«Дайте нам тоже амнистию»: что будет с владельцами авто с росномерами
Полицейские устроили охоту на автомобили с российскими номерами. Оказалось, что таких машин в нашей стране больше 200 тысяч и почти половина из них не состоит на учете, а значит, оказалась вне закона.
Автор: Ирина Криштоп
13.11.2021
Сотрудники вышли в рейды, начали останавливать водителей, отправлять транспорт на штрафстоянки. В ответ автолюбители организовали акции протеста. Они прокатились сразу по нескольким городам. Люди просят, чтобы государство пошло им навстречу и позволило зарегистрировать авто подешевле.
– Мы хотим, чтобы государство пошло нам навстречу. Чтобы дали возможность без каких-либо препятствий поставить эти автомобили на учет, то есть не за какие-то там колоссальные суммы, а, если установили у нас в Казахстане прожиточный минимум – 42 500, пусть это будет входить в эту рамку, не переступая.
Главная проблема, жалуются водители, в огромных суммах, которые приходится платить за регистрацию и утилизационный сбор. Например, за седан объемом 2,5 литра, которому, допустим, 4 года, придется заплатить почти 3 миллиона тенге. Это едва не половина от стоимости.
С одной стороны, понять автовладельцев можно. Уже который год подряд машины дорожают, и позволить себе новую может далеко не каждый. Но, с другой, покупая транспорт за границей, они прекрасно понимали, что его придется регистрировать в Казахстане. И намеренно этого не делали, рассчитывая на авось?
Что делать автомобилистам, зачем нужен утильсбор, кому его платят и почему с российскими номерами не пройдет армянская история?
Полицейские пересчитали автомобили с российскими номерами. В стране их оказалось 210 тысяч. И не все машины колесят по нашим дорогам легально.
Серик Тусупов, зам. председателя Комитета административной полиции МВД РК:
– МВД запросило все данные страховых компаний, отправило для проверки в Министерство внутренних дел Российской Федерации, и пришло подтверждение, что 88 тысяч автомашин, которые были ранее приобретены гражданами Казахстана у граждан России, в настоящее время числятся снятыми с учета.
По закону транспорт, пригнанный из другого государства, нужно ставить на учет в течение 10 дней. Однако прописывать иностранные авто в Казахстане владельцы не стали. Вот и получилось, что машины превратились практически в невидимок. Охоту за призраками и устроили полицейские.
Нуржан Есеркепов:
– В 3 часа ночи меня остановили, сказали, что автомобиль не состоит на учете, и отправили на штрафстоянку.
Рейды напугали владельцев неучтенных машин. Лишиться их они, естественно, не хотят. Поэтому организовали акции протеста сразу в четырех городах. В Нур-Султане, Алматы, Актобе и Уральске пытаются доказать, что у казахстанского учета слишком высокая цена.
Алмаз Айгозин:
– Если брать утильсбор, государственные, таможенные, она выходит больше стоимости моей машины. Я взял ее за 3500. А вот это все то, что я перечислил, она выходит около 4,5-5 миллионов.
Отдать за номера с голубым флагом столичные жители готовы не больше полумиллиона тенге. Алматинцы – в пределах 300 тысяч. Актюбинские водители добиваются снижения суммы до прожиточного минимума. А в Уральске и вовсе просят их простить.
Галиулла Иксанов:
– Вот 30 лет независимости, выпускают преступников, амнистируют – мы не против же, мы за. Ну мы же не преступники. Дайте нам тоже амнистию.
Галиулла Иксанов готов официально прописать иностранного «друга». Только за это нечем платить. Он таксист и едва зарабатывает на еду и лечение.
Галиулла Иксанов:
– До пенсии далеко, еще лет 10, а со сломанной ногой меня никто на работу не берет, и вот выхожу, как говорится, на хлеб, на чай, вот подтаксовываю. То, что я заработаю в день, – 5-10 тысяч, 10 тысяч редко бывает, в пределах 5.
Старенький седан мужчина купил за 900 тысяч. Регистрация обойдется в три раза дороже.
Но проблема не только в деньгах. Еще нужно доказать, что сделка была.
– Договора купли-продажи вот нет у меня. Устный договор при свидетелях.
А это значит, что ему придется отправиться в Россию на поиски продавца, что практически невозможно.
Галиулла Иксанов:
– Подсчитывали, почти 3 миллиона выходит – это с утильсбором, со всеми пошлинами. И это с учетом того, что я в Россию поеду, буду искать этого человека.
Гнать машину обратно в Россию Амантай Тажкенов не спешит. Хотя уже год колесит по Актюбинской области без правоустанавливающих документов. На свое имя он оформил только страховку и техосмотр. Мужчина надеялся, что регистрацию ему подарит государство.
Амантай Тажкенов:
– Я вообще думал, дадут разрешение. Армянским машинам, с армянскими номерами машины, дали же добро на регистрацию, желтые номера. Мы надеемся, что хотя бы на такие уступки нам пойдут.
В прошлом году власти и правда проявили неслыханную щедрость. Позволили регистрировать армянские авто за 12 тысяч тенге. Но с условием, что их нельзя будет ни продать, ни подарить. Специалисты считают, акция не должна повториться.
Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза:
– По-человечески я людей понимаю. То есть, наверное, не от хорошей жизни они там ищут какие-то лазейки. Но тогда, если мы сейчас будем идти навстречу людям, которые как-то так по-хитрому решили завести автомобиль, не платя налог, не платя, не проходя техосмотр. И сейчас говорит: «Простите, давайте, я 42 500 заплачу». Тогда получается, что законопослушный гражданин, он платит, а незаконопослушный, ему, значит, надо пойти навстречу.
Платить придется колоссальную сумму. Первичная регистрация авто старше трех лет обойдется почти в полтора миллиона тенге. Также необходимо раскошелиться на утилизационный сбор. Сумма зависит от объема двигателя. К примеру, машина с двухлитровым мотором будет стоить плюс еще полтора миллиона. Но даже это не гарантия, что в Казахстане авто признают своим.
Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза:
– Машины, ввозимые на нашу территорию, должны соответствовать определенным техническим требованиям. В том числе, соответственно, двигатель должен быть Евро-4. Ремни безопасности, подушки там, ABS и т. д. И руль с левой стороны.
Специалисты говорят, большинство российских авто не соответствуют техрегламенту. А еще владельцы таких машин не платят налоги, часто нарушают правила и попадают в аварии. К тому же у «иностранца» может быть криминальное прошлое.
Серик Тусупов, зам. председателя Комитета административной полиции МВД РК:
– Мы когда отправляли списки по автомашинам, из Министерства внутренних дел Российской Федерации нам пришел ответ, что 606 автомашин находятся в криминальном розыске. Данные автомобили будут возвращены инициаторам розыска. Сейчас уже установлено местонахождение 200 автомашин.
Россиянин Егор Мухорин не может вернуть свой седан уже девять месяцев. Мужчина владел таксопарком и сдавал машины в аренду. Одна из них уехала в Казахстан.
Егор Мухорин:
– На автомобили мы ставим GPS-маячки, получилось отследить, что он попал на территорию Казахстана, на костанайскую таможню, так скажем, и перестало выходить на связь. Соответственно, я сразу собрался туда, приехал в Костанай.
И выяснил, что его машину продали через посредника по поддельным документам. Новый владелец уже получил страховку и уехал на авто в Жезказган.
Егор Мухорин:
– Купил машину за 1 миллион 1650 тенге. Хотя рыночная стоимость ровно в два раза дороже. Очень важный факт, что он на себя не зарегистрировал этот автомобиль, а продолжал кататься на номерах 174-го региона, то есть Челябинская область. И он до сих пор стоит на учете на собственнике России.
Угонщика нашли и осудили в России. Но вернуть свое имущество Егору не удается. Наши полицейские машину не отдают.
Евгения Мухорина, супруга Е. Мухорина:
– Машину не можем выдать, пока не найдем перекупщика Серегу, который продал ее на территория Костаная. Ну это грубое нарушение, потому что они могут этого Серегу не найти никогда. Потому что никто не знает, что это за Серега и был ли он вообще. Вот у этого покупателя Данияра никакого договора купли-продажи нет.
Однако казахстанцы продолжают рисковать и покупать что подешевле. Этому специалисты находят объяснение: местный авторынок устарел и обеднел.
Айдар Алибаев, экономист:
– Поскольку здесь, в Казахстане, стало невозможно купить приличный автомобиль за доступные деньги, люди берут на себя риски и едут туда за машиной. Вот этот дикий, ненормальный утильсбор и очень дорогая таможенная очистка делают просто нереальной постановку на учет машины в Казахстане.
Экономист Айдар Алибаев считает, необходимо снизить утильсбор до европейского уровня. Там за машину берут всего 150 евро. А лучше плату вообще отменить.
Айдар Алибаев, экономист:
– Мы не знаем, что будет через 25 лет с этой машиной. А может быть, она будет в России ездить. Утильсбор платится тогда, когда автовладелец видит, что его машина полностью уже развалилась, он едет в специальное предприятие. Он отдает эту полностью износившуюся машину, платить за это реальную цену.
Миллионные сборы идут на поддержку отечественного автопрома, говорят эксперты. Но уверены, впустую. Мол, наши производители не способны удовлетворить потребительский спрос. А цены на транспорт только растут.
Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза:
– Если мы сейчас снизим входной барьер для завоза поддержанных автомобилей, поддержанных, новых, для любых, естественно. То есть рынок начнет наполняться.
Тогда седаны и кроссоверы станут дешевле. Казахстанцам не придется гнаться за российским неликвидом.
Пойдут ли на уступки наши чиновники, остается загадкой. В профильном ведомстве не готовы ответить, почему регистрация обходится дороже самого автомобиля. Пока ясно только одно: владельцам либо придется ставить на учет купленную в России машину, либо гнать ее обратно на родину. Самый крайний вариант – разбирать на запчасти, ведь по закону транспорт без регистрации ездить не имеет права.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!