{metadescription}
«Запасной аэродром»: зачем казахстанцы скупают квартиры в Турции
«Запасной аэродром»: зачем казахстанцы скупают квартиры в Турции

«Запасной аэродром»: зачем казахстанцы скупают квартиры в Турции

В Казахстане не утихает ажиотаж вокруг изъятия пенсионных. С появлением новой функции перевода денег на депозит в «Отбасы банк» люди начали массово открывать счета. Уже 22 тысячи человек  оставили заявки на 145 миллиардов тенге. После сокращения срока использования излишков это, пожалуй, единственный вариант выиграть время.

Ведь на депозите пенсионные могут лежать до трех лет, в течение которых и нужно купить жилье или земельный участок. Впрочем, получится ли у казахстанцев это сделать с такими высокими ценами на квартиры, пока неясно. Глава «Отбасы банка», например, считает, что ситуация на рынке выправится в апреле, когда порог достаточности для изъятия денег из ЕНПФ все же повысят.

Ляззат Ибрагимова, председатель правления АО «Отбасы банк»:

– Очень много факторов сыграло роль. Нельзя говорить, что только пенсионные накопления повлияли на рост цен на недвижимость. Происходит везде, плюс инфляционные процессы. Я думаю, что темп роста снизится. Это однозначно не будет уже роста на 10%, ни на какие двузначные цифры, потому что основное использование пенсионных накоплений – вот 1 триллион 700 – завершится 1 апреля.

Но скупают жилье сейчас казахстанцы не только на родине, но и в Турции. И хотя из-за обвалившейся лиры стоимость недвижимости там подскочила, но даже при этом цены на квартиры от наших несильно отличаются, а качество жизни – заметно. К тому же разве плохо иметь свое жилье на побережье Средиземного моря? Тем более что из-за финансового кризиса отдых в Турции может стать доступнее.

Жумабек Сарабеков, политолог:

– Турецкие услуги, в том числе на курортах, тоже станут доступнее в долларовом выражении. Поэтому, мне кажется, для казахстанцев станет еще одним поводом съездить в Турцию, отдохнуть. Потому что в долларовом выражении все эти услуги, товары – просто они станут более доступными.

Чем может обернуться для казахстанцев дешевая лира?

Эксперимент президента Турции обвалил национальную валюту. Реджеп Эрдоган не хочет зависеть от потока иностранного капитала, а потому развязал экономическую войну. Он решил снизить ключевую ставку до 14%. После таких мер турецкую лиру стало лихорадить. В понедельник курс доллара вырос до 18.

Жумабек Сарабеков, политолог:

– Данная стратегия сопряжена с высокими рисками, потому что они могут потерять контроль над инфляцией. Поэтому, конечно, подается для внутренней аудитории как война за независимость. На самом деле это такая рискованная ставка, которая не гарантирует нужный результат.

Эрдоган оправдывает свою политику еще и тем, что в исламе запрещено ростовщичество. Вот и снижает процентные ставки. А кто с ним не согласен, лишается должности. Президент трижды увольнял глав Центрального банка. А в начале декабря забрал кресло у министра финансов. Эксперты говорят, затеи президента довели инфляцию в стране до 21%.

Арман Бейсембаев, экономист:

– Эрдоган, судя по всему, придумал свою собственную экономическую науку, как великий макроэкономист. Процентная ставка номинальная должна быть чуть выше, чем твоя инфляция в стране, официально зарегистрированная, для того чтобы ее остудить, если ты считаешь, что она достаточно высокая. 

19-летний казахстанец Никита Маковецкий пять лет живет в Турции. Приехал в Стамбул учиться. Парень рассказывает, в такой экономический шок страна еще не погружалась.

Никита Маковецкий:

– Люди взволнованы. Люди не ожидали такого резкого падения лиры. Многие побежали сразу в обменщики покупать валюту. Многие стали закрывать свои депозиты в лирах и покупать в валюте.

Турецкий «гамбит» сыграл против народа. Никита говорит, стоимость продуктов взлетела в среднем на 30%. Под ценовой удар попали социально значимые товары: масло, молоко и яйца.

Никита Маковецкий:

– Одни из самых быстрорастущих продуктов за несколько месяцев – это яйца. Цены начинаются от 1300 тенге за 30 штук. Цены на яйца выросли на 50%. Жители Турции очень взволнованны в связи с таким подорожанием. И, к сожалению, причина данного роста цен именно на яйца неизвестна.

Жители Турции стали экономить и меньше покупать. Никита говорит, не спасают даже антикризисные меры Эрдогана. Президент увеличил минимальную зарплату на 50%.

Казахстанка Гаухар Утелбаева в Турецкий Кипр приехала в командировку. И местные цены ее, напротив, радуют.

Гаухар Утелбаева:

– Продукты здесь очень дешевые. Дешевые в первую очередь, наверное, потому, что лира упала. Вот даже если по сравнению с прошлым годом, лира когда была 43 тенге, даже в том случае это было очень дешево. То есть килограмм помидор стоит 60 тенге, апельсины – 120-150 тенге. То есть вот вы понимаете, да, какая разница большая.

Гаухар рассказывает, взяла в поездку 200 тысяч тенге. За месяц потратила на продукты только 10 тысяч из них. Женщина признается, у плиты почти не стоит. Обедает в ресторанах, ведь цены позволяют.

Гаухар Утелбаева:

– Как смешно это ни звучит, у меня деньги не заканчиваются. Учитывая рестораны, то на человека, если я вот от всей души, так скажем, погуляю в ресторане и закажу себе все что угодно, то это максимум, это самый хороший ресторан, – 5 тысяч тенге. Если это такие обычные рестораны, кафе, то это в среднем чек выходит 2 тысячи.

