Побитые мужьями женщины сами спасают их от полиции
Сто тысяч казахстанцев обратились в этом году в полицию с жалобой на бытовое насилие. Но большинству из них полицейские помочь не смогли. Дело в том, что сами жертвы в итоге отказываются писать заявления на своих обидчиков. В МВД вроде и настроены решить вопрос с домашними абьюзерами. Вот только намерены отправлять их не в тюрьму, а на общественные работы. Помимо этого, предлагают увеличить количество вытрезвителей, наркологий и центров адаптации.
Автор: Кира Каниболодская
18.10.2022
Вопреки стереотипам, от рук близких казахстанцы страдают как на юге, так и на севере. В лидерах – Шымкент, Астана, Алматы, Павлодар, Караганда и Костанай. Именно эти регионы оказались первыми по числу поступивших обращений за помощью к полицейским. И несмотря на призывы о помощи, сами же жертвы отказываются писать заявления.
Один из самых болезненных и до сих пор законодательно неурегулированных вопросов сегодня обсуждали в правительстве. Министр внутренних дел сразу же посетовал: заявления на родственников писать не принято, а закон стражей порядка ограничивает.
Марат Ахметжанов, министр внутренних дел РК:
– В текущем году в полицию поступило 100 тысяч сигналов о бытовом насилии, в то же время по 60% из них полиция не смогла принять меры, так как на месте потерпевшие отказывались от подачи заявлений. А без этого, согласно действующему законодательству, полицейский не может привлечь домашних тиранов к ответственности. И как результат – безнаказанность ведет к самоуправству, рукоприкладство стало привычным делом, что ведет к тяжким последствиям.
Избежать тяжелых последствий можно, например, если бы в стране было достаточное количество вытрезвителей. Сейчас, по подсчетам Ахметжанова, не хватает 32 учреждений на 600 мест. Проще говоря, пьяных дебоширов попросту некуда привезти, чтобы вывести из состояния опьянения. Та же проблема и с хроническими алкоголиками. Их негде лечить.
Марат Ахметжанов, министр внутренних дел РК:
– В Усть-Каменогорске работает всего одно такое учреждение на 20 койко-мест. Полицейскими в них были доставлены 7 тысяч правонарушителей. Из них помещены 5 тысяч. Аналогично в Павлодаре – всего один вытрезвитель на 24 койко-места. В Кокшетау его вообще нет. Медработники наркологических учреждений неохотно выносят соответствующие решения. В результате полицейские вынуждены заниматься этой работой, зачастую за счет собственных средств.
Чаще всего домашние тираны – мужчины от 30 до 50 лет. Большинство не работают, не имеют высшего образования и любят выпить. Жертвами их жестокого обращения становятся женщины. Они зависят от агрессора психологически или материально. Годами терпят унижения и издевательства. Подобное поведение в семье неизбежно сказывается на детях, уверены психологи. На сегодня в зоне риска 10 тысяч детей, и это только в неблагополучных семьях.
Асель Жубанышева, психолог:
– Чаще всего, в 99% случаев, мы несем в свою семью то, что мы видели в детско-родительской семье. Что самое ужасное – что девочка, которая выросла в такой семье, она обязательно будет, 99% из 100%, она обязательно будет искать мужчину, которого нужно спасать, который будет ее бить.
Ужесточить наказание за семейно-бытовое насилие поручил президент еще в сентябре. Однако ситуация не сильно изменилась с того времени. Несмотря на многочисленные случаи, собранные петиции и подписи граждан, подобные преступления до сих пор не отнесены к уголовным.
В МВД лишь разработали поправки в законодательство, которые исключают примирение сторон при неоднократном совершении насилия, увеличение ареста с 20 до 25 суток и применение общественных работ. А вот главный закон «О противодействии семейно-бытовому насилию» до сих пор вызывает споры и находится на доработке.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!