«Дом у нас съезжает»: когда получат новое жилье пострадавшие от оползня в Текели
В Алматинской области продолжают устранять последствия мощного селя, который обрушился на Текели в прошлые выходные. Улицы и дворы уже привели в порядок. С большинства участков вывезли камни и глину. Теперь чиновники подсчитывают ущерб, а также собирают для пострадавших вместе с волонтерами теплые вещи, продукты и лекарства.
Автор: Бауржан Апсеитов
21.05.2022
Местные говорят, что все произошло в полдень воскресенья. Обильных осадков не выдержал один из горных склонов. Грязевая масса стремительно пошла вниз, снося все на своем пути. Под тоннами грязи осталась пятилетняя девочка, спасти ее не удалось. Тело ребенка спасатели нашли спустя пять часов.
Пять пострадавших семей разместили в съемных квартирах. До этого несколько дней они ночевали в местной гостинице. Близ опасной горы уже работают специалисты. Они взяли на экспертизу почву под зданиями и осмотрели поврежденные строения. Власти озвучивают несколько причин ЧП, но очевидно одно – жить в поврежденных домах нельзя.
Батыр Молдахметов, аким г. Текели:
– Сейчас мы подбираем жилье, также мы сейчас отрабатываем механизмы приобретения жилья. После того как приобретем жилье, они будут переселены в новое. Мы сейчас до конца все отработаем, чтобы все было законно.
Что же на самом деле стало причиной схода селя – беспечность чиновников или непогода?
Работы по расчистке улиц и дворов окраины Текели от тонн глины, песка и камней идут почти в круглосуточном режиме. Закончить их обещают к концу недели.
– Вывозят тонны земли.
К строениям спустя несколько дней подпустили хозяев, чтобы они забрали уцелевшие вещи. Но их немного. Почти всё: документы, мебель и техника – уничтожено.
– Начинаются отсюда [трещины]. И вот поднимаю обои, вот это свежий удар.
После мощного оползня жилище Якова Германа накренилось еще больше, фундамент просел, а стены дали трещину. Мужчина показывает те поврежденные части дома, куда ему с сыном удалось добраться. Они уверены, что последствия от стихии куда серьезней, чем заявляют чиновники.
Яков Герман, пострадавший:
– Раньше это – если, может быть, микрочастицы где-то были, но сейчас она это конкретно. Потому что волна ударила в лицевую сторону дома, с фасада. И вот я говорю теперь: как вот в этом жить? Тем более дом саманный, и земля здесь движется. Мы зашли, здесь была сырость, ну, три дня эта сырость здесь в доме была. Ну, и она сейчас – сырость так же есть. Как это вот дальше жить? Мне аким города сказал: «Здесь жить можно! Я это гарантирую!» Как это можно жить? Если это возможно, вариант, что это еще первый сход прошел. А если второй пойдет, это всё!
Мужчина говорит, что возвращаться сюда никто из членов семьи не хочет. Они временно переехали к родственникам и ждут, когда власти решат их жилищный вопрос.
Если одни еще готовы подождать, то некоторые из пострадавших ежедневно штурмуют местный акимат. Требование одно: немедленно предоставить новое жилье, но к предложенным вариантам у людей масса претензий.
Асия Юсеева, пострадавшая:
– Почему я должна заткнуться их подачкой, сказать «рахмет»? То, что они мне купят, – саманный дом 50-го года, который развалится года через два-три. То есть, если вот у меня, например, дом кирпичный, 69 квадратов, мне должны предоставить жилье из госфонда города Текели. А госфонд – это квартиры. То есть или новое жилье, которое строится на территории города, не менее 69 квадратов. Понимаете? У меня даже вчера на бумаге, говорит, нет; у вас вот комната, зал, две спальни – 56 квадратов. Почему я должна терять?
Версий случившегося сейчас несколько. В областном департаменте по ЧС рассматривают две – обильные осадки и возможный прорыв трубы водоснабжения. Так считают и местные. Они заявляют: о проблеме властям говорили давно, но так и не были услышаны.
Асия Юсеева, пострадавшая:
– Я утверждаю, больше всего уверена, потому что лично со своего дома вот этих вот течи воды водопровода я не видела. Но поступали жалобы неоднократно в течение нескольких лет от верхней улицы, по Чехова, что там находится то ли земельный участок, то ли заброшенная дача, на которой никто не живет – и был поврежденный водопровод. Если бы эти были горные паводки, на 80% я уверена, первая бы полетела вот эта бы улица, которая стоит сверху. Там еще старые заброшенные кладбища. Почему они живы? Именно потащило наш дом и зацепило только один дом.
Эти первые кадры схода мощного селевого потока сняли жители соседних домов. Видно, как тонны глины, песка и камней на огромной скорости устремились вниз, снося все на своем пути. Люди говорят, таких потоков было несколько, все началось ближе к полудню. Сначала жители услышали гул, позже он усилился, а через секунду дома накрыл сель.
Светлана Штокова:
– Был дождь, потом сильный пошел, он еще в час ночи позавчера где-то начался у нас. Потом прямо гром какой-то. Мы сначала и подумали: гром. Потом мой муж на улицу вышел и говорит: «Смотри, что происходит». И вот эта первая лавина пошла: гром грохот, а еще искры от света. Всё у нас отключили, мы все и выбежали.
Не обошлось без жертв. Пятилетнюю малышку спасатели искали вместе с кинологами почти пять часов. Все это время жители верили, что девочка жива, но ребенок погиб.
Спустя несколько дней после жуткой трагедии мать рассказала подробности инцидента. Женщина говорит, что в тот день решила пойти в баню, а малышку оставила дома. В момент ЧП она смотрела телевизор. До происшествия Гульнур периодически созванивалась с ребенком. О случившемся узнала от соседей.
Гульнур Тлеухан, мать погибшей:
– В тот день я встала рано, мой муж затопил баню, и я ушла к нему. На улице в тот день шел сильный дождь. Я и представить не могла, что произойдет такая трагедия. Я сразу же прибежала – и увидела свой разрушенный дом. Ничего на месте не было, все смыло. Люди искали мою девочку, мы все плакали и ждали. Мне до сих пор плохо. Мы похоронили нашу девочку, весь город и чиновники помогли с похоронами. Сейчас моя старшая дочь ищет младшую, и я не знаю, как ей сказать, что ее больше нет с нами.
Людей сразу стали расселять по временным пунктам: некоторых отвезли в гостиницу, а оставшихся, это три семьи, – в местный колледж. Теперь они снова переезжают. И опять на съемное жилье.
Амангельды Жидебаев:
– Мы чудом уцелели. Несколько дней жили в колледже. Сейчас сюда перевезли, обеспечили всем. Радует, что, хоть и временно, дали это жилье. Тут ближе к работе, и детям – ходить в школу. Мы ждем, что дальше будет с нами. Но пообещали помочь, посмотрим.
В местной администрации заявляют, что снимать квартиры пострадавшим будут до тех пор, пока не решится вопрос с поврежденными домами. Не исключено, что семьи могут получить новое жилье. Правда, это произойдет только после того, как оценят ущерб.
Чиновники уже выделили пострадавшим семьям компенсацию в размере чуть больше 500 тысяч тенге. При этом ущерб после схода оползня специалисты еще продолжают подсчитывать. И сейчас озвучивают приблизительную сумму в 50 миллионов.
Все эти дни на месте происшествия работают волонтеры. Они привозят пострадавшим продукты, теплую одежду и лекарства. А учащимся купили форму и школьные принадлежности.
– Здесь мука, рожки, рис, чай, гречка, масло. Сейчас еще принесем картошки, лук и морковку.
Сейчас на месте ЧП работают специалисты, которые изучают опасные склоны. Их здесь несколько.
Батыр Молдахметов, аким г. Текели:
– У нас в районе есть шесть селеопасных участков. Там везде стоят специальные датчики, которые замеряют. И, если нужна необходимость, мы ее обязательно проведем.
Опасность схода селя в районе до сих пор сохраняется. Чиновники говорят, что эвакуировали еще несколько семей. Их дома тоже проверят эксперты. Жители боятся, что строения могут рухнуть в любой момент.
Елизавета Дерябина:
– Под моим домом идет трещина. Как жить? Мы боимся. Завтра и послезавтра пойдут дожди; там жители сказали, что нам нельзя находиться в доме. И что нам теперь делать? Дом – саман. Вот эта стенка в огород вообще – они вчера все видели, – уже горбатая стала. До этого такого не было. Постепенно дом у нас съезжает. Как трещины появляются, мы делаем ремонт, чтобы как в сарае не жить.
Чиновники успокаивают и просят людей не паниковать. После того как специалисты завершат осмотр горных склонов, станет ясно, кого переселять и что делать с повисшими над обрывом домами. Власти не исключают, что опасные участки придется укрепить.
Только людей такая перспектива не устраивает – они просят новое жилье. Предоставить его всем сразу власти не могут. В бюджете Текели просто нет таких средств. Местным пока ничего не остается, как ждать окончательного решения комиссии.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!