Падение лиры превратило Турцию в рай для казахстанских шопоголиков. Наши люди скупают там технику, одежду, постельное белье. Все это в несколько раз дешевле, чем в Казахстане.

Айгуль Байгалиева:

– Касается и также некоторых, допустим, кастрюль.  Одна стоит в районе 700 тысяч тенге. В Турции она стоит где-то 350-400 тысяч тенге. Это очень выгодно. Там фены, да, то есть наши девушки, женщины все с ума сходили, скупали.

Айгуль Байгалиева живет в Алматы, ее сестра – в Бурсе. Девушки открыли бизнес. Они поставляют из Турции в Казахстан одежду и текстиль. Айгуль принимает онлайн-заказы здесь, Алтынай ходит за покупками там. За свои услуги берут 10% от стоимости товара. Дешевая лира увеличила число заказов.

Айгуль Байгалиева:

– Если, допустим, вы за 50 тысяч тенге раньше могли купить, например, пять комплектов постельного белья. Например. А сейчас вы можете купить, допустим, восемь.

То, что радует казахстанцев, вредит турецким бизнесменам. Такими темпами промышленность может потерпеть крах, уверен экономист Арман Бейсембаев. И тогда с казахстанских прилавков могут исчезнуть турецкие товары.

Арман Бейсембаев, экономист:

– Там вся промышленность по большей части держится за счет импорта. Для того чтобы что-то произвести, у тебя на руках должно быть сырье. И обесценивающаяся национальная валюта делает твой импорт дорогим автоматом. И в какой-то момент это становиться невыгодным. Невыгодно вообще производить. Проще закрыться, обанкротиться.

Но наши люди не боятся экономического краха в Турции. Они активно обзаводятся недвижимостью. Местные СМИ сообщают, что только в декабре квартиры на побережье Средиземного моря приобрели около 300 казахстанцев.

Максим Ошмарин, специалист по недвижимости в Турции:

– Продажи увеличиваются. Экономически выгодны или привлекательны. Объект в Аланье сейчас пользуется такой популярностью. В этом комплексе 400 квартир, чуть больше, и они были куплены примерно за три месяца. Примерно 50% – это граждане Казахстана.

Предпочитают наши люди жилье премиум-класса, говорят риелторы. Три года назад в Аланье купила квартиру Нуриза Тажбаева. Девушка рассказывает, уехать из Казахстана вынудила плохая экологическая обстановка. У ее дочери астма. Врачи посоветовали перебраться поближе к морю.

Нуриза Тажбаева:

– За 65 тысяч евро продали свою квартиру в Алматы. Там из инфраструктуры была только детская площадка. А здесь, получается, на тот момент мы купили за 60 тысяч евро такую же двухкомнатную квартиру, по квадратуре примерно такая же была. Но мы, оказывается, купили не просто квартиру, а еще инфраструктуру, как в отеле пятизвездочном.

В жилом комплексе два бассейна, сауна, массажный кабинет, тренажерный зал, детский клуб. И все эти блага обходятся в 500 евро в год. Привлекает наших людей еще и то, что недвижимость можно купить в рассрочку у застройщика. Платежеспособность не проверяют. Правда, нужно внести первоначальный взнос 50%.

Максим Ошмарин, специалист по недвижимости в Турции:

– Определяется график рассрочки – комфортный для покупателя. И, соответственно, равными платежами человек вносит в указанное время. Если человек, допустим, не смог выплатить, ему возвращается та сумма без каких-либо вычетов.

Специалисты объясняют высокий спрос на турецкое жилье еще и тем, что казахстанцы хотят сохранить свои сбережения, а вариантам на родине не доверяют.

Рахим Ошакбаев, экономист:

Это связано в целом с неуверенностью, наверное, стабильности: как социально экономической, так и политической в ближайшие годы. Поэтому уезжает средний класс, выше среднего класса. Люди хотят сделать, что называется, «запасной аэродром». Плюс, очевидно, в Турции очень благоприятный климат, очень низкие цены, низкая стоимость проживания, качество жизни выше за сопоставимые деньги.

Экономисты опасаются: если президент Турции не сменит курс, то инвестиции казахстанцев просто прогорят.

Арман Бейсембаев, экономист:

– Они могут оказаться с кучей недвижимости, которая никому не нужна – при тотальном крахе экономики. Очень скоро в этой стране станет невыгодно жить. И очень скоро в этой стране станет некомфортно жить. Потому что тотальное обнищание будет.

Власти Турции спохватились и стали спасать лиру. Эрдоган уже пообещал: клиентам банков компенсируют убытки из-за низкой стоимости нацвалюты.

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции:

– Отныне никому из наших граждан не нужно будет переводить свои депозиты с турецкой лиры на иностранную валюту из-за страха, что колебания обменного курса могут свести на нет прибыль от процентных выплат. Если доход по депозиту в лирах будет ниже, чем по текущему курсу доллара, то гражданам будет выплачиваться компенсация.

После таких заявлений турецкая лира выросла в цене сразу на 20%. Также толчок к укреплению нацвалюты дали банки. Они стали распродавать доллары.

Весь мир пристально наблюдает за ситуацией в Турции. Экономическое сообщество критикует Эрдогана за то, что он вмешивается в работу Центрального банка. Финрегулятор должен оставаться вне политики – и президент не имеет права оказывать на него давление, считают специалисты. Если эксперименты не прекратятся, рост инфляции, по некоторым прогнозам, может достигнуть 50% уже в следующем году.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире