакой прибыли от этой пекарни. Окупаются заработная плата сотрудникам (пекари, продавцы) и коммунальные услуги.

И в такой ситуации сейчас находится большинство производителей хлебобулочных изделий. Цены на сопутствующие продукты растут так быстро, что в бухгалтериях не успевают переписывать цифры. А у поставщиков тем временем один ответ.

Говорят, что в мире зерно подорожало. Винят во всем природу. Засуха привела к тому, что урожай пшеницы в этом году чуть ли не рекордно низкий. Отсюда и рост стоимости. Однако, когда мировой рынок насытился дорогим зерном, цена на культуру начала падать. Но стоимость хлеба осталась прежней.

Таисия Колегова, вице-президент Союза зернопереработчиков РК:

– Надеяться на то, что продукты подешевеют в связи с падением цен на пшеницу, в настоящее время не стоит, так как сырье закупалось по дорогой цене и именно оно идет в помол. И из него получаются в процессе производства эти дорогие продукты

Давать прогнозы на будущее в Союзе зернопереработчиков пока не берутся. Впрочем, за них это сделали в Минсельхозе. Там заявили, что хлеб и дальше будет дорожать.

Ербол Карашукеев, министр сельского хозяйства РК:

 – Учитывая, что урожайность была низкая в ряде регионов, у фермеров были большие расходы – и себестоимость зерна выросла. В этой связи, конечно, рост цен на зерно, с одной стороны, благоприятно скажется на финансовом состоянии наших фермеров, зерносеющих предприятий. Им же еще на следующий год нужно подготовиться. Чтобы финансовые средства у них были, чтобы успешно провести весенние полевые работы следующего года.

Вслед за зерном и хлебом растут в цене овощи. Причем тенденция эта наблюдалась даже в сентябре. А ведь весной чиновники убеждали всех, что осенью, наоборот, произойдет сезонное снижение стоимости. По факту огурцами и помидорами в столице сейчас торгуют по 600-700 тенге за килограмм. А уже через несколько месяцев казахстанцам, скорее всего, вновь придется столкнуться с новогодним округлением ценников.

Ерболат Досаев, председатель Национального банка РК:

– У нас есть видение, как выправить ситуацию. Мы считаем, что решение вопроса продовольственной инфляции является главным фактором успешности, достижения поставленных целей – к возврату в низкий коридор, который мы говорили. Мы хотим вернуться в следующем году к верхней границе 4-6% – во второй половине 2022 года.

А пока инфляция в стране растет так же стремительно, как и уходит от журналистов глава Нацбанка. За последние несколько месяцев цены на продукты, по официальным данным, выросли почти на 12%. Что с этим делать, знают, похоже, только в правительстве. Вот министр сельского хозяйства, например, не скрывает: подорожает не только хлеб, но и мясо.

Ербол Карашукеев, министр сельского хозяйства РК:

– Если говорить о цене на мясо, вы сами знаете, что год был тяжелый. Дорожает корм. По этой причине, возможно, подорожает мясо. Потому что фермеры и производители мяса должны закрыть все свои траты. Поэтому мы ожидаем рост цен на мясо. Но не думаем, что рост будет сильным.

До этого можно было не доводить, говорят в Мясном союзе Казахстана. Его представители еще в начале пандемии предлагали членам правительства идеи по сдерживанию цен на мясо. Однако чиновники посчитали и отказали.

Максут Бектибаев, член правления Мясного союза Казахстана:

– Этот механизм не массовый. Там должны быть четкие расчеты. 600 миллиардов тенге – это та сумма, которая необходима для сдерживания цен для 25% населения во всех городах страны. Сейчас объем выделенных средств на животноводство не превышает 20 миллиардов тенге. То есть в 30 раз меньше, чем нужно для того, чтобы этот механизм работал в полную силу.

Цены на продукты растут не только в Казахстане, но и в других странах. Но не во всех настолько стремительно. Сирожидин Джураев долгое время жил в Нур-Султане. Потом вернулся на родину – в Узбекистан. Говорит, что в его стране продукты намного дешевле. Особенно овощи. Хлеб продают по 80 тенге в эквиваленте. А вот мясо стоит почти так же, как и у нас.

Сирожидин Джураев:

– Мясо – почти одинаково. 2500 – говядина, 2800 – баранина, окорочка – 1000 тенге. Но можно дешевле купить в Астане. Потому что в Узбекистане мало кто держит скот. Поэтому мясо дорогое.

С начала года мясо в Узбекистане подорожало на 13%. Чтобы сдержать цены на говядину, курицу и баранину, власти решили временно освободить импортеров от уплаты НДС – это 12%.

Также можно было сделать и в Казахстане, но тогда бы пострадали местные производители. И вряд ли эти меры спасут ситуацию. На неделе глава государства дал четко понять, рост цен на продукты – мировая тенденция. Этот процесс не смогли остановить даже субсидии в сельское хозяйство. Где-то помешала коррупция.

Касым-Жомарт Токаев, президент Республики Казахстан:

– Мы практически импортируем значительную часть нашего продовольствия, хотя по субсидиям сельское хозяйство бьет все рекорды. Где-то мы разбаловали людей, где-то упустили из виду факты коррупции. Но этой проблемой нам нужно очень серьезно заниматься. Я перед правительством поставил задачу, перед новым министром сельского хозяйства.

И, судя по той ситуации, которая сейчас наблюдается в стране, задачу эту правительство успешно проваливает. Даже в Сенате, большинство депутатов которого представляют партию власти, начали сомневаться в возможностях нынешнего Кабмина. В кулуарах Парламента уже заговорили об отставке.

Мухтар Кул-Мухаммед, депутат Сената Парламента РК:

– Основная задача правительства – снизить цены на продукты. Но такое ощущение, что идет сговор между производителями. Если Кабинет министров не может остановить инфляцию, то это должны делать другие люди. Вот вы спрашиваете: должно ли правительство уйти в отставку? Я думаю, что если они не справятся, то необходима его отставка. А пока они работают на тройку.

И главу Кабмина такая оценка, кажется, вполне устраивает. Ведь на своих совещаниях в правительстве Аскар Мамин постоянно соглашается с докладчиками. Даже если речь идет о невыполнении каких-либо поручений или плана. Но в чем премьер преуспевает, так это в умении уходить от вопросов – как это сделал в Мажилисе. Сбежав от журналистов, Аскар Мамин в очередной раз подтвердил звание самого закрытого премьер-министра. С момента назначения на должность он не провел ни одной пресс-конференции.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.