Казахстанский бизнесмен попал в скандал из-за своего высказывания об ответах россиянам на казахском языке
Руководитель холдинга Choco Рамиль Мухоряпов оказался в центре скандала. Поводом стала брошенная им реплика о казахском языке на встрече с переехавшими из России. Видео появилось в Сети.
Фото: instagram.com/rrm777
19:31 20.10.2022
Судя по контексту, на встрече организаторы объясняли россиянам нюансы жизни в нашей стране, а также общения с коренным населением. В частности, отмечалось то, что казахстанцы не всегда в разговоре могут ответить на русском языке, а будут отвечать на своем родном.
«На самом деле если такое происходит, я буду лично крайне опечален. Но кроме ситуации, когда человек реально не знает русского. Потому что, мне кажется, это все равно чуть-чуть странно. Чуть-чуть какое-то проявление такого национализма. Это можно принять, но это не от большой культуры», – заявил Мухоряпов на встрече.
Пользователи соцсетей осудили высказывание Мухоряпова и призвали бойкотировать сервисы, принадлежащие холдингу Choco. Также они потребовали извинений от бизнесмена.
«Рамиль Мухоряпов, во-первых, принесите извинения. На казахском. Это будет проявлением большой культуры. Во-вторых, завязывайте обсуждать казахов и казахский язык в такой уничижительной манере с кем-либо... Это очень тупо. И как минимум чревато для вас правовыми последствиями», – написал в своем Facebook журналист Азамат Ергали.
Журналист и общественник Максим Рожин обратил внимание, что в некоторых сервисах холдинга Choco отсутствует информация для пользователей на казахском языке.
«Я стараюсь быть объективным, и сайты idoctor.kz и chocotravel.com для меня стали неожиданностью и порадовали своими страницами на казахском языке. Но почему такой неравный счет? 5 сайтов к 2 не имеют версий на казахском языке? Это такое отношение в целом к языку и казахоязычному клиенту? Почему он не может прийти и получить уcлугу на казахском? Вы же нарушаете их права, или вы так не считаете?
В целом такая избирательность и отношение к казахоговорящим (знающим только казахский язык) клиентам мне не совсем понятна. Не хочу думать, что это результат вашего личного взгляда на проблематику использования казахского языка или, что еще хуже, ваша низкая культура (вы об этом сами упоминали), но дайте поручение привести в соответствие ваши сайты оказания услуг. Иначе получается, что отношение не очень!
Рамиль Мухоряпов, вам стоило сначала обратить внимание на эту ситуацию в своем бизнесе, подтянуть культуру отношения к своим, казахстанским клиентам и уж потом говорить о гостеприимстве и отношении к гостям. Отношение вашего бизнеса к своим гражданам оставляет желать лучшего. Что очень жаль», – цитирует Рожина Tengrinews.kz.
«Отправьте его (Мухоряпова) в Жетысай на неделю. Я дорогу оплачу», – заявил блогер Кирилл Павлов.
«Мы хотим, чтобы вы извинились, не оправдались, а именно извинились перед всеми народами, которых вы успели задеть в своих устных и письменных высказываниях. И уже как-то на деле показали, что вам не безразличен казахский язык или хотя бы население, говорящее на нем», – написала в своем Facebook PR-специалист Альбина Рамазан.
Рамиль Мухоряпов попытался объяснить свои слова о казахском языке.
«Моя уверенность – круто, когда умные и продвинутые ребята из разных стран едут в Казахстан! Круто, если они здесь останутся, это приток компетенций, знаний, налогов. (...) Моя уверенность – мы издревле славимся своей гостеприимностью, и надо встречать ребят как гостей.
Проявлять недружественность, показывать превосходство, не помогать, завышать цены – не круто. И это не круто не только по отношению к приехавшим, но и по отношению к своим землякам.
Про язык – если у тебя гость просит помощи и ты, не зная русского, пытаешься помочь гостю, отвечая на казахском, – ты красавец и настоящий гостеприимный житель страны.
Если же ты русский язык знаешь и просто издеваешься, хочешь показать свое превосходство, специально отвечая на казахском, – в душе нет у тебя настоящего казахстанского гостеприимства», – написал Рамиль Мухоряпов в своем Instagram.
«Друзья, что хочу сказать. Я уважаю казахский язык, Казахстан – моя родина! Я не хочу, чтобы мои слова были неправильно поняты. Я против любого притеснения/давления», – заявил Мухоряпов.
Вместе с тем в Chocofamily Holding признали, что есть недоработки в части использования казахского языка в их сервисах.
«Касательно коммуникаций на казахском языке: во всех сервисах вы можете получить консультацию на казахском языке в службе заботы о пользователях и наших страницах в соцсетях. Но мы видим, что в контенте на государственном языке на страницах у нас есть пробелы. Мы работаем над этим, и в ближайшее время на всех страницах будет доступен контент на казахском языке», – говорится в официальном заявлении холдинга Choco.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!