{metadescription}
«Нашли врагов в лице майнеров»: как добывают биткоины в Казахстане
«Нашли врагов в лице майнеров»: как добывают биткоины в Казахстане

«Нашли врагов в лице майнеров»: как добывают биткоины в Казахстане

Казахстан переживает настоящую цифровую лихорадку. Наша страна заняла второе место в мире по добыче криптовалюты. Виртуальные деньги, о которых несколько лет назад знали лишь немногие, теперь производят по всей стране. Делают это с помощью компьютеров, которые решают сложные математические задачи. Появились даже так называемые майнинг-фермы – это множество комплектующих, объединенных между собой. Одна из таких находится в Павлодарской области. Это сразу восемь ангаров со специальными устройствами, которые работают круглосуточно.

Виртуальные монеты очень ценятся. За один биткоин сейчас просят больше 26 миллионов тенге. С момента появления первая и самая популярная криптовалюта в мире подорожала в десятки тысяч раз. Из развлечения для IT-специалистов биткоины уже превратились в серьезный инструмент. Но Казахстан к такому оказался не готов.

С одной стороны, наши чиновники называют индустрию перспективной, а с другой, пока непонятно, как ее вообще регулировать. Помимо официальных добытчиков криптовалюты, с каждым днем все больше тех, кто предпочитает делать это подпольно.

Мурат Журебеков, первый вице-министр энергетики РК:

– Точное количество их определить очень трудно, потому что они могут работать в квартире, цехах, заводах. Чтобы вот эту 1000-1200 мегаватт произвести, необходимо длительное время, порядка пяти лет, и около 1-1,5 миллиардов долларов США. Мы не можем просто так наблюдать, как серые майнеры потребляют данную электроэнергию и таким образом способствуют дефициту электроэнергии в нашей стране.

Дефицит электроэнергии уже есть. Потребление по сравнению с прошлым годом увеличилось на 7%. И дальше будет только хуже, уверены в Министерстве энергетики. Вот только, что с этим делать, пока непонятно. И что принесет Казахстану звание новой криптодержавы?

Собрать хороший компьютер сегодня дело не из легких. Цена на один из главных его элементов – видеокарту – за последние пару лет взлетела сразу в несколько раз. Ажиотаж на рынке создали майнеры, ведь устройство необходимо им, чтобы добывать криптовалюту. Страдают от неожиданно резкого скачка цен сейчас многие.

Евгений Коновалов:

– Я хотел купить новую видеокарту для того, чтобы обновить компьютер. После бума криптовалюты, именно биткоина, сильно выросли цены. Где-то, по ощущениям, раза в полтора. В основном сейчас есть видеокарты очень дорогого сегмента, которые стоят тысяч 700-800 и выше. Либо самые бюджетные видеокарты, которые могут подойти только для офисной работы. Для профессиональной работы видеокарты сейчас найти очень трудно по приемлемой цене. Их просто нет.

И пока многие казахстанцы даже не представляют, кто такие майнеры, наша страна бьет рекорды. Этой осенью мы заняли второе место в мире по добыче криптовалют. Это настолько популярно, что с начала года наша доля в майнинге выросла сразу на треть. Первенство пока за Америкой.

Один из крупнейших дата-центров не только Казахстана, но и СНГ находится в 20 километрах от Экибастуза. Восемь ангаров со специальными устройствами для майнинга криптовалют работают здесь уже целый год. Если говорить об электроэнергии, то в час эта ферма потребляет около 130 мегаватт. Чтобы было понятней, столько же в час пик сегодня тратит вся Караганда.

Криптоферма с высоты птичьего полета. Неприметные серо-желтые ангары расположились в непосредственной близости от электростанции. Оснащенный по последнему слову техники дата-центр охраняют как зеницу ока. На въезде дежурят сотрудники с автоматами, по периметру за порядком следят натренированные собаки. И все это под прицелом камер видеонаблюдения. Стерегут они вот эти зеленые огоньки.  Знакомьтесь, асик-майнеры, то есть специальные устройства для добычи криптовалют. Стоят от 2 миллионов тенге до 8 и даже больше. Майнят биткоины, которые сейчас оцениваются в 26,5 миллионов тенге за единицу. Только в одном ангаре установлено свыше 5 тысяч систем, которые работают за счет электричества. Оно к такому спросу оказалось не готово.

Ербол Тургумбаев, директор дата-центра:

– Так как сейчас идет работа по узаконению, урегулированию данного вида деятельности, правительство вынуждено в часы пик ограничивать нас. В день – один раз. Это часы пик с шести до 10 вечера. Нам ориентировочно где-то на 80% ограничивают. 20% оставляют в связи с тем, чтобы мы жизнедеятельность нашей базы оставили.

Жанибек Байдулла, партнер центра стратегических инициатив:

– Дефицит электроэнергии наблюдается уже сейчас. Это не перспектива 2023, 2027 года. Это перспектива уже нынешнего года, это то, что мы сейчас уже видим. У нас дефицит именно с пиковыми мощностями. Нам недостает – именно те маневренные мощности именно в вечернее и утреннее время. Сейчас, по сути, стоит вопрос: если мы его не ограничим, то в дальнейшем это может привести к значительным отключениям, то есть большим уже авариям.

