{metadescription}
«Почти 130 человек уволили»: почему майнеры бегут из страны
«Почти 130 человек уволили»: почему майнеры бегут из страны

«Почти 130 человек уволили»: почему майнеры бегут из страны

В 10 раз увеличить налог для майнеров предложили в Министерстве нацэкономики. Сейчас владельцы ферм платят 1 тенге за каждый киловатт электричества. И этого недостаточно, считают чиновники. Правда, за расчеты они взялись после поручения президента. Касым-Жомарт Токаев заявил, что криптодобытчики отчисляют в бюджет очень мало. А электроэнергии потребляют наравне с крупными городами. 

Болат Акчулаков, министр энергетики РК:

– Добыча криптовалюты является чрезвычайно энергоемким процессом. Значит, при этом отдельные модели оборудования, которые используются в этом процессе, они потребляют порядка 2,5-3 киловатт-часов, что, если сравнить, превышает потребление в среднем трехкомнатной квартиры в восемь раз.

И справиться с такой нагрузкой наша энергосистема уже не в силах. Нужно срочно наращивать мощности. О необходимости строить атомную электростанцию говорят уже не первый год. Главный энергетик страны подсчитал, что использовать мирный атом мы сможем в 2030 году. Только возводить АЭС нужно уже сейчас.

Столько времени у майнеров нет. Они сидят без света уже несколько месяцев и теряют сотни тысяч долларов. Страдает от этого и бюджет. Около 30% криптоферм закрылось; соответственно, они перестали платить налоги. А дополнительная нагрузка и вовсе вытеснит майнинговую индустрию из Казахстана, уверяют специалисты.

Дин-Мухаммед Маткенов, учредитель дата-центра по добыче криптовалюты:

– На тех компаниях, которые знаю я, которые входят в нашу ассоциацию, мы налогами платим почти 7 миллиардов в год. Это с одной тенге. Это только с расхода. Мы потребили киловатт, с него только платим. Помимо этого, у нас еще подоходный налог, зарплаты есть. Сама индустрия движется вперед. Мы обучаем людей, определенный костяк специалистов, которые как минимум умеют паять чипы и восстанавливать оборудование.

Казахстан теряет свои позиции по добыче криптовалюты. Инвесторы уже отказываются вкладывать в развитие нашей майнинговой индустрии. К чему приведет повышение налогов? Что такое криптовалюта и как на ней можно зарабатывать?

Адильбек Шунгулов планировал стать хирургом. Но потом решил, что будет добывать биткоины. Бросил медвуз и стал изучать крипторынок.  

Адильбек Шунгулов, майнер:

– Я начал изучать эту тему, как бы читал форумы там, смотрел в YouTube ролики, разного рода информацию собирал. И после уже начал собирать себе ферму. Сперва там с одной видеокартой, потом с несколькими. Дальше это начало перерастать во что-то большее.

Адильбек рассказывает: чтобы добывать криптовалюту, нужно запастись специальным оборудованием. Называется оно ASIC. Это – схема, которая ловит виртуальные монеты. И сразу отправляет их на электронный кошелек. Чем больше таких машин, тем больше можно намайнить биткоинов.

Адильбек Шунгулов, майнер:

– Для того чтобы зарабатывать один биткоин в день, это примерно нужно порядка 2222 майнера С-19, 95 терахэш. В алгоритме биткоина используется сложность майнинга. Зарабатываете сегодня один биткоин, то через две недели, когда будет пересчитываться сложность, она может снизиться. То есть в следующий месяц, например, вы уже можете зарабатывать не один биткоин, а, например, 0,95.

Все операции с биткоином записываются в блокчейн. Это своего рода электронная бухгалтерская книга. Заглянуть в нее может каждый. Реестр ведется с 2009 года. В него записывается, кто, кому и сколько перевел криптовалюты. Изменить данные нельзя. Как и невозможно взломать эту систему.

Алан Дорджиев, председатель Ассоциации блокчейна и индустрии дата-центров в Казахстане:

– Майнинговое оборудование, которое подключается к Сети, к интернету, к электричеству, – это как компьютер. Он начинает работать, решать задачи, за которые получает вознаграждение. Майнеры получают криптовалюту. Криптовалюту продают за наличные деньги.

Криптовалют сотни тысяч. Но самая популярная и дорогая биткоин. Стоит

больше 17 миллионов тенге. Но совсем скоро его будут продавать почти в четыре раза дороже, прогнозируют эксперты.

Сапар Ахметов, председатель Казахстанской ассоциации блокчейн-технологий:

– В программе заложено, что биткоинов будет всего 21 миллион. И сегодня уже намайнено почти 18 миллионов биткоинов. Осталось немножко. Вот эти деньги постоянно будут крутиться, поэтому очень большой спрос сегодня.

Специалисты говорят: криптовалюта – будущее мировой экономики. Все больше тех, кто инвестирует в биткоин. Покупает электронные монеты и Азамат Ахметжанов.

Азамат Ахметжанов:

– Кто-то покупает квартиры, кто-то покупает машины, кто-то золото там, бижутерию. Вы покупаете просто биткоин, который в цене не только падает, но и растет. К примеру, если хранить в тенге либо в другой фиатной валюте, инфляция у нас годовая около 8% ежегодно, то есть в течение пяти лет от вашего миллиона тенге останется всего 600 тысяч. То есть минус 40%.

