{metadescription}
«Трагический январь»: как идет расследование беспорядков
«Трагический январь»: как идет расследование беспорядков

«Трагический январь»: как идет расследование беспорядков

Генеральная прокуратура на этой неделе представила предварительные данные о ходе расследования январских беспорядков. Следователи уточнили количество задержанных лиц и рассказали новые детали кровавых событий.

Оказалось, что есть претензии и к сотрудникам местных департаментов КНБ и полиции. По данным прокуроров, в двух областях стражи порядка сдали свои здания радикалам без боя. И преступники завладели огромным количеством оружия.

Есть и конкретные цифры. Было украдено больше 1,5 тысяч единиц оружия и боеприпасов. Еще 1629 они похитили из магазинов. При этом найти удалось пока только 967 пистолетов, ружей, автоматов. Еще свыше 2 тысяч находятся в розыске.

Прокомментировали в Генпрокуратуре и жалобы о пытках. Всего в ведомство поступило 250 обращений, и заведено 133 уголовных дела по фактам смерти, пыток, превышения власти в отношении задержанных. Ни одно заявление, заверили в надзорном органе, не остается без рассмотрения.

Ерлик Кененбаев, заместитель генерального прокурора РК:

– В отдельных случаях нарушения прав граждан находят свое подтверждение. К примеру, 12 января текущего года прокуратурой Алматы освобождено 24 жителя города, которые незаконно содержались под стражей. По данному факту спецпрокурором ведется следствие. <…> Всего из изоляторов временного содержания прокурорами освобождено 96 человек, так как отсутствовали основания для задержания. Кроме того, изменена мера пресечения «содержание под стражей» на иную в отношении 92 лиц, в действиях которых отсутствовали отягчающие обстоятельства.

Однако освобождение из СИЗО еще не означает непричастность. Адвокаты заявляют, что степень виновности таких лиц определит суд.

С момента январских событий прошел уже месяц. Все это время в стране шла антитеррористическая операция. Сейчас сняты все ограничения, но силовики продолжают тщательно осматривать районы и искать в городах и пригородах оружие, патроны и боеприпасы, которые были похищены радикалами.

Чуть ли не ежедневно находят тайники в самых неожиданных местах. Арсенал довольно разнообразный. И сказать точно, какое количество оружия еще припрятали радикалы, до сих пор крайне сложно. Очевидно одно: к погромам, захвату и поджогам госучреждений готовились долго. И самое главное – тщательно, не упуская ни единой детали.

Уже известно, что заведено почти 3 тысячи уголовных дел. По подозрению в организации и участии в массовых беспорядках и совершении терактов арестовано 467 человек. У многих изъяли резиновые дубинки, арматуру, пистолеты, автоматы, бронежилеты и каски. Накануне полицейские вскрыли еще один тайник.

Салтанат Азирбек, официальный представитель ДП г. Алматы:

– В логу нашли так называемые пещерки, где были подготовлены бутылки с зажигательной смесью. Они еще не были использованы. Было подготовлено оружие. Скорей всего, это такие заготовки на случай какого-то развития ситуации. Эта акция была тщательно спланирована. Это не было сделано с бухты-барахты или абы и кабы – ни в коем случае. Даже больше скажу: ее спланировали и нарисовали на бумаге. Роли были четко распределены, речь идет о хорошей координации своих сил.

Этот огромный арсенал сейчас тщательно изучают специалисты, проводят экспертизы. А также анализируют расположение других таких тайников в Алматы и области. Уже ясно, что это еще одно доказательство того, что события «трагического января» были тщательно спланированы.

Общественники и депутаты, в свою очередь, отмечают: не все подозреваемые могут иметь отношение к убийствам или погромам. А значит, таким не место в СИЗО.

Берик Дюсембинов, депутат Мажилиса Парламента РК:

– Считаем нужным со стороны государства проявить гуманизм по отношению к молодежи, оступившейся и поддавшейся на провокации. Считаем, что арестованных ребят, не имеющих отношения к убийствам или погромам, нужно выпустить из изоляторов – при необходимости под подписку о невыезде. А по допустившим незначительные правонарушения целесообразнее прекратить уголовные дела и отпустить домой под ответственность родителей.

– Он приставил ко мне, к лицу, вот так вот дуло автомата.

Кто на самом деле участвовал в погромах и убийствах, а кто попал под раздачу – правозащитники сейчас тщательно изучают каждый случай. В Генпрокуратуру уже поступило 250 жалоб от задержанных по «трагическому январю». Кто-то жалуется на отсутствие медицинской помощи, у других нет связи с адвокатами. Есть и те, кто утверждает, что в отношении них применили силу.

17-летний Артур Кожаниязов из Атырау утром 7 января отправился в аптеку. К нему подошли полицейские. Посмотрели документы, а потом еще потребовали показать телефон. Артур отказался. Его сразу доставили в участок. Через несколько часов на поиски сына отправился отец. Серик Кожаниязов нашел своего ребенка, но уже в больнице – с ушибом грудной клетки. А потом началось самое интересное. Руководство местного департамента полиции отказалось принимать заявление об избиениях.

Серик Кожаниязов:

– Давайте договоримся на месте о компенсации, чтобы получили вы денежные вознаграждения, и на этом всё забудем. Но при этом начал добавлять: чтобы у меня или у сына никаких проблем в дальнейшем не было, но если мы будем идти до конца, то, возможно, у нас будут кое-какие проблемы. А возможно, и то, что дело может приостановиться.

Правозащитники сейчас добиваются, чтобы был тщательно расследован каждый такой случай. Все виновные в превышении полномочий должны понести наказание. Но главное: должно быть точно установлено, кто стоит за каждой январской смертью.

Эльвира Азимова, уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан:

– Для нас очень важно, чтобы соответствующее уголовное дело, которое возбуждено, оно продолжалось. И, соответственно, люди получали обратную связь. Потому что, допустим, определенные опасения со стороны родственников тоже звучат, что там, допустим, один специалист или представитель, кто-то сказал: «Ну, вы ничего не добьетесь. Это бесполезно». И, конечно, в этом плане здесь, возможно, и могут не найти персональных людей, которые подняли оружие и лишили жизни их близких. Но здесь важно стратегически понимать все-таки, кто это были, потому что общество волнует вопрос: были ли это представители правоохранительных органов или все-таки это были участники массовых беспорядков, которые, в принципе, были способны и могли поднять оружие. Но, какие это участники, тоже вопрос.

Юристам из общественной комиссии «Аманат» удается освобождать из-под стражи тех, кто, возможно, не имел отношения к кровавым событиям. В комиссии заявляют, что за три недели под подписку отпустили уже 85 человек, почти всем изменили меру пресечения. Но, виноваты они или нет, решит суд.

Мади Мырзагараев, адвокат:

– Среди них 11-12 несовершеннолетних и две женщины. На сегодняшний день, по последним данным, под стражей находятся 800 человек по Казахстану. Мы были в городах Алматы, Талдыкорган, Тараз, Шымкент, и сейчас до сих пор наш представитель работает в Семее и Усть-Каменогорске. В основном арестованных и задержанных больше всего в городе Алматы.

При этом прокуроры гарантируют, что против всех, кто сейчас находится в следственных изоляторах, есть неопровержимые улики.

Ризабек Ожаров, начальник службы специальных прокуроров Генеральной прокуратуры РК:

– Ответственно заявляем, что в следственных изоляторах случайных лиц нет. Под стражу заключены только те, в отношении которых есть серьезные улики в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.

Пока одних выпускают из СИЗО, других туда, наоборот, отправляют. На неделе был официально арестован бывший зампредседателя КНБ Даулет Ергожин. Вместе с ним за решеткой сейчас и другой зампред – начальник службы специального назначения Ануар Садыкулов. Там же и экс-председатель Карим Масимов. Их подозревают в госизмене, попытке насильственного захвата власти и превышении должностных полномочий.

Но вопросы у следствия есть и к сотрудникам местных департаментов КНБ. А еще к полицейским, которые свои здания сдали без боя.

Ризабек Ожаров, начальник службы специальных прокуроров Генеральной прокуратуры РК:

– К сожалению, имелись и такие факты, когда, вопреки государственной и общественной безопасности, сотрудники, не оказав сопротивления, оставили здания департамента полиции Алматинской и Жамбылской областей, где находились оружие и боеприпасы. В руки погромщиков попал огромный арсенал – более 1500 тысяч единиц. В их числе гранаты, пулеметы, автоматы, пистолеты и гранаты. Это – не считая оружия, похищенного из охотничьих магазинов. Найдено всего лишь 967 единиц. Остальное оружие до сих пор на руках.

Вооруженные, в том числе этим украденным оружием, боевики разгуливали по центральным улицам, громили административные здания, стреляли в силовиков и случайных прохожих. А еще похищали людей. Следствие установило, что группировка криминального авторитета Армана Джумагельдиева (по прозвищу «Дикий Арман») захватила 24 мирных жителя. Один из них после жестокого избиения скончался. Самого 37-летнего Джумагельдиева задержали в гостинице с целым боевым арсеналом. «Дикого» отправили в изолятор, а слухи о его возможном исчезновении опровергли.

Ризабек Ожаров, начальник службы специальных прокуроров Генеральной прокуратуры РК:

– В социальных сетях и мессенджерах распространяются различные домыслы и ложная информация. Якобы Джумагельдиева отпустили или вывезли в неизвестном направлении. Официально сообщаю: если вначале этот гражданин был задержан полицией за незаконное хранение огнестрельного оружия, то сейчас проходит и по делу о массовых беспорядках. Поэтому два дела соединены и переданы для дальнейшего следствия нам, спецпрокурорам. Мы его перевели в следственный изолятор КНБ. Там он и содержится.

Политолог Данияр Ашимбаев считает, в массовых беспорядках были задействованы хорошо подготовленные бандиты. К такому выводу эксперт пришел после того, как увидел, насколько слаженно они работали. И то, как четко их координировали при отсутствии интернет-связи. Он уверен, к январским событиям готовились не меньше двух месяцев.

Данияр Ашимбаев, политолог:

– То есть там не было ни пенсионеров, ни многодетных матерей, ни так называемых традиционных оппозиционеров. Это были организованные и хорошо вооруженные группы, которые координировались и двигались по целям, вступали в бои с полицией и нападали на воинские части и оружейные магазины. Это была конкретная попытка госпереворота.

Ашимбаев считает, в страну террористы прибывали небольшими группами. И до начала беспорядков, вероятно, жили на съемных квартирах на окраинах Алматы. Политолог уверен, что толпой управляло около 1000 человек. Высказался эксперт и по поводу пыток в отношении задержанных, о которых сейчас заявляют.

Данияр Ашимбаев, политолог:

– Я не верю в развернутую кампанию по массовым пыткам. Я думаю, где-то были отдельные элементы перегиба при задержании и допросах. Как бы по этому поводу уголовные дела уже возбуждены, проверка идет. Немало фактов уже не подтверждено.

Среди задержанных есть и приверженцы деструктивных религиозных течений. Всего арестовано 35 экстремистов, 18 членов организованных преступных групп. 21 человек ранее был судим.

На этой неделе сотрудники КНБ обезвредили лидеров ОПГ «Казахстанские», они тоже имели отношение к событиям трагического января. У подозреваемых изъяли 15 единиц оружия с боеприпасами. Также силовики заявили, что в беспорядках участвовали и члены запрещенной в Казахстане организации «ДВК/Коше», которые, по версии следствия, пытались «оседлать протесты», подстрекая толпу. Главной целью радикалов был насильственный захват власти.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире