{metadescription}
Дыры, трещины и подпорки: как живут казахстанцы в 100-летних домах
Дыры, трещины и подпорки: как живут казахстанцы в 100-летних домах

Дыры, трещины и подпорки: как живут казахстанцы в 100-летних домах

В Бюро нацстатистики посчитали казахстанцев, живущих в аварийных домах. Цифра, конечно, шокирует – больше 29 тысяч человек. В основном они из Атырауской, Акмолинской, Западно-Казахстанской, Абайской областей и Астаны. Всего по стране почти 2 тысячи домов, которые выглядят как в фильмах про апокалипсис. В специальном проекте новостей КТК «Жилье мое» мы рассказываем, кто и как в них живет. Сегодня наши корреспонденты передают из Петропавловска и Семея.

В Петропавловске, по официальным данным, 26 аварийных домов. Они расположены не только на окраине, но и в центре города. В основном это старые двухэтажки. Некоторым больше 100 лет.

Этот дом построили в 1914-м – он один  из самых многострадальных в городе.  Для своих работников двухэтажку возвел Петропавловский мясокомбинат. Их потомки до сих пор основные жители дома. Промышленный гигант, который славился своей тушенкой, давно ушел в историю – и люди остались со своими бедами один на один.

Стены разрывают огромные трещины. Фундамент рассыпается, кирпичи из него без труда можно вытащить руками. Пол в квартирах давно прогнил. Чтобы не упасть в огромные дыры, жители закрывают их чем могут – и весь этот ужас пытаются спрятать под паласами. 11 лет назад строение признали аварийным, но людям до сих пор приходится здесь жить.

Каржаубай Абульхаиров:

– Трещина – прям пополам трещина. Как можно жить в таком доме? Конечно, мы боимся. И за себя, и за детей, и за внуков наших мы боимся. Дом уже все. В буквальном смысле он не подлежит ни ремонту, ни жилью.

Гульбаршин Бикибаева:

– Вон, видите, что творится? Скоро упадет, я боюсь. Рушится, и все. Обращалась: акимат, маслихат, Nur Otan, Amanat. Вот недавно в Amanat была. Что только ни делала – бесполезно.

На фоне всех бед ветхие дома Петропавловска удивляют заботой о них самих жильцов. Мало того что в этих неликвидных строениях умудряются делать дорогие ремонты, так еще и украшают дворы самобытным ландшафтным дизайном. Старые шины превращаются в клумбы и лебедей, а тазики – в садовые грибочки.

Чиновники не скрывают: о бедах жителей этих домов они в курсе. Уверяют, собственники всех 216 аварийных квартир стоят в очереди на новые квадраты. Но когда они их получат – вопрос на засыпку.

По статистике, Абайская область в пятерке регионов-лидеров по количеству аварийного жилья. Чиновники говорят: сейчас в базе данных 22 ветхих многоэтажки, но впору вносить 127. Это еще если не брать в расчет частный сектор. А там ситуация довольно сложная.

В поселке Жоламан, на окраине города, саманные бараки настолько старые, что рассыпаются буквально на глазах, хотя люди продолжают здесь жить. Местные говорят, такое жилье у них покупать никто не хочет. А накопить на новое им не под силу. Поэтому просят чиновников помочь. В округе живут в основном пенсионеры, многодетные, малоимущие и кое-где квартиранты.

Гульжанат Магамбетова:

– Мы не можем встать в очередь на жилье. Ремонт тоже делать не можем, потому что дома барачные, слитные с соседями вместе. Двор маленький, строиться тоже там… Плюс еще то, что ипотеку мы тоже не потянем. Домам по 100 лет. Они уже ветхие. Кирпичи валятся. Многие стоят с подпоркой.

Чиновники говорят, граждане могут встать в очередь, если их единственное жилье признают аварийным. Вот только оценку люди должны заказывать самостоятельно.

Максат Аждаров, руководитель отдела управления энергетики и ЖКХ Абайской области:

– По области насчитывается 22 аварийных дома, признанных аварийными. Имеется заключение по ним. В настоящее время акимом области утверждена дорожная карта по сносу данных аварийных жилых домов и строительству на месте этих участков новых. По ветхим: 90 домов у нас имеется по области. По ним местными исполнительными органами будут приниматься меры по капитальному ремонту.

В Восточном Казахстане аварийные дома тоже есть. И даже в областном центре. Если в одних живут под страхом обрушения, то в других стараются не жаловаться. Бибигуль Мукажанова не жалуется уже 30 лет. В ее аварийном доме есть и свет, и вода. Только прописку получить не удается.

Бибигуль Мукажанова:

– Когда я в акимат поехала, мне сказали, что он аварийный: «Мы не имеем… вас прописывать, ничего». Ну, я говорю: «Я же плачу, я же не прошу ничего такого. Просто я живу здесь». И плачу до сих пор за все комуслуги, и за мусор. И за все. Дома внутри ремонт я сделала. А снаружи – это же надо как-то… Я не жалуюсь на жилье. Жилье хорошее. Тепло у нас. Двор хороший. Все соседи хорошие.

Чтобы встать в очередь на новое жилье из госфонда, чиновники просят у жителей правоустанавливающие документы. Правда, получить их без прописки – проблема.

Гульназ Бауыржанова, специалист отдела управления строительства, энергетики и ЖКХ ВКО:

– Для постановки в очередь по категории граждан Республики Казахстан, единственное жилище которых признано аварийным, для подтверждения категории необходимо предоставить экспертизу-заключение о признании единственного жилья аварийным. А также должны быть правоустанавливающие документы на жилище и прописка. В случае отсутствия документов правоустанавливающих, то данный вопрос нужно решить в судебном порядке.

Жители говорят, самостоятельно справиться с ситуацией не могут. И уже давно. Утверждают, что денег на услуги юристов и оценщиков не остается. Поэтому продолжают жить в разрушающихся домах до последнего, надеясь, что власти им рано или поздно помогут.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире