Активистки готовы голодать 3 месяца ради снижения пенсионного возраста
На новый уровень вышла на этой неделе борьба за снижение пенсионного возраста в Казахстане. Женщины по всей стране объединились, чтобы заявить: они готовы на крайние меры, чтобы добиться своего. Грозят даже объявить голодовку. Главное требование – отправлять казахстанок на заслуженный отдых в 58 лет, а не в 60 с половиной, как сейчас, или в 63, как планируют дальше.
Автор: Алтын Мендыбаева
18.06.2022
Майкен Бигарстанова, активистка:
– Мы считаем, что пенсионный возраст подняли незаконно. Без референдума. Нас стало тысячи. К нам стали присоединяться со всех уголков Казахстана женщины. У нас есть условие. Если нас не устроит предложение нашего Министерства труда, то женщины-активисты по всем регионам почти выходят на акцию протеста в виде голодовки. Это крайняя мера, но вынужденная.
Для того чтобы что-то изменить, нужно пересмотреть пенсионную реформу. Ее провели семь лет назад. Результатом стал новый возраст выхода на пенсию у женщин. Он теперь ежегодно возрастает – на шесть месяцев. Активистки приводят аргументы: средняя продолжительность жизни после пандемии снизилась с 73 до 70 лет. Так что долго наслаждаться такой поздней пенсией не придется. Вот и сенаторы солидарны: тоже считают справедливым отправлять женщин на заслуженный отдых раньше.
Дана Нуржигит, депутат Сената Парламента РК:
– В этом году в стране впервые в пилотном режиме реализуется прикладной бакалавриат, в рамках которого молодые люди обучаются 2-2,5 года и выходят на рынок труда в поисках работы. Куда мы их будем трудоустраивать? Говоря иначе, если граждане будут работать до 60-63 лет в соответствии с сегодняшним пенсионным законодательством, они не будут освобождать рабочие места. В таком случае для молодого поколения не будет рабочих мест.
На какие еще меры готовы пойти активистки и что на эти предложения отвечают в Министерстве труда?
Споры вокруг пенсионного возраста на этой неделе разгорелись с новой силой. Активистки и депутаты собрались в столице, чтобы заявить: на пенсию женщины должны отправляться в 58. И ни годом позже. Требования подкрепляют статистикой. Говорят: средняя продолжительность жизни падает, коэффициент смертности растет.
Но при этом растет и возраст выхода на заслуженный отдых. Дожить до него теперь задача не из легких.
Майкен Бигарстанова, активистка:
– До 55 не снизят, однозначно. Если снизят до 58, это уже хорошо. Эту тему мы подняли не сейчас. Эта тема висела в воздухе многие годы. В 2018 году данный возраст женщинам подняли, но так получилось, что тогда сети были не так активны, женщины были не так активны. Почему у нас молодежь не работает? Большинство пенсионеров работает – занимают рабочие места.
Если никаких изменений добиться не удастся, все будет выглядеть так: уже в 2025-м казахстанки начнут уходить на пенсию только в 62 года, а в 2027 – в 63. То есть наравне с мужчинами. Это и возмущает активисток. В этом вопросе они как раз категорически против равноправия.
58-летняя актюбинка Ольга Смирнова такой перспективой тоже крайне недовольна. Она говорит: работать долго должны женщины, которые этого действительно хотят. Не надо заставлять всех. Недовольны на этот раз до такой степени, что грозят устроить голодовку.
Ольга Смирнова, активистка:
– Мы не знаем, что нам будет предложено. И решили так сказать сразу, что если нам не оставят выбора, то мы пойдем на эту меру. Лично я готова на любое количество: пять дней, 10 дней, две недели, месяц, три месяца. Наше основное намерение – это дать женщинам право выбора: выйти на пенсию в 58 или продолжать трудиться до 63.
Все пожелания активистки направили в Министерство труда. С женщинами провели несколько встреч. Для изучения ситуации даже создали специальную рабочую группу.
Тамара Дуйсенова, министр труда и социальной защиты населения РК:
– Мы свои предложения также подготовили. Все эти предложения рассматриваются непосредственно финансовым блоком. Когда мы уже придем к единому мнению, мы дадим информацию. Но вы должны понимать, что любая инициатива в социальной сфере – это средства. Они всегда должны быть соотнесены со всеми финансово-экономическими возможностями.
При этом Тамара Дуйсенова предупредила: ранний выход на пенсию (если он вдруг случится) обернется сокращением ежемесячных выплат. Проще говоря, получать в старости станут меньше. Поэтому ситуация требует тщательного анализа.
О сомнительной денежной перспективе ранее заявляли и в правительстве. Весной там предполагали, что исключение могут сделать разве что для тех, кто занят на тяжелом производстве – это шахтеры и металлурги. Но однозначного решения и тут тоже нет.
В Минтруда тем временем «успокаивают»: они опираются на мировую практику. Вот, к примеру, опыт соседних стран. В России и Узбекистане возраст выхода женщин на пенсию – 60 лет. В Кыргызстане, правда, 58. А вот в некоторых европейских государствах на заслуженный отдых уходят несколько позже. В каждой стране, естественно, опираются на свои социально-экономические показатели. Впрочем, депутаты считают, что в этом вопросе сравнивать Казахстан с другими не стоит. Слишком много различий.
Ирина Смирнова, депутат Мажилиса Парламента РК:
– Мы категорично выступаем против вот того антинародного закона, который был принят по повышению пенсионного возраста. Когда эта реформа представлялась, предлагалась, то Министерство труда и социальных отношений, оно обращало внимание, что такой возраст определен в западных развитых странах. Но мы не можем сравниваться с ними по уровню жизни. Наши люди не живут так долго.
А вот казахстанские экономисты против изменений. По их мнению, это действительно может развалить пенсионную систему страны.
Андрей Чеботарев, независимый финансовый аналитик:
– Понижать пенсионный возраст всем нельзя. У нас бюджет на 53% – это социальные выплаты разные, в том числе львиные доли их – это пенсии. Мы сейчас живем еще в смешанной пенсионной системе, когда за текущие пенсии текущим пенсионерам платят работающие люди. Когда у нас все выйдут на пенсии, кто начал работать после 1998 года, тогда у нас будет уже накопительная система. Сейчас потому что это ляжет прямыми тратами на бюджет.
Эксперты говорят, каждый случай лучше разбирать индивидуально.
Андрей Чеботарев, независимый финансовый аналитик:
– Надо просто подождать тем, кто сейчас хочет понизить. Я считаю, что, так как мы социальное государство, можно пойти навстречу тем, кому это важно, нужно. То есть чтобы эта помощь была адресной, а не всем подряд. По состоянию здоровья, по многодетности, по каким-то еще вещам. Нужно доказать, что не можешь работать, а не «не хочешь».
Доказательств того, что женщинам лучше уходить на пенсию в 58, от активистов, очевидно, прозвучит еще немало. Тамара Дуйсенова уже пообещала в ближайшее время провести с недовольными новую встречу.
Когда примут окончательное решение, никто даже предполагать не берется. Но понятно одно: споры вокруг порогового возраста будут разгораться еще не раз. Желающие уйти на заслуженный отдых пораньше боятся, что дело затянется на годы – и тогда вся эта борьба вообще окажется бессмысленной. Пенсия придет к ним… по расписанию.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!