«Для государства это колоссальные средства»: увеличат ли размер пособий
Доходы 7 миллионов казахстанцев вырастут в новом году. С 1 января в стране повысят пенсии, минимальную зарплату и государственные пособия. Традиционная индексация произойдет из-за роста прожиточного минимума и месячного расчетного показателя.
Автор: Бахтияр Даркеев
27.11.2021
Заметнее всего изменятся минимальные оклады граждан. Те самые 42 500 превратятся в 22-м году в 60 тысяч тенге. А вот прожиточный минимум увеличится на 5% и станет чуть больше 36 тысяч, на столько же вырастет МРП. Он перешагнет отметку в 3 тысячи тенге. Размер пособий и пенсий тоже поднимется, но незначительно. И это не устраивает депутатов.
Ерлан Смайлов, депутат Мажилиса Парламента РК:
– Размеры государственных социальных пособий составят: по инвалидности I группы – 69 155 тенге, II группы – 55 108 тенге, III группы – 37 459 тенге. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1 года на первого ребенка составит всего лишь 17 643 тенге. Очевидно, что вышеуказанные размеры пособий и пенсий не отвечают реальным потребностям граждан страны. И не способны обеспечить им качественный уровень жизни.
Главный аргумент депутатов: увеличение размеров пособий не поспевает за ростом инфляции. Ведь она даже по официальным данным больше 8%. А после индексации выплат гражданам цены могут снова пойти вверх, говорят экономисты.
Арман Бейсембаев, экономист:
– У нас любое повышение любых выплат со стороны государства воспринимается рынком как увеличение денег у населения. У населения становится больше денег, значит, есть повод поднять цены. Это же всегда так, каждый год так происходит.
Но чтобы повысить размер пособий на 40%, как того требуют депутаты, придется поднять МРП и прожиточный минимум. А это потянет за собой увеличение налогов и штрафов. Готово ли государство пойти на такие меры?
– Вот самые дешевые купили кроссовки, чтобы ходил и на физкультуре бегал. Одни купила вот.
Потратиться на более качественную обувь и одежду Эльвире Орынтаевой не позволяет семейный бюджет. Для своих пятерых детей женщина покупает все самое нужное, но только дешевое. Про то, как одеть себя и мужа, уже даже не думает. Потому что денег катастрофически не хватает. Зарплата супруга – чуть больше 100 тысяч тенге. Вся она уходит на погашение ипотеки и других кредитов. А вот соцпособие, которое семья получает на пятерых детей – всего почти 58 тысяч тенге, женщина тратит исключительно на еду.
Эльвира Орынтаева:
– Моей зарплаты хватает чисто на продукты. И то у нас не хватает. Мы в конце месяца снова в долг берем – у друзей, родственников. Когда пособие поступает, зарплата, обратно их возвращаем. Выживаем мы просто. До следующего месяца вот так, вот так выживаем.
Впрочем, уже с нового года власти увеличат размер социальных выплат уязвимым слоям населения. Платить начнут на целых 5% больше. То есть для той же Эльвиры государство на каждого ребенка будет выделять по 12 тысяч тенге. Примерно на 2 тысячи больше, чем сейчас. Мы решили пойти с многодетной матерью в магазин и посмотреть, на что хватит ей этих денег.Конечно, ни о каких деликатесах и речи не идет. Купили только самое необходимое: хлеб, молоко, растительное и подсолнечное масло, детские каши, йогурт, яйца, сахар, печенье, чай и подгузники для самого маленького члена семьи.
Эльвира Орынтаева:
– Этого хватит на неделю. На две недели этого не хватит. Там каша есть. Ее каждый день готовишь. Молоко они каждый день пьют. Йогурт они уже сегодня закончат. Их же пятеро, они не будут экономить. Плюс памперсы, младшему еще смесь не купила.
И проблема эта, можно сказать, повсеместная. Затрагивает она не только семьи с детьми, но и людей с инвалидностью, которым и так непросто. Данияру Бакенову в 2016 году врачи поставили диагноз «хроническая почечная недостаточность». Теперь он вынужден через день проходить процедуру гемодиализа. Иначе интоксикация и смерть. О положенных соцпособиях такие, как он, часто вообще узнают случайно.
Данияр Бакенов:
– У нас проблемы с информированностью. Мы часто узнаем от тех, кто десять лет является инвалидом. Вот он говорит, что «ты можешь пойти туда, тебе вот это положено». Собесы, они информацию такую не дают. Мы чаще всего узнаем об этом от людей, которые прошли огонь, воду и медные трубы.
И претензии к Министерству труда и социальной защиты населения не только у тех, кто нуждается в поддержке государства. Вопросы имеются и у депутатов. На неделе мажилисмен Ерлан Смайлов заявил, что ведомству впору менять свое название.
Ерлан Смайлов, депутат Мажилиса Парламента РК:
– Вместо проактивной позиции по защите населения, постановке проблемных вопросов перед правительством, министерствами – национальной экономики и финансов, поиску решений Министерство труда и социальной защиты населения дежурно ссылается на отсутствие бюджетных средств. У психологов это называется синдромом выученной беспомощности. Считаем, профильное министерство превратилось в простой собес республиканского масштаба и давно утратило идеологию и понимание собственной миссии в защите населения. Его давно пора переименовать в «Министерство защиты бюджета от населения».
Бывают случаи, когда чиновники готовы распечатать казну, как это произошло с повышением минимальной заработной платы. Со следующего года она увеличится сразу на 40%: с 42 с половиной тысяч тенге до 60 тысяч. Экономисты считают, что повышение МЗП больше на руку все тем же чиновникам, а не рядовым казахстанцам.
Арман Бейсембаев, экономист:
– Давно уже понятно, что такой зарплаты нет. Даже если она есть, то официально тебе прописывают 42 500, а оставшуюся часть доплачивают в конвертах для того, чтобы не переплачивать в бюджет. Повышение до 60 тысяч – это констатация фактов, и это такой инструмент, который принудительно заставляет вот эту серую экономику начинать платить больше. А это большее поступление в бюджет. А в бюджете дырка. Ее нужно как-то закрывать. Закрывать ее будут за счет нас с вами.
Минимальная зарплата вырастет на 40%, а размер социального пособия для уязвимой категории граждан лишь на 5. Люди с инвалидностью говорят, этого мало.
Данияр Бакенов:
– Индексацию проводят на 5%, по-моему, для инвалидов. Даже просто взять инфляцию за год, которая составила 8,2%, она уже разнится между пятью и восемью процентами. То есть подорожало все. Это условно 8,2%. Это средняя статистика. А ведь где-то она варьируется. На лекарства там в два раза, возможно, поднялись цены.
Но повышать пособия на 40% никто не собирается. В Министерстве труда и социальной защиты ответили на критику депутатов и заявили, что такого увеличения выплат ждать не стоит.
Аскар Ниязов, директор департамента Министерства труда и социальной защиты населения РК:
– Одновременное выполнение вот этих обязательств – повышения пособий на 41% у нас потребует выделения из госбюджета порядка 2,4 триллиона тенге. То есть эти 2,5 триллиона дополнительно к 4 триллионам тенге, которые мы на сегодня ежегодно выплачиваем. Для нашего государства это колоссальные средства. Государство на сегодняшний день его не потянет.
Увеличение пособий – это временная мера и глобальную проблему она не решит, говорят социологи. Люди с инвалидностью должны иметь возможность работать и зарабатывать. А с этим у нас в стране пока плохо.
Салтанат Оразбекова, социолог:
– Само население, даже работодатели не готовы предоставлять им рабочие места. Есть стереотипное мышление, что этот человек ущербный. Пока у людей не поменяется отношение, это будет существовать. У нас не будет никогда для них рабочих мест, у нас не будет пандусов, где даже здоровый человек может убиться.
Даже если бы власти и предприняли попытку уравнять рост минимальной заработной платы и соцпособий, то проблемы могли бы возникнуть в других сферах. Ведь республиканский бюджет давно одобрен. И деньги, по сути, взять уже неоткуда. Только если урезать финансирование других отраслей. Например, здравоохранения или образования. Причем на серьезные суммы. Ведь уже сейчас на социальные выплаты уходит четверть всей казны.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!