Сколько в его электронном кошельке хранится биткоинов, Азамат держит в тайне. Говорит, купить можно сотую и даже тысячную часть этой монеты. Правда, инвестировать в криптовалюту рискованно. 

Азамат Ахметжанов:

– Биткоин, в принципе, криптовалюта – высокорисковый актив. И на рынке очень сильная волатильность. То есть сегодня биткоин может стоить 30 тысяч, завтра он может стоить 50 тысяч.

Легально продать или купить биткоин в Казахстане нельзя. Невозможно электронными монетами расплатиться и за товары или услуги. Но мир уже переходит на криптовалютный расчет. К примеру, в Японии коммунальные услуги оплачивают биткоинами. Специалисты говорят, нам просто необходима криптобиржа.

Алан Дорджиев, председатель Ассоциации блокчейна и индустрии дата-центров в Казахстане:

– Мы теряем в первую очередь это – средства казахстанцев, которые инвестируют в криптовалюту. Казахстанцы используют площадки, находящиеся за рубежом. Второе: мы способствуем дальнейшему развитию теневого сектора обмена криптовалют. То есть когда люди условно там производят обмен с глазу на глаз, при встрече.

Открытие казахстанской криптобиржи создаст новые рабочие места. А также принесет в казну миллионы долларов налогов.  А владельцы смогут обменивать биткоины на тенге, уверяют эксперты. 

Сапар Ахметов, председатель Казахстанской ассоциации блокчейн-технологий:

– Если мы хотя бы 1% всей транзакции, которая сегодня есть в мире, проведем на территории Казахстана, это привлечет в экономику миллиарды долларов. В этом году мы уже должны были криптобиржу на территории финансового центра в пилотном проекте уже увидеть.

Но вместо этого майнерам отключают свет и увеличивают налог на электроэнергию в 10 раз.

Сапар Ахметов, председатель Казахстанской ассоциации блокчейн-технологий:

– В США, наоборот, освобождают от налогов, привлекают к себе майнинговые компании, для того чтобы криптовалюты в основном были у них. Сейчас 60% всей криптовалютной индустрии – в США. Россия это поняла. Сегодня они, наоборот, помогают, освобождают от налогов.

С января 70 легальных ферм перестали добывать криптовалюту. За каждый месяц простоя  дата-центр Дин-Мухаммеда Маткенова теряет порядка 300 тысяч долларов. Он свернул производство здесь и отправляется на зарубежные «рудники».

Дин-Мухаммед Маткенов, учредитель дата-центра по добыче криптовалюты:

– Мы частично переезжаем в Россию, в одну скандинавскую страну. Мы почти 130 человек уволили перед Новым годом. Потому что нас ограничили с октября, ноября. В декабре у нас уже не было денег платить им зарплату.

А вместе с дата-центром Дин-Мухаммеда в дальние страны уедут и миллиарды тенге налогов. Пострадает от этого не только бюджет, но и заводы, у которых майнеры покупают материалы для оборудования.

Дин-Мухаммед Маткенов, учредитель дата-центра по добыче криптовалюты:

– Мы у алматинского вентиляционного завода купили почти на полмиллиона долларов вентиляторов. Только мы, одна компания. Это очень хорошая сделка для этого завода. Также и кабели – сотнями тысяч долларов.

Дин-Мухаммед уверен: если в ближайшее время майнерам свет не дадут, то все легальные компании уедут из страны. Добывать криптовалюту останутся только серые игроки, с которыми пока безуспешно пытаются бороться чиновники.

– Нужны жесткие требования именно с технической части. И нужно признать на сегодняшний день майнинг как индустрию, как промышленную индустрию. Потому что у нее энергоемкость, она промышленная. Только наша одна компания потребляет 100 мегаватт.

Столько же электроэнергии тратят все жители Темиртау. Но законом эта индустрия никак не регулируется. Скоро будет, заверил министр цифрового развития. Майнинг станет лицензированной деятельностью.

Багдат Мусин, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК:

– Основные критерии – это соответствие техническим требованиям, наличие необходимого оборудования, соответствующих помещений по пожарной безопасности и других. Также мы выработаем систему квотирования электроэнергии с разработкой отдельной тарификации, что позволит выстроить прозрачный процесс.

Багдат Мусин пообещал создать и криптобиржу, а также определить четкие правила игры на рынке. Он уверен, так они выведут из тени серые майнинговые фермы. Сейчас же найти их – большая удача.

Жандос Нурмаганбетов, вице-министр энергетики РК:

– Мы даже не до конца понимаем, где он именно расположен. Сотрудники комитета не могут обойти весь город, чтобы определить. Мы с соответствующими запросами обращаемся в энергопередающие и энергосбытовые компании: «Дайте нам майнинг, который есть». Нам не дают. Здесь надо понять: либо они не знают, либо эта информация скрывается.

Одну незаконную ферму смогли отыскать в Карагандинской области. Железные контейнеры были набиты оборудованием на 6 миллионов долларов. Там добывали криптовалюту. Майнеры получили разрешение подключиться к электросетям. Но, оказалось, нелегально. Под следствие попал председатель правления экономической зоны.

Чиновники жалуются, что в стране образовался дефицит электроэнергии. И винят в этом снова майнеров. Криптодобытчики предлагают покупать для них мощности в России. Они готовы за это платить. Но их предложение пока не рассмотрели. Майнеры уже не верят в светлое будущее в Казахстане. Около 30% предпринимателей перевезли фермы на зарубежные площадки.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.