{metadescription}
«Живет в шикарном коттедже»: как чиновников будут наказывать за роскошь
«Живет в шикарном коттедже»: как чиновников будут наказывать за роскошь

«Живет в шикарном коттедже»: как чиновников будут наказывать за роскошь

Роскошную жизнь министров, акимов и их подчиненных на неделе обсуждали в Мажилисе. За необоснованное обогащение госслужащих хотят ввести ответственность. Чиновникам придется рассказывать об источниках своих богатств. В Антикоррупционном ведомстве будут сверять расходы с доходами. Если разница будет больше 3 миллионов, то часть денег уйдет в пользу государства. Но эксперты считают, что этих мер недостаточно.

Рахим Ошакбаев, экономист:

– Они вроде как сдают свои декларации о доходах, но эти декларации не публичные. И поэтому в первую очередь Казахстану нужно принять решение о публичности доступа общественности, журналистов, блогеров, средств массовой информации к декларациям государственных служащих. Этого сейчас нет. И это принципиально вопрос игнорируется.

Да и депутаты уже рассказали о схемах, которыми пользуются богатые госслужащие. В основном они регистрируют роскошную недвижимость и автомобили не на свое имя. И выходит, что фактически ими не владеют.

Исправить это сможет всеобщее декларирование доходов. Тогда станет ясно, чем владеют все 19 миллионов человек и у кого красивая жизнь несоразмерна с доходами.

Красиво жить не запретишь. И, похоже, наши госслужащие, – конечно, не все, – любят эту поговорку. Может, привычка? Ведь министры по работе передвигаются на дорогом авто и позволяют себе презентабельные аксессуары. Чиновницы тоже не могут устоять перед украшениями с бриллиантами и брендовой одеждой. И при всем этом главный антикоррупционер страны хочет добиться от них скромности.

Казахстанцы на этой неделе рассматривали пиджак главного санитарного врача страны. И, судя по фото в Сети, Айжан Есмагамбетова предпочитает практичный неброский стиль от итальянского бренда за 900 тысяч тенге.

Новый аким Ерболат Досаев решает проблемы в пальто тоже от итальянских дизайнеров за 2 миллиона тенге. А у министра, который отвечает за цифровизацию, в Instagram есть фото в куртке британского производителя за полмиллиона и в обуви стоимостью почти как пиджак Есмагамбетовой. Впрочем, в пресс-службе министерства предполагают, что одежда была куплена, еще когда Мусин занимался коммерческой деятельностью.

В эту среду в Мажилисе обсуждали законопроект о необоснованном обогащении. Стало понятно, что любовь госслужащих к роскоши может стоить им карьеры, если вызовет вопросы у Антикоррупционного ведомства. Чиновника уволят с работы на три года. Правда, многие знают, как избежать неприятностей.

Гульнара Бижанова, депутат Мажилиса Парламента РК:

– Живет чиновник средней руки с зарплатой в 250 тысяч тенге областного уровня. Но при этом живет в шикарном коттедже, оформленном на свою бабушку, ездит на шикарном «Лексусе», оформленном на дядю-инвалида. Вот чтобы эти все незаконно полученные доходы можно было на законном основании преследовать, раскрыть и наказать.

Разница между расходами и доходами госслужащих, указанная в декларации, привлечет внимание, если превысит сумму в 3 миллиона тенге. Тогда придется оплатить штраф. Истребовать могут 90% от подозрительно нажитого богатства. А вот увольнение грозит, если разница доходов и расходов будет больше годового оклада. Поэтому супругам министров, акимов и других обитателей политического олимпа стоит быть аккуратней.

Айдос Сарым, депутат Мажилиса Парламента РК:

– Если ты правильный муж, отец и так далее, то должен сказать: «Слушай, родная, во-первых, ты мне вредишь, во-вторых, это очень некрасиво и некультурно».

Возможно, так не успел когда-то сказать своей супруге экс-глава Фонда социального медицинского страхования Айбатыр Жумагулов. В июле 2020-го, когда страна была охвачена коронавирусом, жена Жумагулова хвасталась 12-м по счету автомобилем в подарок от мужа. Это обернулось шквалом критики со стороны общественности. А затем президент Касым-Жомарт Токаев настоял на том, чтобы фонд возглавил более скромный чиновник.

