Профессия – учитель: Дмитрий Ромащенко преподает казахский язык и литературу в Костанае
В рамках проекта «Герои Республики» МИА «Казинформ» публикует истории о людях с активной гражданской и жизненной позицией, которые каждый день меняют жизнь страны к лучшему.
Фото: Казинформ
11:30 23.10.2022
Учитель казахского языка и литературы костанайской гимназии им. М. Горького Дмитрий Ромащенко стал героем одного из материалов.
Родился Дмитрий Ромащенко в 1993 году в Федоровском районе Костанайской области, в преимущественно русскоговорящем поселке Федоровка. Именно здесь началась история дружбы маленького Дмитрия с казахским языком.
«Я всегда хотел быть учителем казахского языка и литературы. Но то ли от неосведомленности, то ли тогда на ЕНТ мы не могли четвертым предметом сдавать казахский язык и литературу, мне пришлось сдавать английский. Поэтому и пришлось поступить на английскую филологию. Однако я не оставил свою идею с казахским языком и на втором семестре первого курса перевелся на казахскую филологию в казахскую группу», – рассказывает Ромащенко.
Проявлять интерес к языкам, в особенности к казахскому, Дмитрий начал уже в начальных классах. И того, что давали в школе, ему было недостаточно. В свободное время он занимался изучением языка самостоятельно.
«Конечно, на тот момент ребенком вряд ли осознавал, что это моя жизненная цель. Я видел, что вот, к примеру, английский и казахский у меня получаются. А вот математика – ну, не очень. Причем казахский я сразу полюбил. Спасибо моим учителям. Они умели мотивировать. В старших классах я начал уже участвовать в конкурсах, олимпиадах. Выиграл районный конкурс, получил приз. Что нужно было простому сельскому мальчику? Ну, получил настольную лампу в подарок, тысячу тенге в конверте – здорово! Но это очень мотивировало», – говорит Дмитрий Ромащенко.
Мотивированный школьник решил продолжить свое увлечение и начал принимать участие в более крупных и серьезных конкурсах.
«У нас есть конкурс "Тiл шамшырақтары", где были большие денежные вознаграждения за призовые места. И я без какой-либо подготовки в первый раз поехал участвовать. Это был хороший опыт. Тогда у меня появилась цель подготовиться в следующий раз основательно и выиграть. Но, чтобы получить призовое место в области, нужна была какая-то фишка. И я решил на конкурс со стихом ехать. Как сейчас помню: сижу в сарае, перебираю картошку и начинаю сочинять стихотворение. На казахском. Потом в школе подошел к учителю, она меня подправила, и я с этим стихом и поехал на областной конкурс. И занял третье место. Это был 2010 год. Приз в 27 тысяч тенге для меня казался тогда высшей наградой. Я тогда на эти деньги купил себе телефон (смеется). Потом в 10-11 классах были олимпиады по казахскому языку. Одна, другая. И тогда всерьез задумался о том, чтобы пойти по этому пути и стать учителем казахского языка и литературы», – отмечает Ромащенко.
Большую помощь в изучении языка оказали родители Дмитрия, особенно мама.
«Я учился по обычной школьной программе, как другие ученики. И не просил учителей дополнительно заниматься, просто дома занимался. Занимался, потому что был интерес. Здесь хочется сказать спасибо маме, которая никогда не отказывала мне в литературе на казахском. У меня был такой маленький, уже весьма потрепанный словарь казахско-русский. Потрепанный, потому что он был уже настольной книгой. Что я делал? Брал любой текст и каждое слово переводил. Запоминал. Потом я уже начал понимать, где какие окончания использовать, как правильно использовать слова и словосочетания. Как-то само мне все это дошло. С личной практикой», – говорит Дмитрий.
Дмитрий Сергеевич вспоминает время, когда было тяжело учиться ему – не носителю языка. Но и тогда не стал предавать свою мечту стать учителем.
«Когда я на первом курсе с русского отделения перевелся на казахское, честно говоря, было очень сложно. Чуть ли не до нервного срыва. Мало того что тебе язык нужно изучать, еще и другие предметы, все преподавались на казахском языке – социология, экономическая теория. Ты вроде понимаешь, но сказать не можешь. Читаешь, понимаешь, а воспроизвести и запомнить – сложно. Я очень хотел бы, чтобы у нас для русскоязычных открыли отделение для учителей казахского языка», – делится Дмитрий Ромащенко.
Он отметил, что бросить все желания, конечно, не было. Но со временем пришло понимание того, что не стоит гоняться за оценками. А просто принять сей факт и потихоньку углубляться в язык, в казахскую литературу.
На последнем курсе Дмитрий Ромащенко проходил практику в своей родной федоровской школе. Там же по завершении обучения остался работать. Здесь был получен большой и бесценный опыт. Но надо было двигаться дальше. Это и сделал Дмитрий Ромащенко, переехав в Костанай, поступив в магистратуру и устроившись учителем казахского языка и литературы в одну из сильнейших школ областного центра. С недавних пор он назначен заместителем директора школы по учебной работе.
Преподавание, как отмечает сам Дмитрий Сергеевич, не мешает заниматься ему творчеством. И оно тоже связано в изучением казахского. Через социальные сети посредством коротких обучающих видео в ТикТок Дмитрий популяризирует изучение государственного языка.
«Предыстория такая: у нас в Костанае в Доме дружбы есть курсы бесплатные "Ситуативный казахский язык". Их я веду для всех желающих. И было время, когда в самом начале был недобор учеников. И я решил записать объявление о наборе в группу, сняв видео в ТикТок. Просмотры видео были хорошие. И я подумал: а почему бы нет? Почему бы не записать обучающие видео? Идей ведь много. С этого все и началось.
Для меня через эту площадку важно популяризировать изучение казахского языка. Я в первую очередь учитель. И благодаря этой площадке я делюсь своими знаниями, которые, уверен, многим полезны. Даже если ребенок или взрослый, просмотрев видео, запомнит два-три слова на казахском языке – для меня уже достижение. Да и президент неоднократно говорил о том, что поддерживает развитие ТикТок-площадки», – отмечает учитель.
Педагог не скрывает и наличия проблем в системе обучения языку. И говорит о них открыто.
«Проблема в низкой мотивации к изучению языка. И это в первую очередь идет от семьи. Именно родители должны демонстрировать значимость казахского языка. В моей семье, к примеру, указывали на значимость. Хотя мы полностью русскоязычные, родители – украинцы. Но в семье у нас всегда было понимание, что, если ты живешь в Казахстане, нужно уважать и изучать язык родной страны. Я поэтому детям говорю, что язык родной страны знать – обязанность и приоритет. Что касается программы школьной, то она весьма нелегкая. Поэтому, чтобы заинтересовать и разгрузить детей, мы часто проводим уроки говорения, то есть в диалогах практикуем язык. Детям нравится, и они так лучше запоминают», – делится Дмитрий Сергеевич.
В планах у Дмитрия Ромащенко масштабироваться в творческом плане. К примеру, в ближайшее время он планирует запуск курса по изучению казахского языка. Пока он на стадии разработки.
«Да, курс не будет бесплатным. Но это будут те онлайн-курсы, благодаря которым любой сможет легко и просто начать говорить на казахском. А главное – понимать. Хочется акцентировать внимание на элементарных вещах. Многим людям не нужно знать всю теорию, грамматику, важно начать заговорить. Именно на это и будет нацелен курс. А когда у человека уже будут базовые знания, ему не составит труда, да и интерес уже будет больше – изучить глубже казахский язык», – заключил герой рубрики.
Смотрите нас в YouTube! Читайте в Facebook, Instagram и Telegram!