{metadescription}
Депутатам показали вещдоки преступлений «трагического января»
Депутатам показали вещдоки преступлений «трагического января»

Депутатам показали вещдоки преступлений «трагического января»

«Управляемый хаос» и «попытка государственного переворота». Именно такие определения тому, что происходило с 5 по 9 января прошлого года в Казахстане, сегодня в Парламенте дали главы правоохранительных органов, которые расследуют январские события. Именно действия руководителей отдельных силовых и специальных служб, отдававших незаконные приказы, по данным следствия, и создали условия для массовых беспорядков, погромов, мародерства и привели к многочисленным жертвам. И вот сегодня генпрокурор и министр внутренних дел страны пролили свет на все те подробности, которые подлежат разглашению и не могут навредить дальнейшему расследованию.

С начала событий «трагического января» прошел год. Ровно 12 месяцев назад изначально мирные митинги населения уже переросли в массовые беспорядки. Впрочем, это были не только погромы, грабежи и бытовое мародерство. Отдельные фигуранты январских событий планировали и предпринимали попытки захвата стратегических и режимных объектов с использованием боевого оружия.

Все эти арсеналы до сих пор являются вещественными доказательствами, они приобщены к сотням уголовных дел – и ровно до сегодняшнего дня к ним могли прикасаться лишь следователи. Но спустя ровно год с момента начала беспорядков вещдоки все же достали из специальных хранилищ, чтобы показать депутатам Парламента, которые давно требовали пролить свет на события «трагического января».

По данным следствия, именно это оружие и должно было использоваться для совершения того самого госпереворота, а также насильственного захвата власти. Значительную часть похищенных арсеналов нашли в тайниках, другие раздавались на площадях. Тогда-то и стало совершенно очевидно, что собравшихся на мирные митинги уже вовсю подстрекали, использовали и направляли на незаконные действия. 

Марат Ахметжанов, министр внутренних дел РК:

– Ночью 5 января одновременно атакованы здания акиматов в Алматы, Таразе, Актобе, Атырау, Шымкенте, Уральске. Параллельно участники беспорядков пытались парализовать инфраструктуру городов: сжигали полицейский и коммунальный автотранспорт, перекрывали дороги и ж/д пути, блокировали вокзалы и аэропорты.

В столь чрезвычайных условиях представителям органов правопорядка пришлось действовать быстро и кардинально, отвечая на огонь огнем.

Берик Асылов, генеральный прокурор РК:

– Фактически силовикам не нужна специальная команда, чтобы стрелять на поражение по преступникам. Есть прямые нормы закона: это о правоохранительной службе, о Национальной гвардии, о противодействии терроризму, которые позволяют применять боевое оружие для отражения нападения при угрозе жизни и здоровью людей. В первый раз боевое оружие силовиками применилось в 16 часов 5 января при обороне резиденции президента в Алматы. То есть огонь по нападавшим был открыт задолго до известного выступления президента.

В ночь на 5 января президент ввел режим чрезвычайного положения на территории Алматы, а уже после обеда – по всей стране. За считанные дни нападениям организованных преступных групп подверглись больше 70 госучреждений, 44 из которых – это здания органов внутренних дел. Другие участники беспорядков громили частный бизнес. По всей стране мародеры разграбили и разрушили 1395 объектов предпринимательства.

Сабира Сейтыкова, предприниматель:

– Наш ресторан был разграблен, разрушен, сожжен. Сказать, что было потрясение, отчаяние – это не сказать ничего. Казалось, земля ушла из-под ног. Хотела кричать: «За что? Зачем? Для чего разрушать то, что создано такими же людьми?» Я, мои коллеги, соседи стали приходить в себя после выступления президента. Он твердо сказал: мы восстановим порядок.

6 января президент Токаев запросил поддержку ОДКБ. В страну начали прибывать миротворческие миссии стран-партнеров по организации. Они встали на охрану стратегических и режимных объектов, освободив казахстанские силовые и правоохранительные подразделения, чтобы те отправились на помощь коллегам, которые уже из последних сил отбивались от нападавших.

Ботагоз Есенова, старший инспектор ДП г. Алматы:

– Какие только попытки ни предпринимались. Со всех сторон эти группы лиц, с разных улиц: и с Никольского рынка, и с улицы Масанчи. И пожары. Это было ужасно страшно, конечно. На самом деле были. Но мы всё это отразили, отстояли свое здание. Мы никогда это не забудем и предпримем все меры, чтобы этого никогда больше не повторилось.

Практически сразу стали появляться сведения о жертвах. Всего в те дни погибли 238 человек, 19 из них – силовики и военнослужащие. Гульсум Сейталиева тогда потеряла сына, стоявшего на защите правопорядка. 

Гульсум Сейталиева, мать погибшего полицейского:

– Три дня они защищали, они находились внутри этого департамента. Я видела сына последний раз 4-го утром. Кудай сактасын, деп, я ему пожелала, и он ушел на работу. Три дня почти что были в департаменте, а его там в «Кок-Тобе». Машину обстреливали и ему попали.

И, возможно, именно из того оружия, что было показано сегодня в Парламенте, и был убит Нурболсын Алмасов. Поиск тайников с боеприпасами, которые преступники подготовили для реализации своих масштабных антигосударственных планов, проходил параллельно с противостоянием вооруженным бандам.

Порядок был восстановлен 9 января. 10-го в стране объявили общенациональный траур. Спрятанное оружие находили на протяжении всего года и, судя по всему, еще будут находить долго.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.