{metadescription}
«Бандитские методы»: как ловят призывников и почему солдаты гибнут в мирное время
«Бандитские методы»: как ловят призывников и почему солдаты гибнут в мирное время

«Бандитские методы»: как ловят призывников и почему солдаты гибнут в мирное время

Казахстанскую армию сотрясают скандалы. За месяц в Жамбылской области потеряли уже двух срочников. Оба солдата погибли при загадочных обстоятельствах. На этой неделе похоронили 18-летнего Алибека Калбая. В рядах Вооруженных сил он прослужил всего несколько дней. 

Парень потерял сознание на построении и умер прямо на плацу. Срочник даже не успел принять присягу. Родные говорят, Алибек не хотел служить. Но, как и десятки других новобранцев, испугавшись штрафа за уклонение, пошел в армию. Общественников беспокоят не только методы военного воспитания, но и тот факт, что некоторых парней забирают служить едва ли не насильно.

Лола Касымова, общественный деятель:

То, что они детей забирают без предупреждения, у детей забирают сотки, дети не могут предупредить родителей, родители ездят ищут по всему городу. Ну извините, как бандитские методы.

Трагический инцидент шокировал казахстанцев. И дошел даже до Акорды. Касым-Жомарт Токаев поручил взять дело о гибели срочника под особый контроль.

Глава государства считает, что необходимо досконально во всем разобраться и установить истинные причины произошедшего. Недопустимо, чтобы военнослужащие гибли в мирное время, заявил президент.

18-летнего солдата Алибека Калбая из Акшукура Мангистауской области похоронили в понедельник. Говорят, он не хотел в армию, только отучился и устроился работать. Но, испугавшись огромного штрафа за уклонение, все же пошел служить.

Солдат-срочник Сухопутных войск (его отправили служить в Отар) упал замертво на утреннем построении. Родственникам тут же назвали возможную причину – отравился кашей, съел две тарелки. Но в эту версию близкие не верят.

Рысгуль Толегенова, родственница Алибека Калбая:

Мы не верим в то, что наш ребенок просто так умер. Никто больше не отравился. У него на теле синяки и гематомы. Мы считаем, что его избили, и требуем наказать виновных. Нам вначале сказали, камер наблюдения нет. Но, как оказалось, камеры там есть, но они не работают уже около восьми лет. Почему? Мы хотим справедливости.

В Министерстве обороны факт насилия, конечно, отрицают. Синяки, о которых говорят родственники, судебная экспертиза назвала трупными пятнами.

Серик Бурамбаев, зам. начальника Генерального штаба ВС РК:

Поверьте, мы сами заинтересованы в объективном расследовании. Потому что командиры всех степеней несут не только юридическую, но и моральную ответственность перед родителями и государством в целом за жизнь и здоровье подчиненных.

Следствие по факту загадочной смерти солдата еще ведется. Окончательные итоги огласят не раньше чем через месяц.

Нет результатов экспертизы и по другому, еще более странному, происшествию. За две недели до гибели Алибека Калбая в Кызылординской области похоронили 19-летнего военнослужащего пограничной заставы. Улугбек Бердишов служил в горах Меркенского района Жамбылской области и внезапно пропал без вести. Его искали ровно 40 дней, а нашли уже в Кыргызстане повешенным на скале.

Бауыржан Мереков, дядя:

Его нашли в горах. Голова за шею была привязана к камню. Вот так криво он висел, как будто лежал. Отекший был. Но совсем не похоже, что он там висел целый месяц. Нам кажется, что вначале его куда-то спрятали и долго там держали. Там, говорят, контрабанда процветает, может быть, он что-то увидел, что не надо было. Он не мог сам себя убить.

Родные солдата говорят, что тело Улугбека висело на скале в положении полулежа. А одежда, которую нашли рядом – это рубашка, шапка, бушлат и ремень, – выглядела будто из химчистки. Уголовные дела завели сразу в двух странах.

Пограничная служба Комитета национальной безопасности РК:

По данному факту РОВД Панфиловского района Чуйской области Кыргызской Республики начаты следственные мероприятия. Предварительный диагноз: механическая асфиксия, без признаков насильственных действий.

У погибшего срочника Улугбека Бердишова – ему, кстати, служить нравилось – растут еще два брата. Но безутешная мать, потерявшая одного сына, теперь боится отпускать в армию остальных.

Орынкул Мерекова, мать Улугбека Бердишова:

У меня забрали кормильца. Он был нашей опорой и поддержкой, и сейчас его нет. У меня сейчас растет еще два сына. Скажите, после того, что произошло с Улугбеком, как мне теперь в армию их отпустить? Не просите и не надейтесь! Своих сыновей я больше в армию не отправлю!

Напугали родителей и кадры, как на неделе в Шымкенте ловили призывников по темным переулкам. Министерство обороны объяснило: так ведут поиски тех, кто уклоняется от воинской службы. У женщины в Таразе сына тоже забрали в армию прямо с улицы. Мать говорит: недавно ему сделали операцию на сердце, но в военкомате об этом якобы даже слушать не стали.

В темень такую куда они их отправили? Я сейчас поеду в военкомат. Вы к людям относитесь как к нелюдям, никакой информации вы не даете!

Общественники возмущены. Говорят, такие методы военкомы используют уже третий год. И с этим нужно что-то делать.

Лола Касымова, общественный деятель:

Ну извините, как бандитские методы. Я считаю, что это неправильно. Вот у меня ребенок призывного возраста, но я, например, не доверяю, я боюсь. И то, что они постоянно, военные, закрываются от народа, это как бы вызывает недоверие. Нет контакта, нет разъяснения. Командиры, я считаю, не могут не знать, что происходит, а если они не знают, то это их недоработки, это их отношение и расхлябанность.

Новый министр обороны недавно заявил, что не видит ничего плохого в том, как новобранцев забирают в армию. Руслан Жаксылыков уточнил: воинская служба – обязанность каждого гражданина.

Руслан Жаксылыков, министр обороны РК:

В Конституции прописано, что воинская служба в защите государства это обязанность каждого гражданина. Если гражданин самостоятельно не прибывает, то мы объявляем в розыск, мы принимаем все установленные законом меры, чтобы выполнять закон. Кто закон нарушает, соответственно, к ним применяются законные меры.

Впрочем, наличие проблем в ведомстве министр отрицать не стал. Но уточнил, что сейчас они работают над тем, чтобы служить в армии было не страшно, а престижно.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире