Почему кражу миллионов тенге в сфере образования часто никто не замечает
В Актобе бухгалтер одной из местных школ едва ли не каждый день переводил деньги учебного заведения на свой счет. За год таких махинаций у злоумышленника накопилось сотни миллионов тенге. В Антикоре заявляют, что такие факты коррупции в учебных заведениях можно обнаружить чуть ли не в каждом регионе страны. Даже в тех школах, где недавно проводился госаудит. Почему часто никто не замечает кражу миллионов тенге?
Автор: Евгений Дубинский
23.06.2023
Сфера образования – не только одна из самых щедро финансируемых отраслей отечественной экономики (именно на нее приходится почти треть всех социальных статей расходования государственного бюджета), но и едва ли не самая коррумпированная. В Антикоре приводят удручающую статистику: образование уверенно держится в тройке лидеров по числу уголовных преступлений, связанных с коррупцией. За последние несколько лет было осждено 143 представителя этой сферы. А ущерб государству составил 11 миллиардов тенге. Половину от этой суммы уже возместили, но черная бухгалтерия все также продолжает процветать.
К примеру, в Актобе финансовый сотрудник учебного заведения за год перечислил себе на счет 200 миллионов тенге, а уже в Алматы тоже бухгалтер одной из городских школ украл чуть меньше – 193 миллиона. Таких правонарушений в стране десятки, а то и сотни. В Антикоре не перестают удивляться, как до их проверок эти преступления никто не заметил.
Асхат Жумагали, председатель Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции:
– По тем объектам, где установлены факты хищения, органы госаудита ранее уже проводили проверки, но почему-то никто не замечал такие нарушения. Буквально вчера нами уже задержан госаудитор ревизионной комиссии Алматинской области. Он подозревается и уже сознался в получении взяток за то, чтобы составлять положительные заключения о проверке.
Эксперты говорят, что остановить коррупцию возможно. Перечисление зарплат мертвым душам можно легко исключить из списка коррупционных преступлений, установив во всех школах систему Face-ID. А интеграция школьных систем бухучета с базами Министерства просвещения и казначейства должна избавить сферу образования от других коррупционных схем. Однако, кажется, будто бы и в этом мало кто заинтересован.
Дидар Смагулов, исполнительный директор общественного объединения «Әділдік жолы»:
– Первые противники этого – управление образования. Я разговаривал с работниками рынка, которые поставляют Face-ID. Они говорят: «Управление образования не дает нам заходить на этот рынок». Сами работники управления образования числятся в школах преподавателями. Они являются уполномоченным органом, они контролируют школы – и, соответственно, ни один директор им ничего сказать не может.
В Высшей аудиторской палате на ситуацию смотрят еще более пессимистично. По их мнению, такие коррупционные проблемы, которые характеры и для других сфер, возникают из-за отсутствия солидарной ответственности министерств и акиматов.
Наталья Годунова, председатель Высшей аудиторской палаты РК:
– Деньги, передаваемые в качестве трансфертов общего характера, то есть субвенций, попадая в местный бюджет, они обезличиваются и становится просто местным бюджетом. И акимат региона имеет право потратить их на любые цели. Соответственно, у Высшей аудиторской палаты нет полномочий по аудиту.
Солидарная ответственность за подрастающее поколение все чаще становится скорее исключением, чем правилом. Многомиллионные кражи и отсутствие адекватной реакции на коррупционные преступления ситуацию не улучшают.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!