{metadescription}
«Плавали паласы и мебель»: в регионах устраняют последствия паводков
«Плавали паласы и мебель»: в регионах устраняют последствия паводков

«Плавали паласы и мебель»: в регионах устраняют последствия паводков

В Карагандинской области на этой неделе боролись с талыми водами. В самом крупном регионе страны зафиксировали порядка 50 дорожных переливов, в том числе и на республиканских трассах. Некоторые участки пришлось временно закрывать. Однако особенно тяжелым выдался паводковый период в областном центре. Караганда оказалась не готова к воде, пришедшей из степи. 50 семей пришлось эвакуировать, несколько многоэтажек отключили от электроэнергии, затопило больше 200 дворов и домов, порядка 20 семей до сих пор не могут вернуться в свои квартиры. Все из-за того, что их многоэтажки построены слишком близко к реке.

Назгуль Досжанова:

– У меня в данный момент Ораза причем. Вот на улице ходим. И мне неудобно, например, у друзей оставаться. Сколько я могу у них оставаться?

– А вот гостиница?

– А там вообще туалета, ничего нету, воды нету.

Тем временем на западе страны закрывают эвакуационные пункты. Жители, чьи дома затопило, должны покинуть их до конца недели. Однако многим некуда податься, в комнатах до сих пор стоит вода. Боятся пострадавшие и инфекционных болезней – скважины с питьевой водой залило грязью и нечистотами.

Пострадавшие от паводка в дачном массиве Актобе вынуждены вернуться в затопленные дома. Многодетная семья Ахметовых смогла обустроить лишь одну уцелевшую комнату. Правда, четверым малышам здесь тесно. Податься шумной компании некуда, в эвакуационных пунктах при школах дети то и дело устраивают истерики. Взрослые всю неделю ждали членов специальной комиссии, но до их дома они так и не дошли. Тогда Светлана сама отправилась за помощью. Женщина попросила у чиновников строительные материалы, но получила отказ.

Светлана Ахметова:

– Он говорит: «Вы сами виноваты. Вам дали участок под дачу, а вы там дом построили». Я говорю, «Ну, извините, я уже сколько лет стою в очереди, вы не помогаете». Мне элементарно волонтерская команда «Асар комек» купила этот дом, потому что на правительство я уже вообще не надеюсь. Он говорит: «Ну, по закону (и вот так бумажкой трясет) я вам вообще ничем не обязан».

Но и тем, чьи дома комиссия посетила, не дают никаких обещаний. По официальным данным, в областном центре пострадало больше 100 домов. Около половины из них имеют статус индивидуального жилищного строения, остальные – это дачи, но для многих они являются единственным жильем.

Чудом миновала стихия дома в Акмолинской области. В Целиноградском районе на улицы хлынули талые воды с полей. В поселке Коянды дети не могли добраться до школы.

– Оба-а-алдеть! Куда мы плывем?

– С нами ЧСники едут. Ужасно! Ничего себе, сколько здесь воды!

В соседнем шахтерском регионе удар на себя принял областной центр. Караганда оказалась не готова к такому. Подтопило свыше 200 дворов и домов на окраинах. Некоторых жителей даже пришлось эвакуировать. Учащихся двух гимназий отправили на дистанционное обучение. Со школы их вывозили в ковше трактора.

– Установили переправу. Дети с родителями возвращаются со школы. Кого на руках переносят.

Пострадал от стихии и вот этот некогда спальный район, который стремительными темпами превращается в будущий центр Караганды. Здесь появляются новые административные, медицинские организации и, конечно, жилые многоэтажки. Из-за отсутствия ливневых стоков эти улицы сейчас больше похожи на место, где проходили ожесточенные бои. И кажется, что в роли проигравших – жители этих домов.

Географически этот перекресток находится в низине, и уже по известному маршруту сюда пришла вода из степи. Чиновники ее, конечно, ждали, тем более что о резком потеплении синоптики сообщили почти за неделю. Специалисты соорудили искусственные дамбы и арыки, но подвалы все равно затопило. Добралась вода и до следующего перекрестка. В итоге некоторые участки пришлось перекрывать несколько дней подряд.

– Просто, вы видите, что здесь все в воде!

Талые воды буквально залили микрорайоны – эксперты назвали эту картину расточительством, особенно сейчас, когда Казахстану грозит дефицит водных ресурсов. К тому же последние зимы были небогаты на осадки. При этом в регионе немало водоемов, которые на грани обмеления.

Бахыт Кантарбекова, инженер-гидротехник:

– С этими точечными застройками со всеми – что эти ливневки существующие просто закатали в асфальт. И хочу сказать, что в целом нарушена вся водная экосистема. В Караганде нет единой схемы отвода паводковых и грунтовых вод. Природа нам помогла, мы должны были эту воду удержать и направить в нужное русло.

В другом районе Караганды, в частном секторе, виноватых пока не ищут. Жители заняты откачкой воды из домов. Она здесь стояла несколько дней. Старенькие строения, полы и брусчатка деформировались. Много техники пришло в негодность.

Дмитрий Бусыгин:

– Зашла в дом. Ну что, паласы плавали, как бы мебель – частично. Ночевали кто где. Там дети у тещи ночевали, я здесь, возле дома, в машине. В общем, по-спартански. Вот вчера прошел дождь, вода начала подниматься в коллекторе, мы вызвали ЧС и буквально вот до трех часов сидели, в колодце откачивали.

Канализационные сети большей части этих домов подключены к ливневым каналам. Поэтому вода к жителям пришла из унитазов и внутренних труб. Ничего криминального люди в этом не видят; говорят, врезались еще в советские годы. Понятно, что за стоками все это время никто не следил.

– Ну, наша ливневка, говорят, она нечищеная, она старая. Здесь рабочие работали, промывали, но не получилось у них ничего.

Паводки лишили электроэнергии жителей этих многоэтажек. Вода заполнила подвалы очень быстро, под ней осталась и щитовая. Люди пытались спасти скоропортящиеся продукты. 

Толеутай Тогелбаева:

– Выжили. Сегодня уже, конечно, беспокойно. Потому что даже продукты пришлось выкинуть кое-какие, которые скоропортящиеся, а спустили в морозильную камеру, потому что она еще держит холод. Нам полегче, это детям маленьким… Вчера мы своего внука почти до 11 на улице водили, гуляли. Потому что он говорит: «Там фонарь, там светло».

Кажется, что талая вода пролила свет на коммунальные проблемы Караганды. Вопрос заброшенных ливневых каналов существует уже давно, но этой весной он буквально волной накрыл практически весь город. Чиновники пообещали ускориться. Правда, сроков окончания работ называть не стали.

Мейрам Кожухов, заместитель акима г. Караганды:

– Их нужно все паспортизировать, признать бесхозяйными, принять на баланс города и потом, в последующем, передать предприятию, которое будет их обслуживать ежегодно, ежемесячно, будет следить за их состоянием, за их очисткой и в последующем полностью эксплуатировать.

Похоже, что большая вода обнажила огромные проблемы. Так выяснилось, что эти три дома возвели прямо в русле реки Букпа. До 2018 года строительство на этом месте было под запретом. Но многоэтажки все-таки появились, и квартиры в них быстро раскупили. Однако сейчас этот район уже не выглядит таким привлекательным. В одну ночь жителям пришлось экстренно покинуть свои квартиры. Вода зашла в подвалы, возникла угроза замыкания электропроводки. Позже чиновники и вовсе заявили, что жить в этих домах, возможно, небезопасно.

– Почем-то в 18-м году кто-то разрешил построить эти дома, в которых невозможно жить. Мы стоим прям на реке.

Жилой комплекс сейчас исследуют специалисты КазМИРРа. На стенах установили маячки. Ночью полицейские охраняют территорию от мародеров. Жителям одного дома уже разрешили вернуться в квартиры. В остальных двух продолжается осмотр. Опасения вызывает постройка, расположенная ближе всех к реке.

С момента сдачи этих домов в эксплуатацию руководство города сменилось. Новое давать оценку своим предшественникам не берется. Но нарушения, похоже, есть.

Мейрам Кожухов, заместитель акима г. Караганды:

– Подрядчик, строя эти дома, заузил русло реки, положив туда трубу не того диаметра, которая может справиться с пиковыми нагрузками. При строительстве он уложил трубу и сверху засыпал грунтом, то есть тем самым создал узкое горлышко. Сейчас вот разбираются, был ли проект, не был. Либо с кем он был согласован.

Амантай Тусупбеков ради приобретения жилья в элитном районе продал свою прежнюю квартиру, снял пенсионные накопления вместе с супругой. О том, что дом построен близ реки, мужчина не знал. Проверить свое жилище аксакал приходит каждый день. Гуляет вокруг, ждет официального разрешения, чтобы вернуться домой, но уже готовится ко всему.

Амантай Тусупбеков:

– Сказали, не оставят нас. Если нельзя будет здесь жить, сказали, дадут другую квартиру. Аким области даже пообещал. Конечно, верим, все-таки в Казахстане живем, хочется в лучшее верить. Наверное, не обманут, на улице не оставят.

Пенсионер с семьей сейчас живет у родственников, заселиться в предоставленную акиматом гостиницу отказался. Говорит: возможно, кому-то нужнее. На исследования их дома уйдет не меньше недели. Тогда и станет известна судьба этих построек.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире