{metadescription}
«Падения цен не увидим»: как запрет на экспорт скота отразится на стоимости мяса
«Падения цен не увидим»: как запрет на экспорт скота отразится на стоимости мяса

«Падения цен не увидим»: как запрет на экспорт скота отразится на стоимости мяса

В Министерстве сельского хозяйства придумали, как бороться с высокими ценами. До 2025 года чиновники направят 4 с половиной триллиона тенге на продовольственную безопасность. На эти деньги будут строить новые заводы и увеличивать объемы производства. И конечно, делать запасы.

В ведомстве отчитались, что уже заготовили достаточно серьезный объем овощей.

В региональных стабфондах есть 79 тысяч тонн картофеля, это 57% от потребностей страны. Моркови – 25 тысяч тонн, это почти 80%. Запаслись также капустой и луком. План по репчатому и вовсе перевыполнили.

А чтобы запасы слишком быстро не иссякали, власти запретили экспорт картофеля и моркови за границу. Аналогичная норма с 15 декабря будет действовать и для крупного рогатого скота. Чиновники считают, что такие меры позволят снизить цены для потребителей.

Вот только фермеры в запретах видят одни минусы. Животноводы уже заявили, что выращивать коров станет невыгодно. И предприниматели могут разориться. Что касается цен, то если они и снизятся, то рядовые покупатели это вряд ли заметят. Почему так получается?

Нынешний год для казахстанских фермеров оказался особенно сложным. Засушливое лето, повышение цен на топливо и корм, а под занавес 2021-го запрет на экспорт. В Минсельхозе решили, что крупный рогатый скот можно продавать только у нас в стране. В ведомстве уверены, это единственный способ остановить растущие цены на мясо.

Дамир Егизбаев, пресс-секретарь Министерства сельского хозяйства РК:

За 10 месяцев мы увеличили экспорт КРС на 5,5%, доведя до 161 тысячи голов. При этом объемы его переработки внутри страны сократились почти на 50%. По опыту прошлых лет такая тенденция приводит к росту цен на мясо, что мы сейчас и видим.

Айдар Нигметов точно знает, как формируется цена на говядину. В этой отрасли он уже семь лет, но для животновода, говорит, это лишь начало пути. Выращивать коров – дело затратное. И вот, казалось, он перешел тот рубеж, когда можно наконец получать прибыль. Но неожиданное решение чиновников ввести полугодовой запрет на экспорт скотины все перечеркнул.

Айдар Нигметов, руководитель группы компаний:

– Рынок сбыта мы однозначно потеряем, потому что тот же Узбекистан, понятно, что у него есть потребность, есть программа, есть финансирование на это, они не могут стоять. Если Казахстан отказал, получается, ввел запрет, соответственно, они будут искать новые ниши. А новые ниши – это и Россия, и Киргизия. Они уйдут, и когда мы вернемся, все полки будут заняты. Если бы мы знали, лично я как собственник компании, что будут вводиться такие ограничения рано или поздно, то, соответственно, я бы еще подумал пять или шесть лет назад, заниматься этим или нет.

Бить по ценам запретами на экспорт, считают аграрии, не просто бесполезная мера, но и довольно опасная. Тем более что страна уже неоднократно переживала подобный печальный опыт. К примеру, запрет на вывоз шкур в 2019 году так и не наладил переработку в стране. Казахстанские животноводы только потеряли рынки сбыта, и теперь это сырье попросту сжигают. То же самое произошло в 2020-м, когда объявили запрет на экспорт капусты. И вот теперь очередь дошла до коров.

Кирилл Павлов, аграрный аналитик:

– Сейчас самая высокая цена, которую дают мясокомбинаты, – это 900 тенге за живой вес. Это, получается, где-то 1800 за чистый килограмм мяса. Те же узбеки давали 1600-1200 смело за хороших товарных бычков. И соответственно, для фермера это очень ощутимая прибавка. Это не те копейки в виде субсидий, которые размазываются до 30-40 тенге, и ничего ему не достанется. Это реально ощутимая прибавка к его деятельности. Это рыночные механизмы и нормальные условия. Но у нас, как всегда, сейчас вмешивается государство, и в итоге это все вызывает депрессивное настроение.

Но депрессия – это не самое страшное. После введения запрета многим придется закрывать крестьянские хозяйства из-за убытков. Соответственно, страна потеряет производителей, а рынок заполонит дешевый и не самого лучшего качества импорт, говорят эксперты.

Аскар Жубатыров, исполнительный директор Мясного союза Казахстана:

– Цена, скорее всего, падать в рознице не будет. Мы получим одномоментно, возможно, что мы получим какие-то там, как люди ожидают на верхах и принимают такие непопулярные меры, они думают, что тем самым мы сдержим цены для населения. Но на самом деле мы падения цен не увидим в целом. Почему я так говорю, учитывая, что была засуха в этом году, очень много скота сейчас идет на забой, в том числе маточное поголовье. Это вызвано тем, что не хватает кормов или корма очень дорогие.

На рынках мясные прилавки сейчас буквально ломятся от товара. Ассортимент на любой вкус и кошелек. На коммунальном рынке Актобе все мясные ряды заполнены вплотную. Здесь и говядина, и баранина, и конина. Оптовым покупателям торговцы готовы хорошо уступить в цене. Впрочем, и в розницу стоимость мяса вполне доступная. Только вот покупателей нет. Продавцы жалуются: обычно в это время бойко шла торговля, в этом же году даже с минимальной надбавкой мясо продается плохо.

Антонина Балгожиева, продавец:

Сейчас, наоборот, цена упала, потому что покупателей нет. Торговли нет у нас. Вот стоим, посмотрите, ни одного покупателя. Обычно мы до Нового года хорошо торговали каждый год. У людей денег, наверное, нет, поэтому, наверное. Приходят там, полкило, килограмм берут. 

Впрочем, производители и сами знают, почему упал потребительский спрос.

Айдар Нигметов, руководитель группы компаний:

Все вопросы ставят: почему мясо дорогое?! А мы вопрос ставим: потому что у нас в целом платежеспособность населения упала. У нас просто народ стал немножко бедный, и поэтому я считаю, что в целом это комплекс решений, который надо поднимать. Доходность населения и есть правильное, хорошее, качественное мясо.

Вместе с мясом запретят вывозить из страны морковь и картофель. Летом эти овощи побили все рекорды по цене. Все потому, что свои мы продали за границу, а в межсезонье импортировали втридорога. Сдерживать рост цен чиновники планируют и запасами из так называемого стабфонда. Но и здесь не все так радужно.

К примеру, в Актобе разразился скандал, когда выяснилось, что в магазинах продают испорченный картофель, хотя на показательном пресс-туре журналистам демонстрировали совсем другую продукцию. В акимате до сих пор разбираются, куда же в итоге делся разрекламированный корнеплод.

Ондасын Уразалин, аким Актюбинской области:

Ну, наверное, не очень хорошо держу на контроле. Но такая проблема у нас возникла. Прекрасно знаю повадки и нравы многих бизнесменов, то есть говорят одно, делают другое, а думают совершенно третье. И дважды два у них не всегда получается четыре. Так вот в этой ситуации примерно так и получилось, то есть пообещали одно, на продуктах оказалось совершенно другое. Чья это вина – тех людей, которые подписывали контракты, или тех поставщиков, или тех производителей – мы сейчас как раз и разбираемся.

Запрет на экспорт скота, картофеля и моркови вводят с 15 декабря, хотя отраслевые союзы предлагали чиновникам другие варианты. Власти вроде обещали их рассмотреть, но в итоге приняли самое простое решение.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире