{metadescription}
Какие меры примут после нападения бездомных собак на детей
Какие меры примут после нападения бездомных собак на детей

Какие меры примут после нападения бездомных собак на детей

В Актобе распространяют слухи и домыслы вокруг чудовищной смерти 12-летнего Мадияра Шакирата, растерзанного собаками. В то время как родители мальчика до сих пор не могут прийти в себя, в соцсетях жителей пугают некими педофилами, которые якобы могли быть причастны к смерти ребенка. В полиции отреагировали на это моментально – завели дело на авторов и теперь им грозит уголовная ответственность за ложную информацию. Семья и без того убита горем, тем более что все еще непонятно, кто ответит за смерть ребенка. Даже сам аким области не знает, кто виноват и что делать.

Ондасын Уразалин, аким Актюбинской области:

– Уголовное дело возбуждено по факту убийства. Сам термин вам, наверное, о чем-то говорит. То есть я еще раз говорю, сейчас проводится разработка различных версий: непосредственно от чего наступила смерть ребенка; что способствовало тому, что он оказался в этом месте (территория огражденная, посторонние просто так туда зайти не могут); могла ли собака дотащить этого ребенка туда. И там много факторов. Степень вины госслужащих, если действительно у них будет, то будет расследоваться именно в рамках уголовного дела.

При этом главный чиновник региона утверждает, что теперь готов выделить для безопасности горожан столько денег, сколько понадобится. После смерти школьника вдруг нашелся 41 миллион тенге на отлов бродячих собак: сейчас специалисты ведут борьбу с озлобленными животными.

Но в обществе опять вспыхнули споры. Зоозащитники уверены: уничтожение собак не решение проблемы. Мало того, это попросту бесчеловечно. Как же сделать так, чтобы и животные, и люди чувствовали себя в безопасности?

Это то, что осталось от вещей 13-летней дочери Алтынгуль Жарылгаповой. В конце мая школьница возвращалась после занятий домой. По дороге на нее напала свора собак. Девочку искусали с головы до ног. Вырвали клок волос, разодрали не только одежду – даже кроссовки и брезентовый школьный рюкзак. Ребенок почти месяц провел в больнице. В общей сложности врачи наложили 24 шва. Сейчас девочка уже дома, но, по словам матери, до сих пор сильно подавлена и напугана. Страх остался и у самой Алтынгуль.

Алтынгуль Жарылгапова:

– Я не знаю, как наши дети в школу теперь будут ходить. Потому что любой собачий лай – это будет у нее уже сердце скакать. Отлов не решит. Нужен отстрел.

Сразу после случившегося Алтынгуль обратилась с заявлением в полицию и даже побывала на приеме у высокопоставленных чиновников. Требовала, чтобы всех опасных собак в районе отловили. Тогда она даже не догадывалась, что в этом же жилом массиве произойдет другая трагедия. Почти как с ее дочерью. Но на этот раз уже со смертельным исходом.

Алтынгуль Жарылгапова:

– Если у них не было своих сил отстрелять, закрыть, усыпить, стерилизовать этих собак, они должны были в министерство обращение послать. Они должны были контролировать численность этих собак, не отпускать их: «Нате, размножайтесь!» Контролировать численность собак государство наше не в силах. Вы видите, что творится. Уже детей наших живьем съедают!

Как ни страшно, но эти слова передают буквальный смысл того, что произошло с 12-летним Мадияром Шакиратом. Мальчика, который вышел вечером просто прогуляться на улицу, нашли на стройке недалеко от дома. Он был растерзан псами. Родные утверждают, в половине седьмого ребенок ушел из дома. А уже в девять вечера тело школьника обнаружил сторож.

Ардана Саймагамбетов, начальник управления МПС ДП Актюбинской области:

– Обнаружен труп 12-летнего ребенка. По факту обнаружения трупа с признаками насильственной смерти в виде острой кровопотери, рваных ран головы, туловища возбуждено уголовное дело. Предположительно, смерть наступила от укуса животных.

На днях в полиции заявили, что располагают видеокадрами с нападением собак на Мадияра. Утверждают, что уже показали их семье погибшего мальчика. Но в деле еще много непонятных деталей: как ребенок оказался на стройке, был ли еще кто-то рядом с ним и почему никто не слышал криков о помощи.

Рахима Валиева, бабушка М. Шакирата:

– У меня все внутри горит пламенем! В каких страшных муках умирал мой мальчик. Один, совершенно беспомощный! Что же это происходит?! Жизнь человека обесценилась, а жизнь животных ставят выше всего. Пусть найдут хозяина этих псов, он должен понести наказание.

Сразу после чудовищной трагедии чиновники собрали брифинг для журналистов. Долго объясняли, что у них были связаны руки из-за нового закона о гуманном отношении к животным. Местами оправдывались, местами извинялись и даже проговорились о возможной отставке. Правда, если их об этом попросят сверху.

– Сложите полномочия?

– Однозначно я скажу – да! Если мне скажут, что я не справился с данной работой. Я, наверное, в какой-то мере, так как курирую эту область, ответственность, наверное, тоже несу.

Позже главный чиновник области Ондасын Уразалин, выступая на пресс-конференции в столице, тоже пытался убедить журналистов, что готов нести ответственность за трагедию в жилом массиве Есет батыр. По словам акима, власти просто не смогли вовремя подстроиться под новый закон. Если раньше они боролись с бродячими псами, уничтожая их, то с марта этого года умерщвление животных под запретом. Их необходимо стерилизовать и пристраивать в приюты. Но до трагедии чиновники не могли найти на это денег. А теперь утверждают, все решаемо.

