{metadescription}
«Целью было смещение высшего руководства»: кто стоял за январскими беспорядками
«Целью было смещение высшего руководства»: кто стоял за январскими беспорядками

«Целью было смещение высшего руководства»: кто стоял за январскими беспорядками

На этой неделе наконец появились предварительные итоги масштабного расследования январской трагедии. В понедельник Генпрокуратура назвала новые цифры по погибшим во время беспорядков. Так, по официальным данным, жертвами кровавых событий стали 230 человек. Следствие все еще выясняет, кто из них был мирным митингующим, а кто – преступником.

Берик Асылов, генеральный прокурор РК:

– Мы увидели сращивание экстремизма, криминала и религиозного радикализма. Если бы не решительные действия государства, за этими волнами могли бы последовать и другие. На конечном этапе – силовой захват власти. При этом можно сказать, что все действия носили скоординированный характер. Налицо спланированная акция.

В Генпрокуратуре готовы представить все детали расследования, но только после окончательного завершения громкого дела. Вопросов еще очень много. Сейчас следствие уверено в одном: главной целью массовых беспорядков был силовой захват власти.  

Кто мог быть причастен к неудавшемуся госперевороту и какие выводы нужно сделать правительству?

О том, как расследуют январские события, решили рассказать лично генпрокурор страны, министр внутренних дел и председатель антикоррупционного ведомства. На пленарном заседании Мажилиса они сразу подчеркнули: следствие по трагическому январю еще не окончено, но уже есть предварительные итоги. Силовики показали депутатам шокирующие кадры беспорядков, которые ранее нигде не публиковались: как толпа шла по главным улицам Алматы, сжигала машины, нападала на полицейских, военных, медиков и пожарных. Террористы штурмовали здания и все это сами снимали на камеру.

По последним подсчетам, в погромах по всей стране приняло участие больше 50 тысяч человек. 30 тысяч из них – в Алматы. Силовики подтверждают версию о трех волнах: все начиналось мирно и спокойно, затем к митингующим подключились экстремисты, а потом и криминальные банды. В итоге 11 регионов погрузились в хаос.

Берик Асылов, генеральный прокурор РК:

Начались погромы, поджоги. Этим хаосом воспользовались вооруженные радикалы, устроив точечные атаки по разным объектам. Из арсеналов военных и специальных органов было похищено почти 3 тысячи единиц оружия. Более 2 тысяч единиц оружия до сих пор находится в руках у преступников. В том числе автоматы, ружья, пистолеты, гранатометы, а также гранаты. Ими можно вооружить целый полк. Понятно, что мирным жителям это оружие не нужно. Его похищали для масштабной дестабилизации ситуации в стране.

В общей сложности полицейские расследуют почти 3 тысячи уголовных дел. 90 из них – по статье «Убийство». Больше 2 тысяч – «Кража». 184 человека арестованы. Их подозревают в тяжких и особо тяжких преступлениях. Но депутаты требуют ответа на главный вопрос: кто же стоял за январскими событиями?

Канат Нуров, депутат Мажилиса Парламента РК:

Не понял, кто был заказчик, кто был организатор этого госпереворота?! Не вижу общей картины заговора, да. И в этом смысле у меня вопрос: есть ли хоть какая-нибудь рабочая версия того, каков был план заговорщиков и кто в итоге должен был их возглавить?

Берик Асылов, генеральный прокурор РК:

Более двух месяцев идет расследование, но самые главные вопросы: кто организатор, кто должен был возглавить все это, кто зачинщики? Это все очень крупные и серьезные вопросы. Сразу ответить, кто был организатором и исполнителем, в настоящее время затрудняюсь.

Зато в Генпрокуратуре назвали точное количество погибших в трагических событиях. В списке оказалось 230 человек. 19 – это военные и силовики. 20 случайных жертв, больше всего их в Алматы. Правда, депутатов не устроили эти цифры. Мажилисмены требуют опубликовать имена и фамилии погибших. Но в Генпрокуратуре заявили, сделать этого пока не могут. Сложно определить, кто был мирным протестующим, а кто – преступником. При этом министр обороны подтвердил, среди участников погромов действительно было немало подготовленных людей.

Руслан Жаксылыков, министр обороны РК:

На первый взгляд кажется хаосом, но четко прослеживалось наличие людей, четко прошедших подготовку – не только по применению оружия, а также и по тактике действия людей специального назначения. Например, во время охоты обычный человек передвигается с оружием боком, скрещивая ноги. Военнослужащий или человек, прошедший специальную подготовку, никогда ноги перекрещивать не будет; он будет передвигаться только приставным шагом.

