250 жалоб о пытках и нарушениях прав задержанных поступило в Генпрокуратуру
Уполномоченный по правам человека требует открытого публичного суда над задержанными за участие в беспорядках. Именно так можно будет проследить за законностью процесса и не допустить, чтобы за решеткой оказались невинные. Ведь то, что происходит сейчас в стенах следственного изолятора, пугает. Пытки, жестокое обращение, отсутствие адвокатов – на это чаще всего жалуются правозащитникам. Только Генпрокуратура сейчас расследует свыше 130 уголовных дел по таким обращениям.
Автор: Ардак Сагидолла
10.02.2022
– Он приставил ко мне, к лицу, вот так вот дуло автомата.
17-летний Артур Кожаниязов утверждает, что так с ним обошлись атырауские полицейские. Все произошло 7 января днем, когда в стране действовал режим ЧП. Люди в форме остановили его на улице и попросили документы. Артур показал удостоверения личности и инвалидности, объяснив, что идет за лекарствами. Но стражи порядка потребовали еще и телефон. Получив отказ, посадили Артура в машину и доставили в полицию. Нашел своего сына Серик Кожаниязов уже в больнице – с ушибом грудной клетки. А потом началось самое интересное. Руководство местного департамента полиции и слышать не хотело о заявлении об избиениях в участке.
Серик Кожаниязов:
– Давайте договоримся на месте о компенсации, чтобы получили вы денежные вознаграждения, и на этом всё забудем. Но при этом начал добавлять: чтобы у меня или у сына никаких проблем в дальнейшем не было, но если мы будем идти до конца, то, возможно, у нас будут кое-какие проблемы. А возможно, и то, что дело может приостановиться.
Уполномоченный по правам человека слышит такие истории почти каждый день. И в случае с Артуром Кожаниязовым обещает проследить, чтобы прокуроры все-таки вывели на чистую воду тех сотрудников полиции.
Сейчас Эльвира Азимова изучает и другие обращения, которые поступили к ней лично. Чаще всего задержанные жалуются на то, что в следственный изолятор к ним не допускают адвокатов; медицинскую помощь тоже получают не в полном объеме. Самое пугающее – жалобы на применение пыток во время следствия. Тяжело приходится и тем, кто потерял своих близких в самый разгар трагического января. Все они хотят знать, кто ответит за это.
Эльвира Азимова, уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан:
– Для нас очень важно, чтобы соответствующее уголовное дело, которое возбуждено, оно продолжалось. И, соответственно, люди получали обратную связь. Потому что, допустим, определенные опасения со стороны родственников тоже звучат, что там, допустим, один специалист или представитель, кто-то сказал: «Ну, вы ничего не добьетесь. Это бесполезно». И, конечно, в этом плане здесь, возможно, и могут не найти персональных людей, которые подняли оружие и лишили жизни их близких. Но здесь важно стратегически понимать все-таки, кто это были, потому что общество волнует вопрос: были ли это представители правоохранительных органов или все-таки это были участники массовых беспорядков, которые, в принципе, были способны и могли поднять оружие. Но, какие это участники, тоже вопрос.
Совсем недавно удалось найти, в каком СИЗО содержатся несовершеннолетние. Эльвира Азимова рассказывает, что одна женщина нашла сына только спустя три дня, едва добившись внятной информации о том, где удерживали ее ребенка. Это грубейшее нарушение. По закону к тем, кому нет 18, должны применять альтернативную меру пресечения: домашний арест и подписку о невыезде.
Вопросы по молодежи возникли и у депутатов. Они тоже посетили СИЗО и выслушали множество жалоб.
Берик Дюсембинов, депутат Мажилиса Парламента РК:
– Считаем нужным со стороны государства проявить гуманизм по отношению к молодежи, оступившейся и поддавшейся на провокации. Считаем, что арестованных ребят, не имеющих отношения к убийствам или погромам, нужно выпустить из изоляторов – при необходимости под подписку о невыезде. А по допустившим незначительные правонарушения целесообразнее прекратить уголовные дела и отпустить домой под ответственность родителей. В СИЗО я встретил и нескольких воспитанников детдомов, которых никто не ищет и не просит за них. В этой связи при отсутствии у них отягчающих обстоятельств я лично, от своего имени, требую отпустить таких задержанных.
В Генеральной прокуратуре отмечают, что реагируют на каждое сообщение о неправомерных действиях. Там признают, что заявлений достаточно. Сейчас на рассмотрении 250 жалоб о пытках и нарушениях прав.
Еще 133 обращения в прокуратуру стали поводом для возбуждения уголовных дел по фактам смерти, пыток и превышения власти. В то же время уполномоченный по правам человека настаивает, чтобы суды над задержанными во время беспорядков были открытыми и публичными. Это необходимо для обеспечения дополнительной прозрачности. Сейчас же многие судьи отдают предпочтение формату онлайн. Закон не запрещает им принимать такие решения на свое усмотрение.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!