{metadescription}
0:000:00
Что будет с ценами на продукты и квартиры после январских беспорядков

Что будет с ценами на продукты и квартиры после январских беспорядков

Казахстанские банки озвучили ущерб от погромов в Алматы. Финучреждения потеряли как минимум 4 миллиарда тенге. Больше 500 миллионов наличными преступники украли из банкоматов.

Январские беспорядки повлияли и на стоимость акций крупнейших банков.

На Лондонской фондовой бирже ценные бумаги Народного и Kaspi рухнули на 20 и 30%. И это напугало казахстанцев.  Но эксперты говорят, что уход так называемых голубых фишек в «красное» для клиентов неопасен.

То, что произошедшие в стране события влияют на экономику, вполне логично. Иностранные инвесторы наблюдают, как будет развиваться ситуация. Хотя президент заверил, что все обязательства Казахстан выполнит в полном объеме.

Как перемены отразятся на кошельках граждан? Что будет с ценами на продукты, подешевеют ли квартиры и ждать ли в 2022-м очередную девальвацию?

Ценники на товары в магазинах «у дома» резко пошли вверх. Все началось во время январских событий. Тогда крупные торговые сети были закрыты, а значит, выбора у людей не было. Чем некоторые предприимчивые торговцы и воспользовались. Сейчас ажиотаж спал. А цены – нет.

В этом году цены меняются раз в неделю. Вы понимаете это, как менять цены каждый раз?

В крупных торговых сетях контролировать цены, конечно, легче. Например, в этом алматинском супермаркете килограмм картофеля можно купить за 119 тенге, лук – за 86.  И ценники на социально значимые товары резко меняться не должны. Следить за стоимостью поручил президент.

Еще Касым-Жомарт Токаев ввел госрегулирование цен на бензин и автомобильный газ на 180 дней. И временно заморозил тарифы на комуслуги. Но что будет с ценами через полгода?

Расул Рысмамбетов, экономист:

Сейчас полгода есть у правительства, чтобы разобраться, вычислить посредников, которые повышали цены, потом сделать прозрачное ценообразование и потом только повышать. Спокойно, с коммуникациями. То есть говорить: «Поднимется,  потому». Привести причины, аргументы. Я думаю, что 5-7% мы еще вытерпим. 20-30% – будет сложнее. Вот и правительство должно думать.

Думают казахстанцы и о своих сбережениях. После январских беспорядков подешевели акции крупнейших банков страны. Например, ценные бумаги «Народного» просели сразу на 21%. Но на клиентах это не скажется, говорят экономисты.

Сергей Домнин, экономический обозреватель:

– С точки зрения депозиторов, цены акций этого банка на их судьбу никак не влияют. Ценные акции влияют напрямую на судьбу людей, которые держат эти акции в портфеле. А не на депозиторов. Понятно, что цена может какой-то информационный эффект создавать, на то, какие перспективы у этого финансового рынка. Насколько они ожидают того, что будет компания расти или, наоборот, будет все хуже.

Но даже если будет хуже, на сохранность сбережений вкладчиков это никак не повлияет. За это отвечают в фонде гарантирования депозитов.

Адиль Утембаев, председатель АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов»:

Независимо от того, в каком банке расположены средства КФГД, во всех банках, кроме исламских, гарантирует счета вкладчиков. В настоящее время под нашей гарантией находится более 103 миллионов счетов. Помимо депозитов, мы защищаем текущие счета, то есть карточные счета. Мы гарантируем сумму в пределах 20 миллионов по сберегательным депозитам, 10 миллионов по обычным и 5 миллионов в валюте в разрезе каждого банка.

Эксперты говорят, колебание акций на фондовом рынке явление не аномальное.

Что будет дальше, зависит от стабильности внутри страны. Именно на это инвесторы обращают внимание в первую очередь.

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений:

Наши СМИ писали, что такой-то олигарх Х потерял полтора миллиарда долларов, такие-то олигархи ХY потеряли 2 миллиарда долларов. То есть как это так? За один день, за одни торги кто-то может два миллиарда потерять. Соответственно, кто-то может два миллиарда найти. Как только ситуация стабилизируется, инвесторы будут смотреть, к чему это приводит. Возможен определенный рост стоимости цен акций на эти институты. Ну а если они увидят, что ситуация будет дальше ухудшаться – дальнейшее падение цен.

Еще одна новость, которая взволновала казахстанцев на этой неделе, – выход ЕНПФ из числа акционеров «Халык банка». Но, как пояснили в фонде, ценные бумаги продали в интересах вкладчиков еще в декабре прошлого года.

Сергей Домнин, экономический обозреватель:

Сделка была вызвана не проблемами «Народного банка», у которого, как ЕНПФ и докладывает, по бумагам которого достигнута очень высокая доходность. Сколько тем – те самые условия пенсионной реформы, которая у нас обрела форму досрочного изъятия средств на решение жилищных проблем и других проблем. В этих условиях, когда общая сумма до 2,5 триллионов доходила у ЕНПФ как у управляющего активами, возникла необходимость в ликвидности, то есть в деньгах.

В самом банке это подтверждают. К тому же сделка пошла на пользу и им.

Мурат Кошенов, зам. председателя правления АО Halyk Bank:

Что дает данная сделка банку? Банк оптимизирует капитал. Данный выкуп был предложен для всех акционеров и держателей ГДР. Для локальных и для международных. Мы видели, что ряд международных и локальных инвесторов решили воспользоваться данным предложением, включая ЕНПФ. Мы, таким образом, имеем возможность улучшить возвратность на капитал для тех акционеров, которые остаются.

Что интересно: акции ЕНПФ  никому не перепродавали. И вот почему.

Мурат Кошенов, зам. председателя правления АО Halyk Bank:

Данные акции изымаются от оборота. Соответственно, они никому из других инвесторов не продаются. И, таким образом, количество акций в обращении уменьшается. На капитал чистой прибыли, на одну акцию – размер дивидендов при всех прочих условиях должен вырасти в результате данной сделки.

Под пристальным вниманием сейчас не только ситуация в крупнейших банках, но и национальная валюта. Пока ясно одно: колебаться тенге в ближайшее время будет. А вот в какую сторону – зависит от многих факторов.

Расул Рысмамбетов, экономист:

Вряд ли тенге сильно укрепится. Вряд ли он быстро упадет. Девальвация – я это понимаю, когда ночью приснилась девальвация, а утром новый курс на 30-40% выше.  Такого не будет. Я думаю, будут колебания.  Сейчас Нацбанку поручено и правительству укреплять доверие к тенге. Сейчас его удерживают от нерыночных колебаний.

Вера в светлое будущее тенге есть, говорят экономисты. В январе финрегулятор уже провел первые валютные интервенции на 240 миллионов долларов. К слову, сегодня в казахстанских обменниках доллар продают за 438 тенге. Отмечу, ровно месяц назад – 22 декабря – эта цифра была почти такой же. Что будет дальше, зависит от действий национального банка и правительства.

А вот цены на квартиры от политической ситуации пока, казалось бы, не зависят. Мародеры прошли мимо строящихся объектов. Возводить новые дома рабочие продолжают. Риелторы говорят: квадратные метры в этом году вряд ли подешевеют, а вот подорожать могут.

Возможное снижение спроса на квартиры специалисты связывают с тем, что уже с апреля в стране повысят порог достаточности по пенсионным накоплениям. А значит людей, которые смогут воспользоваться своими сбережениями, станет намного меньше. По словам риелторов, из-за этих денег на рынке недвижимости в прошлом году и произошел квартирный бум.

Айнура Кудайбергенова, генеральный директор группы агентств недвижимости:

Я думаю, в принципе, за год не более 10% будет подорожание. Почему не более? Потому что пенсионные использованные. И нет сейчас такого покупательского спроса и ажиотажа, который был в 2021 году. Если инфляция, как сказал наш президент, будет реализована, то скачка цен не будет.

Цены на квадратные метры могут подняться, если в стране значительно вырастет инфляция, говорят эксперты. Вот и получается, что рынок недвижимости, так или иначе, тоже зависит от того, насколько качественно выполнят поручения президента.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.