{metadescription}
Цены растут, кредиты дорожают: зачем Нацбанк снова поднял базовую ставку
Цены растут, кредиты дорожают: зачем Нацбанк снова поднял базовую ставку

Цены растут, кредиты дорожают: зачем Нацбанк снова поднял базовую ставку

Продуктовая инфляция в Казахстане продолжает ставить рекорды. В Бюро национальной статистики подсчитали, за год 19 видов социально значимых товаров подорожали больше чем на 20%. При этом общая инфляция находится на уровне 12%. Но рост этот продолжится, не исключают экономисты. Неутешительного сценария придерживаются даже в Национальном банке. Чтобы поддержать экономику, финрегулятор решил снова повысить базовую ставку. На этой неделе ее подняли уже в третий раз с начала года. Теперь она равна 14%.

Галымжан Пирматов, председатель Национального банка РК:

В текущей ситуации, когда инфляция растет, инфляционные ожидания растут. Мы ожидаем, что уровень инфляции пока будет продолжать расти. Снижать базовую ставку, наверное, было бы неправильно и противоречило бы нашему основному мандату. По закону основная цель Национального банка – это сохранение ценовой стабильности в стране.

Эксперты тут же предрекли рост процентов по кредитам – потребительским и ипотечным. Заявляют, что от повышения базовой ставки в итоге выиграют только банки и те, у кого есть депозиты в национальной валюте. Остальные окажутся в проигрыше.

Арман Бейсембаев, экономист:

Одно дело, когда вы кредитуетесь под 8-10%, и другое дело, когда вам сейчас приходится кредитоваться под 15-17%. И это при самых лояльных условиях. А потребительское кредитование, на минуточку, чтобы понимать оценку по потребкредитованию, вы берете базовую ставку Нацбанка и смело умножаете ее на два. Вы получаете процентную ставку банка по потребительскому кредиту, сейчас уже, если вы захотите взять кредит наличными, ваша номинальная процентная ставка будет в районе 28-30%.

Специалисты не исключают, что базовую ставку вскоре могут еще раз повысить. К чему в ближайшее время стоит готовиться казахстанцам?       

Так часто базовую ставку в стране не повышали уже давно. За последнее время это произошло трижды. А всему виной резкий рост инфляции. Сейчас она находится на уровне 12% – это на три пункта выше, чем год назад. И этим недовольны в Нацбанке.

Галымжан Пирматов, председатель Национального банка РК:

На сегодня при нынешнем принятии решения на повестке снижение базовой ставки не стояло. В текущей ситуации, когда инфляция растет, инфляционные ожидания растут. Мы ожидаем, что уровень инфляции пока будет продолжать расти.

Галымжан Пирматов заявил, неутешительный для экономики сценарий разыгрывается на фоне ухудшающейся геополитической ситуации. И чтобы как-то стабилизировать обстановку, было решено повысить базовую ставку с 13,5 до 14%. Она может обеспечить рост экономики и сдержать обесценивание валюты, уверены в финрегуляторе.

А вот экономисты предрекают удорожание потребительских и ипотечных кредитов, для многих они станут просто недоступными.

Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений:

Доступ к кредитным ресурсам для физических и юридических лиц будет затрудненным, то есть увеличатся ставки по ипотечным кредитам, по потребительским кредитам. Ну и вообще по любым заимствованиям. Объем денег, которые есть в обращении, будет сжиматься. И соответственно, аппетиты предпринимателей по росту цен будут ограничены вот этой сжавшейся денежной массой. Ставка рефинансирования, она призвана загнать инфляцию в определенный коридор.

При этом эксперты не уверены, что повышение базовой ставки станет так называемым спасательным кругом для нашей экономики. Некоторые считают, что рост инфляции связан прежде всего с нестабильным курсом тенге. На ситуацию сейчас влияет множество факторов, в том числе геополитические риски и мировой рост цен.

Андрей Чеботарев, независимый финансовый аналитик:

Идея в чем. Что когда ставка высокая, люди меньше тратят. Меньше тратят – меньше растет инфляция. К сожалению, если бы все это сопровождалось очень стабильным курсом, это действительно было бы так. У нас курсовой канал больше влияет на инфляцию, чем кредит. Если мы опять будем «улетать» за российским рублем, то мы опять будем видеть всплеск.

Предыдущее повышение базовой ставки, по мнению экономистов, не решило проблему. Яркий пример резкий рост цен на продукты, за год они подорожали уже на 20 с лишним процентов. И первым курс на повышение взял сахар. Ценники переписывали несколько раз, а позже сладкий продукт на какое-то время и вовсе исчез с полок. В Минсельхозе сначала ссылались на низкую производительность местных аграриев, потом на запрет экспорта со стороны соседей. Теперь у министра пять причин.

Ербол Карашукеев, министр сельского хозяйства РК:

Это мелкотоварность производства, недостаток воды для полива и ручной труд при выращивании сахарной свеклы, изношенность сахарных заводов, а также демпинг цен со стороны российских производителей.

Чтобы окончательно избавиться от сахарной зависимости, в Минсельхозе на неделе предложили амбициозный план. В ведомстве считают: можно решить проблему с водой, в несколько раз расширить посевные поля, субсидировать фермеров и выдавать им льготные кредиты. Именно этого требовали аграрии Алматинской области еще в марте. Тогда они заявляли, что работают в убыток.

Только в нынешних реалиях, с повышением базовой ставки, рассчитывать на «легкие» деньги вряд ли придется. Экономисты считают, что новые процентные ставки для некоторых бизнесменов будут неподъемными. Понятно, что в этом случае в дело вмешается государство с льготным кредитованием. Но это невыгодно экономике. Всем происходящим возмутился депутат Мажилиса.

Аманжан Жамалов, депутат Мажилиса Парламента РК:

Правительство вынуждено выделять 500 миллиардов тенге на льготное кредитование и субсидирование, поскольку в экономике нет доступных кредитов. Возникает простой вопрос: кому это выгодно? Ответ так же прост, как и сам вопрос: банкам. Базовая ставка напрямую определяет доходы банков по нотам Нацбанка и облигациям Минфина. Национальному банку и Министерству финансов регулярно публиковать держателей нот и государственных облигаций и суммы полученного вознаграждения, чтобы граждане знали, какие банки зарабатывают на высоких ставках. Страна должна знать своих грабителей.

Ерлан Кошанов, спикер Мажилиса Парламента РК:

Мы острые темы должны поднимать. Крайне важно поднимать. И постоянно должны поднимать. Но гнаться за острым словцом – к примеру, как назвать грабителями должностных лиц государственных органов – я думаю, крайне недопустимо.

Депутат Жамалов считает, что Нацбанк чуть ли не сам провоцирует рост инфляции. В свою очередь экономисты заявляют, что удержать ее в существующем коридоре вряд ли получится. И пересматривать базовую ставку в сторону повышения, возможно,  придется еще не раз.

Арман Бейсембаев, экономист:

По марту мы отчитались, что у нас инфляция 12% и ставка 14%, реальная ставка плюс 2, правильно. И если мы до конца года увидим инфляцию в районе 20%, значит, базовую ставку нужно будет поднимать до 22%. Если инфляция будет в районе 24%, чего нельзя исключать, я сейчас просто беру квартал – месяц 12%, и потом просто умножаете. Самые просто усредненные оценки, вы просто умножаете эту цифру на два. И вы получаете год к году 24, вы получаете 24, а значит, ставку Нацбанка нужно повышать, и она будет в районе 26% годовых.

При этом специалисты говорят, что при каждом повышении базовой ставки увеличивается нагрузка на бюджет. И долго так продолжаться просто не может.

Андрей Чеботарев, независимый финансовый аналитик:

Такая ставка, она влияет и на расходы бюджета, потому что все вот эти льготные программы, например, «7-20-25»,  по ней ставка 7%. Но это субсидируемая ставка, то есть государство докидывает банкам до базовой ставки разницу. Таким образом, когда у нас ставка была 9-10%, субсидия была 3%. Сейчас субсидия уже 7%. Это расходы для бюджета.

Еще одним фактором неизбежного роста инфляции станет повышение зарплат врачам, учителям и полицейским. Чиновники не исключают, что с увеличением доходов подорожают не только продукты, но и недвижимость.

Ералы Тугжанов, заместитель премьер-министра РК:

Безусловно, всегда резкое повышение зарплаты влияет на увеличение инфляции. Есть этот момент, но это не означает, что мы должны сидеть сложа руки и ничего не делать. Есть системные и оперативные меры. Оперативные направлены на конкретное повышение зарплаты отдельно взятых компаний и в отношении тех компаний, где уровень зарплат очень низок.

Тем не менее вице-премьер признает, что не поднимать зарплаты рядовым сотрудникам невозможно. Власти надеются всеми способами снизить быстро растущую инфляцию, а может, и вернуть ее в прежний коридор. Правда, в такие оптимистические прогнозы эксперты не верят.

Повлиять базовая ставка может и на курс валют. Экономисты говорят, что ничего серьезного с тенге произойти не должно, он сейчас укрепляется. Но ждать, что в обменниках станут продавать доллар еще дешевле, чем сейчас, все-таки не стоит.

Арман Бейсембаев, экономист:

Основания для укрепления тенге, в общем-то, есть, но не на предыдущие уровни, не на 420 тенге, скорей всего, мы не вернемся. На этот год валютный курс заложен 460. И мы видим, что курс приседает на 450, 449 или 447, и чувствуется сопротивление, не хочет дальше. Хотя что мешало, нефть в районе 100, что мешало сигануть на 390?

Что касается базовой ставки, за год Национальный банк пересматривает ее восемь раз. Следующее решение финрегулятор должен озвучить в начале лета. Тогда же Галымжан Пирматов пообещал обнародовать точный прогноз по инфляции, а еще представить детальный план по стабилизации экономики.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Новости партнеров

Сейчас в эфире