{metadescription}

В понедельник, 24 февраля, началось празднование Масленицы

Празднование Масленицы пришло из славянской языческой культуры и сохранилось после принятия христианства. Это древнейший народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица относится к числу праздников, составляющих подвижную часть календаря. Начало Масленой недели зависит от даты главного христианского праздника ‒ празднование Масленицы начинается за 56 дней до Пасхи.

Масленица, Масленая неделя ‒ просторечное название Сырной седмицы, последней перед Великим постом недели. В христианском смысле она посвящена одной цели ‒ примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. В продолжение Масленицы православные христиане по церковному уставу не едят мясо, но употребляют в пищу рыбу и молочные продукты.

Впервые о Масленице упоминалось в XVI веке. Масленица ‒ традиционно значимое народное действие, оно складывалось столетиями и представляло собой сложный, многоплановый, регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Наиболее важными ритуальными элементами были поминальные обряды, связанные с поминовением усопших родителей и родственников. Кроме того, традиции празднования связаны с молодоженами, масленичными развлечениями и проводами Масленицы.

Масленица издавна была общенародным праздником, не имевшим каких-либо возрастных, социальных, семейных или гендерных ограничений. Неучастие в празднике могло быть оправдано только увечьем, немощью или болезнью человека. Ее радостно встречали как население сельских окраин, так и жители столицы, больших губернских и малых уездных городов России.

Праздновать Масленицу начинали с понедельника. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Каждый из них имел собственное название: понедельник ‒ «встреча», вторник ‒ «заигрыши», среда ‒ «лакомка», четверг ‒ «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница ‒ «тещины вечерки», суббота ‒ «золовкины посиделки», воскресенье ‒ «проводы», «прощенье», «прощеный день».

Самыми важными считались последние четыре дня праздника, называвшиеся «широкой» или «разгульной» Масленицей. Перед ними мылись в бане, чтобы очистить себя от тягот и несчастий прошедшего года. В домах прекращали постоянную работу, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым. На Масленицу накрывали обильные сытные столы из мучной и молочной пищи, а также из яиц, рыбных блюд, пирогов, кваса, пива. В праздничной трапезе обязательно присутствовали блины ‒ языческий символ солнца и обязательный атрибут поминок.

В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. Хождение родственников друг к другу на блины сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год. К Масленице приурочивалось исполнение большого количества обрядов, связанных с чествованием молодых супругов, вступивших в брак в этом году. Их валяли в снегу, катали с гор на примороженных шкурах животных и санях, сажали на перевернутые бороны.

Повсеместно главным праздничным действием было катание с горок ‒ на санях, шкурах домашних животных, перевернутых скамейках, обледенелых корытах и решетах. Также нарядная молодежь каталась на лошадях, переезжая из деревни в деревню с шумом, песнями и игрой на гармошке. Лошадей при этом украшали лентами, цветами и звонкими колокольчиками.

В последний день недели в губерниях России совершались проводы Масленицы. В одних местностях ритуал бытовал в форме сожжения масленичного чучела, в других ‒ в виде проводов-похорон. Символ праздника участники масленичного поезда привозили или приносили насаженным на шест сразу после гуляний и объезда деревни, ближе к сумеркам. При этом все сопровождавшие громко пели, смеялись и кричали. Участники процессии часто наряжались в соломенные колпаки и кафтаны, которые также бросали позднее в костер. Масленица могла иметь различные воплощения ‒ в виде соломенной или деревянной куклы; снопа с нарисованным лицом, надетого на жердь; сосновой или еловой ветки, украшенной лентами, платками и бубенцами. В сожжении масленичной куклы принимало обязательное участие все население данного села или деревни, но главным исполнителем ритуала являлась молодежь.

Хотя к ХIХ ‒ началу ХХ века большая часть обрядов утратила свое ритуальное значение и стала носить развлекательный характер, Масленица по-прежнему символизирует собой рубеж зимы и весны, сытой веселой жизни в течение масленичной недели и аскетизм, голодание и покаяние Великого поста.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

20 марта

Новости партнеров

Сейчас в эфире