Ондасын Уразалин, аким Актюбинской области:

– Расчет проводился с учетом того количества собак, которые, возможно, будет отловить с июля месяца. Но это всего-навсего первый пробный шаг. Мы не знаем, сколько их будет – больше или меньше, чем мы ожидаем. И еще раз говорю, на данный момент вопрос содержания этих собак – то есть мы же их всех не уничтожаем, их надо содержать, – насколько надолго затянется, никто мне конкретные прогнозы не смог дать, никто не дал расчеты. На сегодняшний момент вот этот 41 миллион – это пробный шаг. Увеличить можно – здесь проблемы нет – и на сотни миллионов.

Кроме того, если до нового закона специалисты ветслужбы за каждую отловленную собаку получали деньги, то после смягчения закона многие просто лишились заработка и ушли с работы. Соответственно, вместо пяти бригад стали работать две. Теперь власти обещают пересмотреть вопрос зарплаты сотрудников ветеринарного ведомства.

Ондасын Уразалин, аким Актюбинской области:

– Я не исключаю своей вины, мы не перестроились по данному фактору на новые принципы работы, то есть отлов, стерилизацию и чипирование. То есть данная работа проводится, но, когда мы проводили анализ, к сожалению, там тоже присутствует чисто субъективный фактор – заинтересованность людей, которые данную работу будут проводить, то есть людям были установлены только оклады от выполнения функции. Когда по отстрелу – там было за каждую голову собаки предусмотрена сумма. К сожалению, это наша недоработка. Я еще раз говорю, это ослабление моего контроля за деятельностью моих подчиненных, за что мы на сегодняшний момент и имеем эту проблему.

А пока Уразалин убеждает всех в том, что в Актюбинской области есть и приюты, и деньги на содержание бродячих животных, мажилисмены утверждают, что на самом деле ситуация в регионах куда хуже, чем описывают акимы. Депутаты говорят: областные чиновники не могут найти средств на вакцинацию, стерилизацию и временное содержание четвероногих. И просят уже самого премьера вмешаться.

Сергей Симонов, депутат Мажилиса Парламента РК:

– Пока в регионах отсутствует реализация мероприятий по вакцинации и стерилизации бродячих животных, их размещению, кормлению в питомнике на период поиска хозяина, стаи бродячих собак продолжают ходить по населенным пунктам, угрожая жизни и здоровью граждан. Прошу вас, Алихан Асханович, незамедлительно решить возникшую проблему угрозы жизни людей на уровне правительства. А именно – ускорить завершение принятия всех нормативных правовых актов для исполнения закона.

А вот известная в Актобе зоозащитница Татьяна Острецова, которая сама содержит в частном доме десятки кошек и собак, считает, что проблема даже не в деньгах. Женщина уверена: суммы-то как раз выделяются большие, но, по ее мнению, уходят средства совсем не туда, куда надо. Защитники хвостатых не раз пытались понять, как расходуют деньги, выделяемые на борьбу с бродячими животными, но ответов еще нашли.

Татьяна Острецова, президент общества защиты животных «Камкор»:

– Ежегодно выделяются огромные суммы денег, которые с каждым годом увеличиваются и увеличиваются – и достигли уже фантастических каких-то размеров. Именно на уничижение. Но мы же видим, что животных меньше бездомных не становится. Раз деньги увеличиваются, значит, здесь я думаю, что самое время Антикору, прокуратуре заняться вопросом: а куда деваются эти деньги? Тот закон, что был принят, закон не продуманный, закон какой-то, не знаю, скоропалительно создан. Он не будет способствовать тому, что станет лучше. Ведь в стране нет никакой службы ни спасения животных, ни оказания помощи животным, ни приютов.

Даже сами специалисты ветслужбы, кажется, запутались, как же быть с бездомными животными. Отстреливать нельзя, приютить негде, но и проблема сама собой не решится.

Аскар Омар, зам. руководителя городской ветеринарной станции:

– Какое вы видите решение?

– Ну, думаю, стерилизация и кастрация.

– Хорошо, стерилизуют, кастрируют. Потом обратно выпустят?

–  Да.

– А они уже будут безопасные?

– Ну, опыт показывает, что безопасными.

– Но они же голодные?

– Ну… Поживем – увидим. Как… не должны… Ну, агрессия не такая уж будет, наверное.

А пока специалисты словно гадают на ромашке, в жилом массиве Есет батыр, где жил 12-летний Мадияр, растерзанный собаками, потеряли покой. Люди боятся выпускать детей. К слову, после трагедии в этом районе отловили больше 100 псов. Вместе со специалистами на отлов выходили и сами горожане.

Индира Тасмурзаева:

– У них есть рот, они кушают, им нужна еда. Еды нет! Конечно, они будут людей есть! Очень много, я вам скажу, на каждом углу. Более 100 собак мы отловили. Мы требуем изменить закон. Мы не требуем, чтобы была система какая-то. Мы не говорим, что убейте всех собак. Мы этого не говорим. Мы говорим: обеспечьте их приютом!

В Актобе пока только один частный приют. По словам специалистов, он рассчитан на 400 собак. Но количество бездомных четвероногих по городу гораздо больше. Хотя официальную статистику никто не ведет. Еще одна важная деталь – в приюте собак будут содержать временно, а затем снова отпустят на волю.

Мнения горожан по поводу бездомных псов разделились. Одни считают, что с ними нужно поступать также безжалостно, как они с людьми, – отстреливать. А другие уверены: надо быть человечнее. И требуют просто ответственнее относиться к животным. У чиновников же своя программа и свой план: с 18 июля они собираются начать стерилизацию четвероногих. Это, уверены власти, если и не решит проблему с собаками кардинально, то хотя бы остановит их размножение.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.