{metadescription}
На севере Казахстана испортилось зерно: фермеры на грани разорения
На севере Казахстана испортилось зерно: фермеры на грани разорения

На севере Казахстана испортилось зерно: фермеры на грани разорения

На севере страны после затяжных дождей испортилось зерно. От воды пшеница массово прорастает прямо на полях. Продать такой урожай хлеборобы уже и не планируют – надеются пустить хотя бы на корм скоту. Хозяйства оказались на грани разорения. Чтобы выжить, фермеры просят отсрочить все кредитные платежи. А главное – сделать это немедленно и без бюрократии. Доказательства ущерба с каждым днем на полях превращаются в гнилую траву.

В хозяйстве Жомарта Омарова рекордные урожаи пшеницы – норма. Все потому, что хлебороб опирается на передовые технологии, свой многолетний опыт и профессиональные знания. Так тяжело, как в этом году, с зерновыми давно не было. Когда колосья наливались, свирепствовала 40-градусная жара. А едва пшеницу скосили, зарядили проливные дожди. От таких катаклизмов сама природа перепутала осень с весной – и зерно стало прорастать прямо в колосе.

Вот это просто сверху возьмем, вот потери. Вот, видите? Вот она, все вот это пустое. Вот она как – прорастает как. Вот видите, все в земле. Она практически… невозможно его вырывать. Весь валок вот такой вот проросший.

Пшеницу пытаются спасти. На полях круглосуточно работает техника, которая поднимает и переворачивает проросшие колоски. Их надеются высушить, чтобы пустить хотя бы на корм скоту. Работа затратная, и нет гарантий, что от нее будет толк. Любой внезапный дождь может перечеркнуть все старания и только преумножить потери.

Из-за повышенной влажности зерно в полях стремительно прорастает. Из такой пшеницы уже не получится муки. В лучшем случае этот колос пойдет на корм скоту.

Жомарт Омаров, директор фермерского хозяйства:

В натуральном выражении теряем – это 50%. Считайте, 50%, от 30 до 50 – где сколько проросло в земле. И плюс в качестве по цене уже. Или 115 тысяч при урожайности 20 центнеров взять, да, или там 10 центнеров – и по 65 продать.

Потери, по подсчетам фермеров, тройные. С ними на грани разорения оказались те, кто старался вкладываться в свое дело, покупать новую технику и заботиться о земле, не жалея денег на удобрения. Все это – в кредит. Сейчас платежи в сотни миллионов тенге – приговор агробизнесу. Фермеры просят отсрочить выплаты по займам на два года, чтобы уверенно провести новую посевную и уборочную. Говорят, нужна срочная помощь без бумажной волокиты, ведь то, что дожди принесли беду, очевидно.

Жомарт Омаров, директор фермерского хозяйства:

Полчаса не сидим на обеде, просто соскакиваем и пошли – надо вырывать. Мы не знаем: там опять прогнозируют 25-го – будет она, не будет, но у нас страх. Да и сейчас я буду доказательства искать, что ли, где это. Как будем доказывать? Просто ответственность берет, допсоглашение к этому договору, подписал – и всё, честь имею! Волевое решение, и каждый крестьянин, он настолько ответственен.

Мейрам Мендыбаев, руководитель управления сельского хозяйства и земельных отношений акимата СКО:

Нами было написано письмо в Продкорпорацию по пролонгации кредитов, полученных нашими аграриями. На валках в области 250 тысяч гектаров было, на сегодня она составляет остаток 126 тысяч гектаров. Вся техника на полях работает. В принципе, проблем не будет, и будет убрано все зерно, которое проросшее действительно из-за этих обильных осадков.

К такому оптимизму чиновников хлеборобы относятся прохладно. На пришедшие погожие деньки надеются, и сами стараются не плошать. Уборочную планируют завершить через две недели. С оговоркой – если позволит погода. И только тогда будет ясно, каковы точные масштабы потерь.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире