{metadescription}
«Грабят ограбленных»: алматинский стрелок Игорь Дужнов винит во всем банки
«Грабят ограбленных»: алматинский стрелок Игорь Дужнов винит во всем банки

«Грабят ограбленных»: алматинский стрелок Игорь Дужнов винит во всем банки

Громкий процесс по делу алматинского стрелка Игоря Дужнова близится к завершению. На этой неделе обвинение запросило для 54-летнего мужчины пожизненное заключение. Подсудимого обвиняют по нескольким статьям. Основная – это «Убийство». Дужнов открыл стрельбу, когда его пытались выселить из дома. Он убил двоих участковых, нового хозяина недвижимости, его друга и судебного исполнителя.

Алишер Мирзаханов, помощник прокурора г. Алматы:

– Окончательно назначить Дужнову пожизненное лишение свободы без конфискации имущества, с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы чрезвычайной безопасности. Исковые заявления потерпевших сторон удовлетворить и взыскать с Дужнова в пользу государства процессуальные издержки и принудительный платеж в фонд потерпевших в размере 30 МРП.

Родные погибших с такой позицией согласны. Они также потребовали привлечь к уголовной ответственности супругу и дочь Дужнова за соучастие в преступлении. Выступили и против регулярных встреч стрелка с родственниками на протяжении всего времени отбывания наказания. При этом сам подсудимый по-прежнему утверждает, что другого выхода у него не было.

Игорь Дужнов, подсудимый:

– Я всегда готов защищать свою семью и, если потребуется, страну, не жалея своей жизни. Я рад, что после этого случая президент Казахстана ввел мораторий на выселение и отменил многие законы, которые отравляли жизнь многим моим соотечественникам.

Что изменилось в законодательстве после трагедии и как новшества оценивают эксперты? Последнее слово Игоря Дужнова длилось всего три минуты. Впрочем, его речь особо не отличалась от показаний, которые он давал на протяжении следствия. Мужчина утверждал, что его семью довели до отчаяния якобы из-за неправомерных решений.

Игорь Дужнов, подсудимый:

– Я никогда не испытывал и не испытываю никакой ненависти к потерпевшим, потому что они порождение системы, которая уничтожает страну. Участковые за пару дней до выселения обещали защитить мою семью от судебных исполнителей. Но небольшое вознаграждение от Абенова [Мурата, судебного исполнителя], к сожалению, поменяло их планы. Тем более один из участковых – был выходной после смены – и должен был быть дома.

Выселение, которое обернулось трагедией и шокировало всю страну, произошло осенью прошлого года. Кровавая драма разыгралась в алматинском микрорайоне Акбулак. Тогда у Игоря Дужнова и его семьи пытались забрать дом, который банк продал за долги. Мужчина открыл огонь на поражение. Из охотничьего ружья он убил пятерых человек: двоих участковых, нового хозяина недвижимости, его друга и судебного исполнителя.

Динмухаммед Омаров:

– Все произошло за несколько минут. Мы были на работе, вот здесь рядом. Услышали стрельбу. Выстрелов, наверное, 7-8 было точно.

После широкого резонанса должности лишился начальник местной полицейской службы. Перед выездом на выселение стражи порядка должны были проверить информацию о наличии оружия у владельца дома. Но этого никто не сделал.

Позже выяснилось, проблемы начались задолго до страшного дня. Кредит – больше 100 миллионов тенге – семья Дужнова взяла в 2011 году. А в качестве залога предоставила свой дом и коммерческую недвижимость. Ее пустили с молотка, так как платить по счетам супруги не спешили. Анаид Демирчян утверждала, банк продал имущество ниже оценочной стоимости. Вот и Дужнов в последнем слове обвинил во всем финансистов.

Игорь Дужнов, подсудимый:

– У нас в стране все те, кто что-то реально делает, все в кредитах. Но, мало того что банки загоняют в грабительские условия кредита, внутри банков орудуют целые банды мошенников, которые грабят ограбленных. На сегодня люди Казахстана очень разделены материально. И очень большой запрос на справедливость.

По данным Первого кредитного бюро, общая сумма долга казахстанцев перед банками приблизилась к 11 триллионам тенге. Это почти на 43% больше, чем в прошлом году. Чаще всего граждане оформляют беззалоговые потребительские кредиты, на втором месте – ипотечные. Занимают деньги и на покупку авто.

Расул Рысмамбетов, экономист:

– Рост будет. Но он будет сдерживаться регуляторно, я думаю. Высокая скорость в получении кредитов и роста кредитов – это не потому, что людям нравятся кредиты, а потому, что у людей средств нет. Это процесс не необратимый процесс, исправимый. Но он исправляется не на уровне банков. Он исправляется на уровне политики правительства. Потому что, ну, надо работать; значит, создавать рабочие места с хорошими заработными платами.

Трагедия, произошедшая в Алматы, заставила переписать законы. Теперь заемщик может самостоятельно продавать имущество. Реализовано оно должно быть за сумму не менее 75% от оценки банка. Новшеством уже воспользовались больше 600 человек.

Дмитрий Акмаев, гл. специалист управления Агентства по регулированию и развитию финансового рынка РК:

– Теперь обязывают организации, прежде чем реализовать имущество должника, предоставить ему право на самостоятельную реализацию. На это дается три месяца. При этом у него должна быть оценка, которая была сделана не позже, чем за полгода до начала реализации. Пошли на это, потому что действительно наблюдался низкий интерес к аукционным закупкам. И зачастую имущество продавалось не намного выше от оценочной стоимости. Дополнительно стоит запрет на выселение социально уязвимых слоев населения.

А вот юристы считают, что продавать залоговое имущество самостоятельно людям будет непросто.

Абзал Касымжанов, юрист:

– Когда потенциальный покупатель видит объявление, и, будучи, осознавая, что имущество находится в залоге, это в какой-то степени может оттолкнуть потенциального покупателя, поскольку люди не хотят связываться с проблемным активом. Даже если оно будет реализовано в рамках закона, в любом случае предыдущий собственник жилья – он может оспаривать эту сделку. Это его право.

Специалисты подчеркивают, при принятии новых мер обязательно нужно учитывать интересы банков.

Абзал Касымжанов, юрист:

– Я полагаю, таких мер пока что достаточно. Но, опять-таки, практика покажет эффективность применения таких мер. Защищаются интересы и права простых граждан, но вместе с тем нужно учитывать интересы кредитора.

Учитывать нужно и другие обстоятельства. Следователи доказали, что Дужнов планировал преступление. Совершил девять выстрелов всего за восемь секунд. Без специальной подготовки это сделать сложно. Впрочем, на суде стрелок признался, что участвовал в боевых действиях на Донбассе.

Али Давильбеков, председатель Союза ветеранов войны в Афганистане «Абырой» г. Алматы:

– Человек хладнокровно стрелял. Это абсолютно подготовленный человек. И то, что он там где-то в СВГ, он там научился стрелять, это все там, ну, мягко говоря, не точно. Потому что там практически ничему не учили – там, в армии советской. Просто так убить человека очень сложно. Надо пройти вот этот барьер – убийство человека. То есть надо, надо научиться убивать людей.

Какой срок дадут Дужнову за убийство пятерых человек, станет известно уже во вторник. Судья вынес приговор. А вот дальнейшая судьба дома, где произошла стрельба, пока малопонятна. В региональной палате частных судебных исполнителей заявили, что производство приостановлено из-за смерти нового хозяина дома Нурахмета Турганова, которого застрелили при выселении. Его близкие родственники с заявлениями пока не обращались. Известно, что сейчас здесь по-прежнему живет семья Игоря Дужнова.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.