И это лишь малая часть того, чем владеют государственные VIP-персоны. За 25 лет из страны вывезли 160 миллиардов долларов. По данным Ranking.kz, на Каймановы и Сейшельские острова за девять месяцев прошлого года уплыли свыше 800 миллионов долларов. Но главный борец с коррупцией уверен, что в силах все это вернуть.

Марат Ахметжанов, председатель Агентства РК по противодействию коррупции:

– После того как необоснованное обогащение чиновника будет подтверждено административным взысканием, это является основанием для запроса и изъятия этих активов. Второй путь – уголовный. Здесь у нас компетентный уполномоченный орган – это прокуратура. Я помню, в прошлом году нам по Хоргосскому делу вернули активы. Швейцарский банк. То есть прецеденты есть.

Эти меры прекрасны, но недостаточно эффективны, считают эксперты. Для начала необходимо декларацию о доходах госслужащих сделать общедоступной.

Рахим Ошакбаев, экономист:

– Этого сейчас нет. И этот вопрос принципиально игнорируется. Даже в Российской Федерации, которая тоже находится, не очень имеет хорошие показатели с точки зрения нетерпимости коррупции, тем не менее все декларации у них публичные. Условно, россияне знают, каков доход президента Владимира Путина, премьер-министра Мишустина и так далее, доходы государственных служащих и аффилированных с ними лиц. Поэтому важнейшим моментом является раскрытие вот этих деклараций. После этого, соответственно, нужен будет закон об ответственности за незаконное обогащение.

Первый этап декларирования доходов стартовал в прошлом году. Его прошли порядка полумиллиона госслужащих вместе со своими супругами. В документе они должны были указать информацию о недвижимости, счетах, ценных бумагах, которые имеются за пределами Казахстана. Чем владеют чиновники в стране, фискалы и так должны знать. И пока ни одна декларация не вызвала подозрений. Возможно, все изменится, когда придет черед сдавать вторую.   

Нурлан Тулегенов, зам. руководителя управления всеобщего декларирования и администрирования физических лиц КГД МФ РК:

– Покажите все, что есть у вас на самом деле. Не надо скрывать ничего. А именно, наоборот, покажите все, что у вас есть. Потому что в последующем, если человек, допустим, скроет деньги – да, у него есть наличка 20 миллионов тенге, и он ее во входной декларации не покажет, но на следующий год он берет и покупает квартиру на эти же 20 миллионов тенге, у него доход всего 5 миллионов тенге, – здесь к нему логичный вопрос будет: «Откуда ты взял 15 миллионов тенге?» И вот поэтому в его интересах задекларировать во входной декларации эти деньги.

Заставит ли декларирование быть скромнее чиновников, эксперты не знают. Соблазн урвать бюджетные миллионы остается. Но, если платить госслужащим хорошие зарплаты, вероятно, изменения будут, считает экономист Рахим Ошакбаев.

Рахим Ошакбаев, экономист:

– Есть такой факт, что состоявшиеся профессионалы, они не идут в госуправление. Совсем не идут. Почему? Потому что там платится очень маленькая заработная плата, которую в частном секторе, в корпоративном секторе ты можешь заработать гораздо больше. Я очень много знаю очень сильных специалистов, которые благополучно работают в частном секторе, зарабатывают. В месяц могут зарабатывать 3, 4, 5 миллионов тенге. Их позвать на госслужбу нереально. Они не хотят заниматься коррупцией. А те 500-700 тысяч, которые им предлагают на этой должности, – это в 10 раз меньше, нежели чем они зарабатывают на частном рынке. И в итоге мы получаем очень плохое госуправление. Лучшие должны работать в госуправлении, тогда система выстроена правильно.  

Но в ближайшие пять лет о повышении окладов чиновникам даже не стоит и мечтать. Касым-Жомарт Токаев объявил мораторий на увеличение доходов госслужащих. А через три года под всеобщее декларирование попадут и рядовые казахстанцы. Вот тогда наверняка у налоговиков и антикоррупционеров возникнет масса вопросов: как на имя бабушки зарегистрировали джип, огромный дом или квартиру в Париже.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.