{metadescription}
Около сотни лошадей нашли вмерзшими в лед на озере в СКО
Около сотни лошадей нашли вмерзшими в лед на озере в СКО

Около сотни лошадей нашли вмерзшими в лед на озере в СКО

Десятки лошадей провалились под лед озера и замерзли насмерть в Северном Казахстане. Происшествие оставило жителей аула Альжан без единственного дохода, ведь все там – потомственные скотоводы. Местные недоумевают: как стадо могло оказаться на водоеме с неокрепшим льдом? Почему коневоды просят помощи у государства, но при этом не спешат обращаться в полицию?

Аул Альжан Айыртауского района населяют потомственные скотоводы. Лошади и овцы для местных – это главное имущество и основная работа. На подворьях – десятки голов. В конце ноября в ауле из стада пропали сразу 105 лошадей. Спустя пять дней поисков их нашли замерзшими на озере Барчи. Животные провалились под лед и погибли.

Галым Айтенов, житель с. Альжан:

– Конечно, очень тяжело это для нас, сельчан. Все потеряли. Теперь одна надежда – что государство поможет, компенсацию выплатит нам. Мы не виним пастухов. Они не могут ночами оставаться в степи со скотом. Они же люди, они сами там погибнут от холода. А лошади – свободные животные. Возможно, остались одни, вот и ушли среди ночи.

Местные признаются: они понимают, что за гибель скота по закону должны отвечать пастухи. Стадо из 400 голов доверили сразу пятерым. Но все пастухи – жители того же аула, родственники и соседи. В глубинке привыкли жить одной большой семьей. Поэтому то, что случилось, это общая беда и скотоводов, и пастухов. А обстоятельства массовой гибели лошадей здесь считают весьма странными.

Тлеужан Казбеков, пастух:

– Ночь холодная. Любой пастух не сможет ночевать на таком морозе. Я 30 лет пасу скот, никогда такого не было, чтобы табун погиб подо льдом. Может, кто-то их загнал в озеро? Странно, что лошади как-то прошли полкилометра от берега вглубь и все разом провалились под лед. Пусть народ решает. Не знаю, что будет дальше.

Чиновники четко говорят, чего уж точно не будет. В акимате уверяют: пострадавшим скотоводам рады бы помочь, но нет оснований. Происшествие настолько нестандартное, что никакой закон компенсировать потери не разрешает.

Едрес Жанапин, зам. акима Айыртауского района:

– Этот случай, да, действительно, не является чрезвычайной ситуацией. Если бы были паводки, или, скажем, пожары, или ЧС бы – другой разговор. Здесь действительно есть моменты, когда мы говорим: пастухи, пастухи упустили. Вопросы об оплате: мы уже создали комиссию, рассмотрели все возможные варианты, но пока такого нету, даже положения права нету, чтоб можно какие-то выплаты произвести.

Аулу предстоит решить и еще одну задачу, с которой местные никогда не сталкивались. Озеро Барчи превратилось в скотомогильник. Как теперь очистить водоем от трупов, пока не решили. Рассматривают два варианта: ждать пока лед окрепнет и можно будет пустить по нему тяжелую технику. Или доставать погибший скот уже весной – после таяния.

Когда из озера достанут все трупы, станет известно точное число погибших голов. Пока сельчане посчитали свои потери только примерно.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

17 января

Новости партнеров

Сейчас в эфире