{metadescription}
«Антиморально» – не все казахстанцы поддержали идею о купле-продаже органов
«Антиморально» – не все казахстанцы поддержали идею о купле-продаже органов

«Антиморально» – не все казахстанцы поддержали идею о купле-продаже органов

Вопрос легализации купли-продажи внутренних человеческих органов в Казахстане второй день остается одной из главных тем, обсуждаемых в стране. Одни выступают категорически против торговли, другие, а это главным образом те, кто нуждается в трансплантации, всеми руками за. Несмотря на официальную позицию государства о том, что законная продажа органов не доведет до хорошего, представители Министерства здравоохранения сегодня заявили, что готовы рассмотреть вчерашнее предложение депутата Нурумовой. Почему некоторые специалисты против и как в Казахстане сейчас развивается трансплантология?

Это Республиканский центр по координации трансплантации, где принимаются жизненно важные решения. Именно здесь сосредоточен единый регистр учета доноров и реципиентов, который хранит данные почти 4 тысяч казахстанцев, нуждающихся в пересадке органов. И когда в одной из больниц пациенту констатируют смерть головного мозга, об этом тут же узнают специалисты этого центра, задача которых убедить родных умершего, что их близкий может спасти сразу несколько человек. И, если они дают согласие на пересадку, система в тот же момент автоматически подбирает пару «донор – реципиент».

Вчерашнее заявление депутата Нурумовой наделало много шума. Однако желающих поддержать легализацию продажи органов оказалось мало.

Акмарал Турсунова, основатель медицинского научного сообщества:

– Миссия любого депутата – это защита прав и жизни граждан Казахстана. То, что предлагает депутат, – это антиконституционно и антиморально.

Напомню, сейчас пожертвовать орган умершего человека нуждающемуся можно только с согласия его родственников и только бесплатно. Что же касается прижизненного донорства, то оно тоже проводится исключительно на безвозмездной основе и только от близких. Депутат Нурумова же предложила сделать так, чтобы любой человек еще при жизни мог продать свой орган нуждающемуся. Если это, например, почка или часть печени.

Сегодня четкой позиции Министерства здравоохранения за или против купли-продажи человеческих органов мы не услышали. В ведомстве заявили, что они еще не готовы дать ответ.

Сауле Шайсултанова, директор Республиканского центра по координации трансплантации Министерства здравоохранения РК:

– Сейчас, конечно же, мы обращение депутата будем рассматривать, будем изучать международный опыт и будем смотреть, есть ли в этом какая-то основа. Пока еще окончательного ответа мы дать не можем. С начала года, к сожалению, у нас был только один посмертный донор, а так родственные доноры, родственные трансплантации проводятся.

В Казахстане сейчас ждут пересадки органов 3805 человек. В основном это молодые люди, которым нужна почка, сердце, легкие и печень. По данным Минздрава, сегодня свою позицию относительно посмертного донорства официально через eGov изъявили около 30 тысяч казахстанцев. И лишь 3,5 тысячи из них согласны отдать частичку себя, но это капля в море. В их числе и Акмарал Турсунова, которая еще три года назад подписала согласие, предварительно обсудив свое решение с родными.

Акмарал Турсунова, основатель медицинского научного сообщества:

– Они знают и принимают мое решение. Они не будут против, если я умру и мои органы кому-то подойдут. Они не будут противодействовать врачам. Почему я это сделала? Я после смерти могу подарить шанс на жизнь как минимум 5-7 человек.

Амине Уразбековой – 51 год. В 2020-м она заболела коронавирусом. Болезнь поразила почки. С тех пора она живет лишь благодаря гемодиализу и ждет, когда появится подходящий для нее донор.

Амина Уразбекова:

– Потому что я хочу жить ради детей, ради себя. Потому что я жизнь люблю. То, что я прошла, я прошла девять кругов ада, я этого никому не пожелаю.

При этом Амина Уразбекова рассказывает, что к ней обращались люди, которые предлагали купить у них почку. Однако хотя она и в крайне отчаянном положении, но на это, говорит, все же не согласилась бы.

Амина Уразбекова:

– Писали люди в «Инстаграме», говорят: «Купите у нас почку. Купите, купите, мы вам продадим». Были такие случаи. Я их сразу блокировала. Почему? Потому что они не понимают, что у них будут осложнения.

Анар Шаймергенова – одна из немногих, кто успешно прошел трансплантацию за рубежом. 10 месяцев назад ей сделали пересадку почки в Минске, и за это она заплатила больше 30 миллионов тенге. Но если бы подходящий для нее орган нашелся в Казахстане, то спасти свою жизнь она могла бы абсолютно бесплатно. Поэтому Анар Шаймергенова не поддерживает депутата Нурумову и ее предложение торговать человеческими органами – и считает, что нужно не платить живым людям за их почки и печень, а объяснять, что их внутренние органы после их смерти спасут многие жизни.

Анар Шаймергенова:

– Я считаю, что это самый наиболее эффективный, оптимальный вариант донорства. Так как прижизненный донор, например, один человек может спасти всего одного человека и то – только печень или почки.

По данным Минздрава, чаще всего посмертными донорами соглашаются быть жители столицы и северных регионов Казахстана. Сейчас в стране работают 40 донорских стационаров, где принимают органы, а операции по трансплантации проводят шесть центров. В прошлом году в стране было всего четыре посмертных донора, которые спасли жизни 25 сограждан. Однако умерли, не дождавшись операции, 558 человек.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

07 февраля

Новости партнеров

Сейчас в эфире