«Если не доверяете, меняйте систему»: как будут проверять претендентов на «Алтын белгi»
В Министерстве образования снова взялись за эксперименты над школьниками. Теперь чиновники ужесточают требования к претендентам на «Алтын белгi». В следующем году те, кто захочет получить такой знак отличия, отправятся сдавать экзамен в независимую организацию – Назарбаев интеллектуальную школу.
Автор: Ирина Криштоп
14.05.2022
Гульмира Каримова, председатель Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК:
– Сдача одного предмета – алгебра, или математика, как говорится у нас повсеместно, данный предмет будет сдаваться в Назарбаев интеллектуальной школе. Такие школы есть у нас в каждом регионе. Поэтому каждому региону и учащемуся в данных регионах будет удобно приехать заранее и сдать в данной школе данный экзамен.
Делается это все ради академической честности, пояснил министр. Мол, слишком много у нас отличников получает высшую награду. К примеру, в прошлом году золотую медаль вручили почти 10 тысячам выпускников. Такую цифру Асхат Аймагамбетов назвал рекордной. А вот подтвердить свои знания на ЕНТ получилось не у всех.
Еще в министерстве решили, что одних итоговых пятерок претенденту на «Алтын белгi» недостаточно. Нужно, чтобы высокий балл был в каждой четверти, начиная с 10-го класса. Какие еще изменения ждут школьников?
В этом году на высшую школьную награду «Алтын белгi» претендуют 7 с половиной тысяч выпускников. Среди них алматинка Балауса Ауезова.
Балауса Ауезова:
– В нашей школе проводятся как дополнительные, так и основные занятия по подготовке к ЕНТ и госэкзаменам. На госэкзаменах у нас четыре основных предмета. Это у нас история Казахстана, казахский язык, русский язык и алгебра и начало анализа. И один предмет по выбору. Я выбрала всемирную историю.
Балауса решила поступать на юриста. С 5-го класса начала штудировать учебники, и теперь она лучшая ученица. Из всего выпуска Балауса единственная, кто претендует на знак «Алтын белгi». Девушка уверена в силе своих знаний.
Балауса Ауезова:
– Государственные экзамены будут проходить в стенах школы. Но я уверена, что смогу продемонстрировать свои знания. И для меня это очень хорошо, так как я чувствую себя более комфортно в родной школе и менее стрессовая обстановка.
Вывести из зоны комфорта медалистов решили в Министерстве образования. Уже в следующем году сдавать экзамен по математике отличникам придется в другой школе. Для чистоты оценки нужна независимая организация, заверили в ведомстве. Лучше всего подходит Назарбаев интеллектуальная школа.
Гульмира Каримова, председатель Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК:
– Мы должны будем рассматривать получение «Алтын белгi» со всех сторон. Это не только, получается, не только обучение в течение всех лет в данной школе на отлично. Но вместе с тем нам хотелось бы увидеть, что действительно эти оценки ставятся объективно и прозрачно.
Недоверие к учителям и школьникам возмутило депутатов. Ирина Смирнова, в прошлом директор лицея, уверена, что чиновники должны задуматься сначала о своей честности.
Ирина Смирнова, депутат Мажилиса Парламента РК:
– Извините, министры, у которых тоже есть вопросы к их диссертациям и их академической честности. Так вот к себе академическую честность они не предъявляют, они даже не объясняются, в чем проблема. А ребенок, который занимался всего годы на 5, его нужно подвергнуть сомнению. Если вы не доверяете, меняйте систему оценивания, меняйте систему подходов.
Независимые эксперты тоже не могут вычислить значение такого подхода.
Василий Шахгулари, эксперт ЮНЕСКО:
– Если мы ссылаемся на то, что, да, действительно должны проверить эти знания, то почему математика только? Потому что два предмета, мы знаем, являются основой всех предметов, которые изучаются в школе. Это язык – казахский, русский или другие языки. Второе – математика. Тогда получается, а что с языком делать? Там у нас все нормально, все хорошо, перепроверять не надо?
Василий Шахгулари задается вопросом: для чего вообще нужен знак «Алтын белгi»? Привилегий он дает немного. Чтобы поступить в университет, необходимо сдать ЕНТ. Баллы тестирования и решают, учиться медалисту на гранте или нет. К тому же из золота в награде только название.
Василий Шахгулари, эксперт ЮНЕСКО:
– В советское время изначально, когда начали выдавать золотые медали как так таковые, действительно они были слиты из золота. Сейчас таких медалей нет уже. Они не из золота сделаны. Раньше было, что они без вступительных экзаменов сразу зачислялись в вузы, а сейчас правила-то изменились, что они должны подтвердить ЕНТ.
У Табигат Жолымбет не получилось. Девушка – обладательница «Алтын белгi». К тому же она призер различных олимпиад. На национальном тестировании набрала 108 баллов. Государственный грант в желанном КазНУ ей не достался.
Табигат Жолымбет:
– У меня была последняя надежда на то, что в прошлом году, точнее, в 2020-м последний обладатель гранта набрал 108 баллов. Расстроило меня то, что в нашей образовательной системе на грант смотрят по итогам ЕНТ. «Алтын белгi» имеет привилегию только в том случае, когда только у нас, например, с кем-то баллы сравняются.
Но все же знак отличия девушке помог. В частной юридической академии она получила грант от ректора. Правда, не просто так.
Табигат Жолымбет:
– Нужно было сдать документы плюс портфолио со своими достижениями, и «Алтын белгi» обязательно нужно было предоставить. Получается, тут также идет отбор, когда сдаем документы, среди обладателей «Алтын белгi».
Депутат Ирина Смирнова считает, что требования к школьникам слишком суровые. Нужно хотя бы облегчить подготовку к ЕНТ.
Ирина Смирнова, депутат Мажилиса Парламента РК:
– Я постоянно предлагаю: выложите эти все вопросы до единого в свободный доступ. Но если будет по математике 50 тысяч или 100 тысяч вопросов выложено в свободный доступ. Человек будет их решать, ну и хорошо, пусть решает, но какой попадется тебе на экзамене, никто не знает, на тестировании. И пусть он попадется, но зато все увидят эти вопросы, если можно будет их вычистить все вместе. Показать там абсурдность какого-то вопроса или его вообще и актуальность.
Но спуску не дадут. Правила с каждым годом становятся только жестче. За нарушения наказывают. В марте из аудитории выгнали 259 человек за то, что они пользовались шпаргалками и подсказывали друг другу ответы. Их результаты аннулировали. Но больше возмутило директора центра тестирования, что задания выпускники сфотографировали и выложили в сеть.
Руслан Емелбаев, директор Национального центра тестирования:
– Были уволены три наших сотрудника, представители филиалов, и дело было передано в компетентные органы. Каждый тестовый вариант участника, он будет промаркирован. То есть мы отныне будем знать, если будет вынос материала и распространение, то есть кому принадлежал тот или иной вариант, то есть будут приняты меры, аннулирование результата.
Еще усилили информационную безопасность. Списать на ЕНТ вряд ли удастся.
Гульжан Досаева, директор гимназии:
– Если раньше аудитория одна, камер несколько. А здесь индивидуально на каждого ребенка отдельная камера отведена и место, а также компьютер. Пункт приема национального тестирования уже провели разъяснительную работу с техническими секретарями, а также нашими выпускниками.
За полтора месяца до аттестации чиновники от образования сделали еще одно объявление. В школы возвращают устные экзамены по истории Казахстана. Два года ученики сдавали предмет письменно.
– Так, ребята, 1932 год, с чем связана данная дата? В городе Алма-Ате была создана казахстанская база Академии наук ССР, которая в дальнейшем преобразовалась в казахский филиал.
Уроки истории Ляйло Черкесова преподает уже больше 25 лет. Говорит: письменные экзамены разучили детей правильно излагать мысли, анализировать и отстаивать свою точку зрения. А потому возвращение к прошлому педагога порадовало.
Ляйло Черкесова, учитель истории Казахстана:
– Некоторых это шокировало. Меня – нет. Я с радостью приняла. И когда я объявила детям, что мы будем сдавать устно экзамен, я говорю: «Ребята, не бойтесь». Они: «Как? Мы привыкли СОЧи писать». Я говорю: «Ничего страшного, вы так же наброски сделаете, подготовитесь, будете говорить, так же, как на уроке, будете отвечать». Мы имитацию своих билетов сделали. Ребята несколько раз пробовали, чтобы им было не страшно.
30 билетов, в каждом по три вопроса, Ляйло Черкесова подготовила сама. Экзаменационные задания Министерство образования еще не прислало.
Ляйло Черкесова, учитель истории Казахстана:
– Первый вопрос всегда касается или формулировки какой-то, или личности, или какого-либо события. Дальше идет второй вопрос, он более сложный, получается. Он уже ведет к тому, что ученик должен размышлять, анализировать, сделать вывод. Ну и третий вопрос обычно составляется из события. Мы должны показать, где плюсы. А где минусы.
Плюсы педагог увидела и в том, что учебники по истории Казахстана наконец статут едины для всех школ.
Ляйло Черкесова, учитель истории Казахстана:
– Каждый автор, каждое издательство прописывало там свои даты, свое. У нас в основном вот вопрос пошел, вот именно освещение событий по периодизации, по хронологии разная давалась трактовка. Уже много лет, начиная с 2004-го, было введено ЕНТ, у нас разные даты. Единый учебник дает одну-единую информацию, без различных личных дополнений.
С учителем соглашаются и эксперты. Но они опасаются, что в новых учебниках будут новые ошибки. А потому просят авторов сначала подучить историю.
Василий Шахгулари, эксперт ЮНЕСКО:
– Я вот в наш период времени независимости не помню, чтобы хоть где-то один учебник, которому оценку давали очень высокую. За 30 лет мы сами не смогли готовить специалистов в этой области, надо их готовить, учебники просто так не пишутся. И создавать группу авторов, от практиков до научных деятелей. Они должны заниматься этим. Некоторые учебники требуют оценки психологов.
И сразу в массы новый учебник запускать нельзя. Не меньше трех лет он должен проходить оценку качества.
А вообще Министерству образования специалисты советуют остановить ежегодные эксперименты. Убирать выпускные экзамены, а потом снова их возвращать, запускать 12-летнее обучение, а потом его откладывать. Переводить точные науки на английский язык, заменять устную проверку знаний тестированием и опять возвращаться к истокам. Эксперты говорят, чиновникам пора составить четкую стратегию развития образования. И не вмешиваться в нее хотя бы лет 20.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!