{metadescription}
«Потери огромные для двух сторон»: зачем Казахстан запретил полеты в Египет
«Потери огромные для двух сторон»: зачем Казахстан запретил полеты в Египет

«Потери огромные для двух сторон»: зачем Казахстан запретил полеты в Египет

Мир паникует из-за нового штамма коронавируса «омикрон». Еще на прошлой неделе страны начали одна за другой закрывать границы. И вот теперь это сделал и Казахстан. Наша республика запретит въезд для граждан 11 государств, где уже зарегистрировали новую мутацию. В список вошли в основном африканские страны: это ЮАР – родина «омикрона», а еще Намибия, Танзания. Есть в нем и Гонконг.

Не исключено, что перечень могут расширить, ведь о появлении «омикрона» заявили уже 38 стран. Среди них – США, Великобритания, Нидерланды, Израиль, Италия, Германия, Канада. У всех пассажиров, прилетающих из этих государств, независимо от наличия паспорта вакцинации, теперь будут требовать ПЦР-тест – и отправлять на семидневный домашний карантин.

Марат Шоранов, первый вице-министр здравоохранения РК:

– Почти два года жизни уже с коронавирусной инфекцией нас научили тому, что этот вирус может распространяться в течение 24 часов. Поэтому своевременное принятие мер имеет очень важное значение. Конечно, на 100% мы не защищены от появления этого штамма в Казахстане, но мы должны принять все меры для того, чтобы максимально снизить одномоментное большое распространение данного вируса.

О новом штамме ковида высказался и президент. Касым-Жомарт Токаев на этой неделе встречался с главой Всемирной организации здравоохранения в Швейцарии, где обсуждалась в том числе и проблема распространения «омикрона». Токаев назвал его новой глобальной угрозой.

Касым-Жомарт Токаев, президент Республики Казахстан:

– Все государства-члены ВОЗ и системы здравоохранения продолжают испытывать серьезный кризис. Новый вариант коронавируса «омикрон», который начал быстро распространяться по всему миру, является новой глобальной угрозой. К сожалению, пандемия коронавируса подчеркнула многие недочеты международного сотрудничества. Социально-экономические последствия кризиса привели к пересмотру социальной политики на всех уровнях.

А экономические последствия казахстанцы уже ощутили. «Омикрон» ударил по самому слабому месту – национальной валюте. Тенге снова начал обесцениваться: за один доллар на этой неделе в обменниках просили по 439-440 тенге. Нацбанку даже пришлось спасать наши деньги.

Регулятор провел интервенции на 64 миллиона долларов. И дальнейшая судьба отечественной валюты, заявили монетарные власти, теперь зависит в том числе от распространения злосчастного «омикрона». Такого же мнения придерживаются и экономисты.

Арман Бейсембаев, экономист:

– Состояние нынешнего курса является для нас неким совокупным сочетанием внешних и внутренних факторов. Нефть припала, США дали сигнал, что им не нужна дорогая нефть. Новый штамм. Опять закрываются странны, то есть многие европейские страны объявляют чуть ли не полный локдаун. Вполне возможно, что та высота – 440, которую мы взяли: нефть продолжит расти, а тенге никуда не сдвинется, вполне вероятно.

Никуда не сдвинутся с места теперь и туристы. По крайней мере, те, кто планировал провести ближайшие праздники на берегу Красного моря. Казахстан в пятницу приостановил авиасообщение с Египтом.

Почти 20 тысяч путевок аннулируют. Турагентства предлагают клиентам выбрать другое направление. Или могут вернуть деньги, но произойдет это не сразу. А тех, кто сейчас греется на пляжах Шарм-эш-Шейха, теперь будут вывозить на специальных бортах. Национальный авиаперевозчик планирует отправить за туристами семь самолетов. И это при том, что в самом Египте официально «омикрона» нет.

Чем опасен новый штамм коронавируса? Почему он так напугал весь мир? Что делать отпускникам и как сильно запреты ударят по турбизнесу?

Новый штамм «омикрон» так напугал власти Казахстана, что межведомственная комиссия перекрыла путь к курортам Красного моря. С 3 декабря до марта нашим людям в Египет не попасть. Назгуль Сарке с мужем планировали отдохнуть неделю в Шарм-эш-Шейхе перед новогодней суетой.

Назгуль Сарке:

– Мы забронировали билет на 17 декабря. Всё, мы уже были настроены – в Египет. И вот буквально вчера в новостях прочитала, что Египет – всё – закрывают.

Арабские каникулы едва не сорвались. Но турагент им предложил отправиться в другую страну, вернуть за путевку деньги или дождаться открытия границ.

Назгуль Сарке:

– Я говорю: «Нет, все-таки я должна куда-то полететь». И вот решили – Эмираты. Но сумма там вышла меньше, конечно. И нам разницу сразу же перечислили в этот день. Где-то 40 тысяч тенге нам вернули. Причем сразу же.

Назгуль говорит: тур оказался дешевле, потому что в Рас-эль-Хайме отель пришлось взять не пятизвездочный.

Назгуль Сарке:

– Когда я начала бронировать, цены росли каждую минуту. И мне турагент говорит: «Быстрее выбирайте, потому что все начинают перебронировать в Эмираты».

Запрет на Египет породил спрос на пляжи Арабских Эмиратов, говорят турагенты. Около 90% туристов решили отправиться к Персидскому заливу. Остальные предпочли Индию, Таиланд и Шри-Ланку. Правда, есть и те, кто с выбором не определился.

Евгения Кислова, директор туристической компании:

– Сложно принять, да, если ты настроился на Египет. Это же молниеносная новость пришла, да, и очень сложно перестроиться на другое направление, потому что выбрать другой, новый отель в другой стране – это тоже занимает определенное количество времени.

Тех, кому «омикрон» испортил египетские каникулы, в стране около 20 тысяч. Но паниковать люди не стали, говорят туроператоры. Часть клиентов попросила вернуть деньги за путевку. 20% отложили отпуск у Красного моря на весну. Ну а большинство решило все равно отправиться на пляжи, но уже в другие страны.

Светлана Ошерова, операционный директор компании-туроператора:

– Это уже такая, спокойно воспринятая информация, потому что туристы быстро переориентировались на другие направления. И шквала запросов на возврат денежных средств еще нет. Эти возвраты будут осуществлены очень быстро.

И без штрафов. Повезло и в том, что партнеры заморских курортов оперативно оформили новые путевки.

Светлана Ошерова, операционный директор компании-туроператора:

– Они быстро отреагировали, быстро подтвердили именно ближайшие вылеты.

Ближайшие вылеты ожидают и те, кто сейчас наслаждается морем и солнцем в Египте. Накануне за туристами отправился первый борт. 10 декабря на пляжах Шарм-эш-Шейха не должно остаться ни одного казахстанского туриста.

Тлек Абдрахимов, менеджер по корпоративным коммуникациям АО Air Astana:

– Расходы по вывозу пассажиров авиакомпания берет на себя. И никаких предложений о возмещении, компенсации этих рейсов не поступало. Всего будет выполнено семь репатриационных рейсов. Четыре – из Шамр-эш-Шейха в Алматы – 3, 5, 6 и 8 декабря. И три рейса – из Шарм-эш-Шейха в Нур-Султан – 3, 4 и 7 декабря. Всего планируется за эти дни вывезти 1300 казахстанских туристов.

Сейчас под египетским солнцем загорает порядка 3 тысяч казахстанцев. Какой перевозчик вернет на родину остальных, еще неизвестно. Рамиля Бабичева до сих пор не знает, на борт какой компании она поднимется. Хотя ее отпуск заканчивается уже через два дня.

Рамиля Бабичева:

– Пока никто не может сказать, куда конкретно нас будут вывозить. Либо это будет Алматы, либо это будет Шымкент. Мы прилетели сюда из Шымкента. Этот вопрос пока не решен. Единственное, что решено на данный момент 100%, это то, что мы должны будем все сдавать ПЦР-тест.

Притом за свой счет. Женщина летела к Красному морю по паспорту вакцинации. Рассчитывала вернуться домой с этим же документом. Но правила изменились.

– Единственное, что нас на данный момент беспокоит, будет ли готов ПЦР-тест и будет ли он действителен на момент выезда.

Если анализ покажет наличие вируса, то туристу придется задержаться на курорте еще на две недели.

Инна Рей, председатель корпоративного фонда «Туристік қамқор»:

– Если там что-то обнаружено, конечно, они там госпитализируются и остаются в той стране – в Египте. И это уже налаженная система: как это, в каких госпиталях их лечат.

Правда, как после затянувшегося отпуска возвращаться домой, еще неясно. Но, кажется, даже неизвестность наших людей не пугает.

– Пенная вечеринка.

Не до веселья египетским туроператорам. Говорят, без казахстанцев опустеют не только отели, но и кошельки. За декабрь они потеряют около 20 миллионов долларов.

Хатем Кенави, генеральный директор компании-туроператора в Египте:

– Из Казахстана прилетает в неделю приблизительно 3-4 тысячи, ну, около 4 тысяч. Сегодня первый день самолеты летают пустые. Конечно, потери огромные. Потери огромные для двух сторон – для египетской стороны и казахской стороны.

Хетем Кенави искренне не понимает, почему казахстанские власти закрыли доступ в Египет. Он уверяет, в туристической отрасли строго соблюдаются санитарные нормы. Все сотрудники отелей, магазинов и даже таксисты прошли полный курс вакцинации. А главное – в стране нет никакого «омикрона».

Хатем Кенави, генеральный директор компании-туроператора в Египте:

– С того момента, когда вот этот новый штамм появился в Южной Африке, Египет был одним из первых, которые закрыли вход с южноафриканскими странами. Была обнаружена одна дама, которая в Бельгию вернулась 14 дней назад из Египта – и появился у нее вот этот штамм. Мы удивлены, потому что даже Бельгия, которая вот – у нее был обнаружен, вот ситуация, они не останавливали полеты в Египет.

И наша страна пока единственная, закрывшая границу с Египтом. Мы заранее выстроили вирусную оборону.

Марат Шоранов, первый вице-министр здравоохранения РК:

– Это направление у нас самое загруженное: порядка 13 тысяч пассажиропоток у нас был в ноябре месяце только. Соответственно, как раз таки самый большой риск завоза инфекции именно из этих стран. Сейчас необходимо более, получить более детальную информацию о видах, осложнениях и клинических симптомах протекания этого штамма. Понятно, что вирусы мутируют.

У «омикрона» насчитали 50 мутаций. А симптомы схожи с предыдущими вариантами ковида. У пациентов появляются лихорадка, сухой кашель, потливость и ломота в теле. Отличительный признак – сильная усталость. Специалисты говорят: не стоит исключать, что «омикрон» уже проник в Казахстан.

Максим Скулачев, ведущий научный сотрудник МГУ им. М. Ломоносова:

– Россия и Казахстан более-менее в одинаковом положении. У нас огромные границы. Мы общаемся с другим миром. Я боюсь, что единичные случаи у нас уже должны быть. А вот дальше, насколько оно опасно, сумеют ли они устроить эпидемию, это зависит от биологии вируса. И пока у нас нет ответа.

Исследования нового штамма только начались, а мир уже закрылся от стран, где, собственно, и появился «омикрон». Гостям из ЮАР, Зимбабве, Мадагаскара и еще из девяти государств теперь не рады в Казахстане. Такие меры расстроили даже генерального секретаря ООН.

Антониу Гутерриш, генеральный секретарь ООН:

Недопустимо, чтобы одна часть мира, у которой и так уязвимая экономика, была обречена на локаут. Когда в ЮАР рассказали о существовании нового штамма, он уже появился и в других странах, в том числе европейских. Я призываю обратиться к здравому смыслу. У нас есть все инструменты для безопасных поездок. Давайте воспользуемся ими, чтобы избежать такого, позвольте сказать, туристического апартеида, который я считаю неприемлемым.

Специалисты сомневаются, что закрытые границы уберегут Казахстан от новой волны коронавируса. Они уверены, достаточно ввести жесткий контроль за всеми путешественниками. К примеру, не пускать в страну без отрицательного ПЦР-теста. Ну а тех, кто возвращается из Египта, ждет еще неделя каникул. Только уже на карантине.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.