Резкий интерес к майнингу в Казахстане вспыхнул в этом году. Причина вполне объяснима. Китай, прежний лидер на рынке криптовалют, эту деятельность в своей стране решил запретить. Недолго думая, инвесторы перебрались к соседям. У нас и климат подходящий, и свет дешевый. Местная погода идеальна, потому что устройства занимаются вычислениями сутки напролет и есть опасность перегрева. А вот электроэнергия уже дорожает. По словам майнеров, за последний год тариф увеличивался трижды. Но количество официально зарегистрированных ферм только растет. Сейчас их 54.

Алан Дорджиев, президент ассоциации блокчейна и индустрии дата-центров:

– Однозначно, их больше, 100%. Их больше почему? Потому что нужно понимать, что такое майнинговая ферма. Майнинговая ферма – это может быть и одна единица, и две единицы, и три единицы оборудования. Есть предположения. Этого точно никто не знает, но есть предположения: может быть, 7% всего потребления Казахстана составляет сейчас майнинг.

Вторят общественникам и чиновники. По данным Министерства энергетики, количество серых майнеров в нашей стране растет в геометрической прогрессии. Дефицит электроэнергии уже ощутили на юге Казахстана. Решать проблему хотят самым привычным способом – просто отключать нелегалов.

Мурат Журебеков, первый вице-министр энергетики РК:

– Если брать исторические данные, то у нас энергопотребление за последние годы растет приблизительно на 1-2%. Максимум – 2% в год. Но за эти 10 месяцев мы отмечаем такой аномальный рост, который составляет порядка 8%. Они будут подлежать ограничениям – я имею в виду деятельность серых майнеров – до тех пор, пока компании не зарегистрируют себя и не получат согласованные техусловия с производителями электроэнергии.

Однако, как это будет происходить, остается только гадать. Никаких подробностей чиновники не сообщают. Причем эта инициатива совсем не новая. Еще в июне президент подписал закон, в котором майнинговые фермы обязали выплачивать сверхналог: 1 тенге – за 1 киловатт-час. Распространяется он только на легальные компании, и, по задумке, документ должен был вывести из тени те самые серые подключения. И в Министерстве энергетики, и в ассоциации блокчейна уверены, найти их проблем не составит. Но вот, как это будет происходить на практике, сейчас не знает никто. Такая неопределенность не понравилась главе государства.

Касым-Жомарт Токаев, президент Республики Казахстан:

– Нашли врагов в лице майнеров, которые, дескать, подорвали всю нашу электроэнергетику. Недавно я принимал министра энергетики. Отрицательно оценил работу ведомства и, самое главное, планы ведомства по выходу из данной ситуации. Понятное дело, что нынешняя ситуация является результатом работы предыдущих руководителей ведомства, как, впрочем, и руководителей «Самрук-Казына». Сейчас не до этого, как говорится, не до разборок. Нам нужно выходить из ситуации. Какие планы?

А планы у ведомства самые простые. Сейчас недостающую электроэнергию мы будем закупать у России. По данным Минэнерго, это, в свою очередь, может привести к росту тарифов на свет. На сколько и когда, пока непонятно. Разумеется, в планах и модернизация действующих станций и строительство новых. Примерные сроки – на уровне 2025 года. Маячит на горизонте и атомная электростанция. Но тут тоже сейчас больше вопросов.

И пока правительство строит планы, а предприимчивые казахстанцы скупают видеокарты и асик-майнеры, активизировались на этом рынке и мошенники. В стране уже ликвидируют финансовые пирамиды, которые предлагают доверчивым гражданам вкладываться в криптовалюту. Название одной из них – Finiko – общественности уже известно. Сейчас в России расследуют уголовное дело в отношении учредителей этой компании. Эксперты подчеркивают, привлекательность биткоина отрицать нельзя. Но вкладываться в это дело нужно с умом.

Асет Наурызбаев, экономист:

– Любое дело надо начинать, когда ты понимаешь, что ты делаешь. Так что надо почитать немного про криптовалюту, про майнинг. Огромное количество сайтов написано, почитайте. Для меня это не сложнее, чем, допустим, печь торты.  Для меня точно торт сложнее делать. Но для вас, может, наоборот. Поэтому кто что умеет, тот то и делает. Появилось очень большое количество мошенников, которые везде есть, в любом бизнесе. В том числе и в производстве тортов. Они пытаются впарить вам прокисший торт, а может, просто муляж торта из пластика. Вы всегда должны разбираться.

В целом криптовалюта в будущем может заменить всю банковскую систему, оставив без работы тот же Нацбанк, говорят экономисты. Правда, для этого необходимо разработать десятки документов, которые будут регулировать эту сферу. Закрепившееся в народе мнение, что биткоин – это мыльный пузырь, так как его ничего осязаемое не подкрепляет, развеивают и специалисты.

Алан Дорджиев, президент ассоциации блокчейна и индустрии дата-центров:

– Людей по миру, которые владеют той или иной монетой, стало больше 300 миллионов человек. Это как раз таки поколение после 80-х годов. Это поколение миллениалов и поколение Z. Так как они входят в свой самый продуктивный возраст, имеют совершенно другие взгляды на свое будущее и самореализацию, этот мейнстрим, он будет только расширяться, расширяться и углубляться.

Уже известно, что майнеров в нашей стране начнут контролировать. Пока речь идет о финансовом мониторинге. Полностью же запрещать добычу криптовалют, несмотря на перебои с электричеством, Казахстан пока не планирует.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.