Понятно, что все это происходило не без участия самих же силовиков. В госизмене подозревают экс-главу Комитета нацбезопасности Карима Масимова и троих его заместителей. Бывшего шефа КНБ обвиняют также в попытке захвата власти, превышении полномочий и коррупции. Ему грозит 17 лет тюрьмы. Тем временем правозащитники заявляют, организация госпереворота готовилась не менее двух лет.

Айман Умарова, адвокат, руководитель комиссии «Ақиқат»:

Только президент смог своими действиями остановить этот хаос и сохранить государство. Это нужно отметить. После прихода к власти Токаева и создания Национального совета доверия начали проводиться политические и другие реформы. Особое внимание президент уделял правам человека, что для Комитета национальной безопасности, обладающего безграничной властью и держащего людей в терроре, ситуация начала выходить из-под контроля.

Планируемый переворот начался с информационной атаки на действующую власть, уверена адвокат Айман Умарова. Дискредитация велась в том числе через социальные сети. А вот решающую точку в этом вопросе рассчитывали поставить как раз во время беспорядков. Для этого, по словам правозащитницы, в страну даже завезли радикально настроенных иностранцев. 19 были задержаны.

Айман Умарова, адвокат, руководитель комиссии «Ақиқат»:

Очень много этнических казахов из дальнего и ближнего зарубежья. Среди митинговавших 5 января было много азиатов, не владеющих ни казахским, ни русским языками. В настоящее время мы располагаем информацией о том, что, начиная с 2019 года, в Казахстан заехали из Афганистана и некоторых других стран лица, получившие определенный статус, чьи данные, паспорта аннулированы недавно после январских событий, а сами они покинули Казахстан, выехав в Турцию и Европу.

Под следствием после январских событий оказались и те, кто расследует трагедию. Силовиков обвиняют в пытках. Заведено 234 уголовных дела. Материалы по восьми сотрудникам КНБ уже переданы в прокуратуру. Еще один полицейский задержан за применение утюга в ходе допроса. Все факты проверяет специальная комиссия. И она часто сталкивается с проблемами.

Айман Умарова, адвокат, руководитель комиссии «Ақиқат»:

Мы по регионам ездим, прокуроров очень сложно вытащить на разговор. Прокуроры не принимают, заставляют ждать. Людей вообще не принимают. Адвокаты стоят там, не могут сдать свои жалобы. То, что касается обычных, простых людей, так вообще они не желают с ними разговаривать. Я имею в виду, в регионах прокуратура. Поэтому очень низкий уровень открытости.

Открытость теперь демонстрирует сам президент. Касым-Жомарт Токаев заявил, что госпереворот пытались организовать известные в стране люди. Правда, пока никаких фамилий он называть не стал. Но озвучил, чем руководствовались заговорщики.

Касым-Жомарт Токаев, президент Республики Казахстан:

Мы перешли к кардинальной трансформации Казахстана. Это не понравилось некоторым влиятельным людям. Они хотели продолжать свои незаконные действия. Матерые преступники, вооруженные бандиты и чиновники – государственные изменники. Они создали подпольную группу. Одно могу сказать: имела место масштабная, детально разработанная операция, целью которой было смещение высшего руководства, его дискредитация в глазах народа и зарубежной общественности. Поэтому заверяю, что все виновные в этих трагических событиях понесут наказание, какие бы должности и позиции в обществе они ни занимали.

Наказание получат и те, кто применял пытки в отношении задержанных, отметил глава государства. Президент Токаев поручил силовикам регулярно докладывать о ходе следствия.   

Касым-Жомарт Токаев, президент Республики Казахстан:

– Мы признали факты, когда сотрудники правоохранительных органов применяли к задержанным запрещенные методы дознания и даже пытки. Такие варварские проявления средневековья противоречат принципам любого прогрессивного общества. На сегодняшний день конкретный орган, ответственный за это направление, отсутствует. Подобная практика чревата определенными рисками. Поэтому предлагаю закрепить эти функции за Генеральной прокуратурой.

Что касается окончательных итогов расследования, их, вероятно, осталось ждать не так долго. Президент обещает, что скрывать от общества ничего не будут. Нужно лишь довести это дело до конца.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире